Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Приличия и свобода




Существуют т.н. приличия. Неприлично, например, пукать за столом. В то же время, неприлично обращать внимание, когда кто-то пукнул. Неприлично сидеть в транспорте, когда рядом стоит беременная женщина. Или веселиться на похоронах.

Эти законы неписанные, но их никто не отменял.

Безусловно, в обществе есть люди, имеющие - для простоты назовём это так - "необычную" точку зрения на происходящее в Сирии (а также на Донбассе). Наши идеология и общественный строй предполагают возможности различных точек зрения, в том числе и таких. Уж если ссылаться на закон - он ПОЗВОЛЯЕТ людям иметь собственную точку зрения. И приличия это тоже позволяют.

Более того: неприлично навязывать свою точку зрения другим. Можно лишь предлагать - авось, понравится.

Всё это - касательно частного лица. Государство же, ведущие боевые действия нуждается в поддержке граждан, поэтому ему навязывать свою точку зрения вполне прилично.

Но это только в ситуации войны. Свои взгляды по поводу развития и состояния экономики (в нашем случае - чаще всего бредовые) в мирное время демократическое государство навязывать гражданам не может. Но это я отклонился от темы.

Итак, есть граждане, считающие сирийскую операцию авантюрой. Тогда всех, кто поддерживает "сирийскую авантюру" они считают преступниками. Вплоть до артистов, которые выступают в Алеппо. И потому по поводу гибели "преступников" испытывают радость. Так мол им и надо! Сами виноваты!

Да пусть их злорадствуют, Бог им судья! Но во имя приличий следует скрывать эту радость от других. Прилично иметь свою точку зрения на военную операцию, но неприлично радоваться смерти наших граждан. У приличия есть свои границы, преступать которые нельзя.

Логика здесь следующая. Отношение к сирийскому делу есть часть личных политических предпочтений. К приличиям это напрямую не относится. Вернее - приличия допускают "необычные" точки зрения на политические события. Потому что это идеи, а они бывают разные. Мало ли что кому в голову взбредёт? Головы у всех разные.

А вот крушение самолёта и гибель соотечественников уже относится к приличиям, причём напрямую. Потому что это касается чувств, а они у всех примерно одинаковые. Сердце у всех одно. Приличия требуют в этой ситуации испытывать скорбь. Причём - от всех, на то они и приличия.

Приличия не допускают "разных точек зрения" на трагическую гибель соотечественников. В частности, карикатуры "Шарли Эбдо" недопустимы именно с точки зрения приличий, но не закона. Закон их вполне допускает. Это разные вещи - приличия и закон.

Недопустимо глумление над смертью людей. Равно как недопустимо глумление над теми ценностями, которые считаются вечными - любовь, семья, дети, верность, дружба, Отечество... Этого не допускает не закон, но приличия. Закон позволяет иметь какие угодно взгляды на любовь и дружбу - и этим отличается от приличий.

Приличия разных толкований не предполагают. Они универсальны. Например, в Германии прилично пукать за столом, а во Франции и России - нет. В западном обществе неприлично отрицать холокост. А в нашем - вполне даже прилично. В XIX веке евреев было прилично называть "жидами". Так делали все. А теперь - неприлично. И почему - Бог весть. Это данность.

Именно приличия делают нас людьми, отличают от животных.

Поэтому тем, кто имеет "необычную" точку зрения на сирийскую операцию и потому радуется по поводу гибели самолёта - во имя тех самых приличий - следует помалкивать. Либо выражать свои взгляды в узком кругу единомышленников. Так оно приличнее. А если уж писать об этом в блоге, то подзамочно, только для друзей. Повторяю: не потому, что в нашем обществе "недостаточно свободы", а потому, что этого требуют приличия.

Итак: в открытую, в блогах можно что угодно писать о политических событиях. Это допускает и закон, и приличия. А вот выражать радость по поводу гибели людей разрешает только закон. Приличия этого не допускают.

Приличия к свободе никакого отношения не имеют. Это разнопорядковые вещи. С точки зрения свободы, совокупность норм приличий есть сознательное самоограничение с целью оберегания человеческих чувств и личных привязанностей. Мы испытываем личную скорбь на похоронах, и потому выражение радости оскорбляет наши чувства. Конечно, человек имеет свободу, чтобы на похоронах радоваться. Но приличия этого не допускают. Они защищают общепринятые моральные нормы. Которые связаны с чувствами людей. Пушкин пишет:

Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

Оттого в обществе и существуют приличия - о которых все знают. С целью защиты наших чувств. Потому что человеческие чувства - настолько деликатная и субъективная вещь, что кроме приличий их защитить и некому. Человек, пукнувший за столом, испытывает колоссальную неловкость. Ему стыдно. Приличия предписывают не замечать этого поступка, чтобы пощадить его чувства - ведь если мы обратим внимание на его пуканье, то ему будет ещё более стыдно и неловко. К чему усугублять неприятные чувства? Не лучше ли их пощадить?

Вот так это работает. Всё взвешено. И практически все наши чувства защищаются нормами приличий.

Если же люди настолько смелы, что толкуют понимание свободы расширительно, распространяя его и на сферу приличий, а потому готовы выражать злорадство открыто, нарушая моральные нормы, то им следует иметь смелость стойко переносить эмоции общества по отношению к себе. Сами виноваты.

Что касается презрения (или даже ненависти) общества по отношению к тем, кто нарушает приличия и оскорбляет личные чувства людей - это совершенно нормальная, логичная вещь. Эмоции можно любые испытывать)) Это тоже личное дело. Опять же: не навязывая их другим. Одни испытывают ненависть к радующимся трагедии, другие нет - это всё чувства, то есть личное дело каждого. Я лично испытываю к ним жалость.

А вот следует ли наказывать радующихся (причём, в законодательном порядке), лишать работы или гражданства - совсем другой вопрос. Приличия такого не предполагают.
Tags: культура, на злобу дня, философия
Subscribe
promo kot_begemott december 9, 2014 04:34 86
Buy for 50 tokens
...Которые своей поддержкой делают возможным мой многолетний независимый блог. Я отдаю всё своё время текстам и материалам, выложенным здесь. Не остаётся возможности где-либо работать. Если можете, помогите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments