Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Высшее для русского




"У нас нет прошедшего. Петр Великий отсек его у нас, и как будто нет и будущего; лишь бы стало по наш век, а там хоть не цвети Россия. Чудное дело! Не татары, а Запад, где история, генеалогия и майораты, сделал нас почти кочевым народом. Не предчувствие ли это недолговечия России? Неужели она, убежище и упование всех друзей порядка и тишины, не что иное, как огромный метеор, который столь же быстро погрузится в глубокий мрак, сколь светло и величаво он вышел из него? О, помилуй, Господи!"
Филипп Вигель. «Записки» (1891)

Так вот: не видят истинной проблемы. Она не в привязанности к прошедшему или к будущему. Дело вообще не в них. Это - неверный разрез проблемы. Дело, если можно так выразиться, не во временном, но вечном.

Главная проблема - в любви к крайностям. Если русский к чему-то привязывается, то отметает всё остальное. Он максималист по натуре. А максимализм этот связан с ленью и всякими такими вещами, я уже писал.

Русские усвоили не прогресс. Не приобщились к парадигме прогресса. У нас нет ВНУТРЕННЕЙ, душевной, базовой потребности в создании нового. Это совершенно особое устроение души, о нём Вальтер Шубарт хорошо написал ("Европа и душа Востока"):

«Западноевропейский человек рассматривает жизнь, как рабыню, которой он наступил ногой на шею… Он не смотрит с преданностью на небо, а, полный властолюбия, злыми враждебными глазами глядит вниз, на землю. Русский человек одержим не волей к власти, а чувством примирения и любви. Он исполнен не гневом и ненавистью, а глубочайшим доверием к сущности мира. Он видит в человеке не врага, а брата».
Англичанин хочет видеть мир — как фабрику, француз — как салон, немец — как казарму, русский, — как церковь. Англичанин хочет добычи, француз – славы, немец – власти, русский – жертвы.
Англичанин хочет наживаться от ближнего, француз – импонировать ближнему, немец – командовать ближним, а русский ничего от него не хочет. Он не желает превращать ближнего в свое средство. Это братство русского сердца и русской идеи. И это есть Евангелие будущего. Русский всечеловек есть носитель нового солидаризма. Прометеевский человек уже обречен смерти...

...Запад движим неверием, страхом и себялюбием; русская душа движима верою, покоем и братством...

У европейца — человек человеку волк, всяк за себя, всяк сам себе бог; поэтому все против всех и все против Бога; и героичность его есть очень часто эксцесс себялюбия и гордости — личной или национальной. Это корыстный и хищный героизм. Европеец доволен, когда ему завидуют, и терпеть не может, чтобы его жалели, — это унижение. Поэтому он скрытен, притворяется, чопорен, чванлив и театрально надут — и когда русский это видит, то у него щемит на сердце.

...Новый человек Европы не заметил, как он прошел через иудаизацию христианства и утратил и Бога и Христа.
...Можно сказать, что европеец — человек дела, а русский — человек души и сердца. И Европа есть страна деловитости, а Россия есть родина души.

...Русский человек — настолько укоренен в вечности, что способен наслаждаться настоящим мгновением. Для европейца характерно страхование жизни в страховых обществах; для русского — пренебрежение к скопидомству. Верным инстинктом русский чует, что капиталист — раб своего капитала и что жадность есть страх и безбожие. Отсюда же у русского — не историческое, а религиозно-метафизическое созерцание истории. В истории он стремится не ухватить все и все запомнить — а постигнуть религиозный смысл событий.

...Европейца тянет к специализации. Русского — к целостному созерцанию. Европеец — расчленяющий аналитик. Русский — всепримеряющий синтетик. Он стремится не побольше знать, а постигнуть связь вещей, уловить сущность. Русский способен как никто — слить поэзию, науку и религию; и в этом — будущее за ним, а он сам — человек будущего..."


Более того. У нас демонизируют любителей усовершенствования: "Тебе что, больше всех нужно?" Их считают выскочками, противопоставляющими себя коллективу. А коллектив другим живёт.

Прогресс - удел индивидуалистов, русский же человек по натуре коллективист.

Смехотворны рассуждения политиков и экономистов по поводу "назревших реформ". Они в самом деле не понимают, что происходит? Какие, к чёрту, реформы? У кого? С кем? Ради чего?

Самое главное - понять русского человека. А ему точно нужно развитие? Самой его сути? Его душе? Мы любим, ценим и умеем использовать результат развития - это да. Но есть ли у нас внутренняя потребность в развитии, в постоянном, натужном преобразовании реальности? И откуда она? Мы точно умеем себя противопоставить тому, что есть? Вы уверены?

Для нас Запад стал чем-то наподобие волшебной палочки, магического актора. Прочёл заклинание - оно как-то всё само собою устроилось. И напрягаться не нужно.

Магическому человеку развитие не нужно. Это несовместимые вещи. И эта проблема практически непреодолима.

Мы только по форме приобщились к современной цивилизации. На самом деле, мы остались традиционными людьми, имеющими магическое мировосприятие. Для нас Запад есть религиозный объект. Мы как верили в иное - в Бога, так и продолжаем верить, теперь в Запад. А в самих себя мы, на самом деле, не верим. И не верили никогда. А ведь для западного человека это самое главное. Попробуйте привить эту веру русскому! Хочу посмотреть, что у вас получится.

Русский человек верит не в себя, но в нечто Высшее. Пусть в основе этой веры лежит лень - но это так. Вот это Высшее он и наделяет способностью быть актором развития. Как это - взяться самому? Сам по себе, без Высшего, русский человек - ничто. Он не мыслит себя без Высшего. Бердяев пишет, что "русский человек может быть с Богом, может быть против Бога, но никогда - без Бога".

И это Высшее я сейчас перечислю))

Прежде всего, это родная власть. Власть для нас также Высшее, имеющее магическую природу. Если она даст волшебный пендель, то русский человек почешется. Доказательство - сталинские шарашки. Нетрудно видеть, что и к Президенту, вроде как частному лицу, выбранному с помощью формализованных демократических процедур, у нас относятся как сакральной фигуре. Чуть ли не как Помазаннику Божьему. Хотя, казалось бы - почему? Кто его помазал? Либеральная идеология, политическим выражением которой является президентская власть?

Президент в нашем восприятии обладает бесконечным могуществом. Он обладает особенными знаниями. Он ЗНАЕТ, КАК. Даже в яростном отрицании личности Президента ("банду Путина - под суд!") у нас подразумевается сакрализация личности Государя. Он должен быть правильным, подавать благой пример. Звать вперёд, на великие свершения. Перефразируя Бердяева, русский человек может быть за Государя, против Государя, но никогда - без веры в Государя.

Вообще, русские - странный народ. Относятся к Государю как к мистической фигуре, объекту веры. Но когда им об этом говоришь, начинают яростно отрицать. Нет, мол, мы люди сугубо рациональные, живём сплошным анализом да умом!

Кроме всяческой сакральности, Государь рассматривается русскими как свой человек. Как член семьи. Как собственный отец. Как нечто бесконечно близкое и родное. Это не просто недоступное и могущественное божество - одновременно, это и близкой родственник. Тот, кто персонифицирует собою наш народ_как_семью. И когда большинство русских смотрит выступление Путина, то чувствует тепло на душе. Гормоны уюта и покоя.

На втором месте у нас идёт коллектив. Это мысль новая для меня, но, судя по всему, у русских есть некий коллективный архетип, когда референтная группа воспринимается как единое, живое, органическое целое. Также являющееся Высшим по отношению к индивиду. А лидер этой группы - та самая мистическая власть))

Причём тут подразумевается не обязательно трудовой коллектив - но и русский народ в целом. Я бы даже точнее сформулировал: народ, воспринимаемый как одна семья. Народ-семья также для нас Высшее себя, а значит - религиозный объект. Мы можем поносить свой коллектив (или народ), считать его рабским и отсталым, но на самом деле, готовы ему служить. И именно от него - народа или коллектива - ожидаем признания. Вообще, этот кусок надо бы Алексею писать. Потому что, в отличие от меня, он народен. Он часть народа. Он чувствует его. А я - интеллигентская выскочка))

Затем - Запад. Мы также воспринимаем его как нечто Высшее себя. Как объект поклонения. Как нечто глубоко архетипическое. Для нас Запад олицетворяет собой прогресс. Всё самое лучшее, что есть в жизни)) Только вот... недостаточно тепла. Всё красивое, эффектное, яркое - но чужое.

Также русский верит в Судьбу. Не следует недооценивать этой веры. Наше русское "авось" напрямую связано с Судьбою, неким благим Промыслом. Который нас не оставляет. Но и с ленью - куда ж без неё, родимой?))

Наше отношение к Западу, Судьбе, власти и народу (коллективу) религиозно, оно уходит на бесконечную душевную глубину. Это четыре главных кита, основные архетипы, на которых стоит русское самосознание. Именно используя их и нужно начинать думать о развитии. ПОДСТУПАТЬСЯ К ПРОБЛЕМЕ.

Все архетипы должны быть определённым образом использованы. Ну, вот как в Японии использовали архетип личной преданности воина вождю, перенеся его на преданность сотрудника фирме.

У нас следует сделать нечто подобное. Уже ясно, что упор нужно делать не на индивидуальную предприимчивость, а на восприятие общества как одной семьи. Со всеми вытекающими. Например, точно так же, как в Японии, наша власть должна взять на себя чёткие и определённые обязательства по отношению к народу, а не просто господствовать над ним.

Отец в семье - прежде всего, защитник. Потом - тот, кто справедливо рассудит. И, наконец - тот, кто знает всё. Знает, как правильно. И всегда несёт ответственность за каждое слово и поступок.

Мы не Запад, без власти (как объединяющего и направляющего фактора) у нас развитие не получится. У нас первичной ячейкой развития может быть не индивидуум, но коллектив. Сколь бы архаичным это не казалось современному вестернизованному сознанию.

Власть, коллектив, Запад - необходимые акторы нашего развития. Они должны "работать" все, одновременно. Они должны учитываться. Развитие должно "встроиться" в совокупность этих акторов, стать единым с ними. У нас же идут по пути коверканья русской жизни, насильного переустройства её в угоду развития по образу и подобию Запада.

Смехотворно пытаться проводить реформы в экономике (да и политике), когда не разобрались с фундаментом. Смехотворно отрицать религиозный, мистический фундамент в русском человеке. Он никуда не делся, и от образования, в общем, не зависит.

Основная ошибка наших теоретиков заключается в том, что развитие связывают с рациональной или материальной мотивацией. Мол, человек будет трудиться, когда ему выгодно. Или - ну, это вообще высший пункт анализа! - когда его взбодрит (магическая по своей сути) "Русская Идея". Этакая морковка, подвешенная перед осликом.

Часто утверждают, что мотивация русского человека до-экономическая. Мол, не развились русские до западного уровня, когда всё делают из личной выгоды. На самом деле, она вне-экономическая. Мы и не должны развиваться по западному пути.

Народы идеями не живут, оставьте их для единичных выскочек)) Народы живут архетипами, некими базовыми предрассудками, уходящими на глубину бессознательного. А экономика уже вторична. Экономика есть крыша, венчающая всё здание. У нас не только здание не построили, но даже нет прочного фундамента - а туда же, хотят "современных реформ". И потом удивляются - с чего бы это здание государственности обрушивается через каждые несколько десятилетий? Ещё и козлов отпущения находят, типа Горбачёва или Николая II... Оно и дальше будет регулярно разрушаться. Если заниматься только поверхностными реформами.

Развитие по самой своей сути связано с архетипами, религией, мистикой. Вот здесь и надо копать. Прежде всего, следует разобраться с основами развития. А рационально мыслящие идиоты попали в Россию по ошибке. Уезжайте на Запад, там вам самое место!

Но у нас ведь, как всегда, хотят достичь результата влёгкую, путём копирования Запада. Авось, всё как-то само по себе заработает.
Tags: Восток - Запад, Запад_как_он_есть, Русская Идея, проблема развития, русское, философия
Subscribe
promo kot_begemott december 9, 2014 04:34 84
Buy for 50 tokens
...Которые своей поддержкой делают возможным мой многолетний независимый блог. Я отдаю всё своё время текстам и материалам, выложенным здесь. Не остаётся возможности где-либо работать. Если можете, помогите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments