Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

"Прошедший 2016 год глазами русского промышленника"


...Я изо всех сил пытаюсь искать и осваивать другие рынки, чтобы не терять людей, когда железные дороги ничего не заказывают. Многие думают, что работать с РЖД, Минобороны, Газпромом или Роснефтью это манна небесная, стабильно, надёжно, всегда платят, всегда есть заказы. Несмотря на множество подводных камней, однозначно могу сказать одно - работать с крупными монополиями для завода жизненно необходимо, потому что особых прибылей это не принесёт, а вот стабильности работе предприятия добавляет. Основной заработок как обычно с экспорта, без него я вообще сомневаюсь, что была бы возможность приобретать новое оборудование за границей. Но это всё применимо к тем предприятиям, которые исторически заточены под одного потребителя.

Именно попытки уйти на другие рынки толкнули меня на проектирование и создание самоходной строительной техники. В этом смысле 2016 год был лишь примеркой и попыткой осознания того, что завод способен на выпуск сложной машиностроительной продукции. Чем дальше я погружался в изучение вопросов по продажам этой техники и наших возможностей по изготовлению, тем больше я загорался этой идеей. Думаю, что мы до 2020 года уже начнем мелкосерийный выпуск экскаваторов-погрузчиков, но параллельно мы уже задумались о выпуске небольших самоходных машин типа «бобкэт» и «вилочных погрузчиков». Аппетит приходит во время еды. В конце концов, я последние 10 лет готовился к тому, чтобы перейти на прямую конкуренцию с западными компаниями. Естественно глобальные компании нас в упор не видят и не увидят в ближайшие 10 лет, но Москва ведь тоже не сразу строилась. Тут очень важно широко шагать, но при этом не порвать штаны.

Именно в этом кроются такие большие сроки, потому что я не могу себе позволить тратить на новую технику столько, сколько необходимо, поэтому приходится чем-то жертвовать, в моём случае временем. С одной стороны нужны сильные конструкторы и технологи, на которых у меня нет денег в сравнении с убыточными госкомпаниями (если есть прибыльные машзаводы, ткните пальцем) и мировыми корпорациями, с другой стороны нужны колоссальные деньги на оборудование, чтобы производить хотя бы 5 штук в месяц. Идти ва-банк ради своей мечты очень хочется, но не в ущерб финансовой стабильности предприятия. Именно поэтому я вижу выход исключительно в б/у станках советских времен, а на наиболее узких и важных участках – штучные приобретения новейших станков от мировых лидеров. В общем, пока рано говорить о чем-либо, поэтому не хочу быть болтуном, но очень надеюсь, что в 2017 году сделаем большую подготовку с точки зрения проектирования и понимания всех технологических процессов, с которыми придётся столкнуться...

Думаю, что без всяких НО следует признать «событием года» для нашего завода – популярность заводской ленты в фейсбуке. Если раньше я не считал, что соцсети могут играть хоть какую-то роль в жизни машиностроительного предприятия, то в этом году я пересмотрел свои взгляды. Надо отдать должное молодежи, которая в интернете плавает как рыба в воде, но всё-таки хочу высказать свою мысль о том, что в нашей стране на сегодня просто катастрофический дефицит внятных проектов развития, в большинстве случаев мы сталкиваемся исключительно со спекуляциями на модные темы. Это как критическая масса, которая набирается очень долго, но потом уже нет другого выхода, кроме взрыва. Большинство людей, занятых в постиндустриальных секторах экономики перестали всерьез воспринимать свою повседневную деятельность. Сегодня очень много людей занялись бы чем-то конкретным, будь такая возможность. Кто-то в производстве, кто-то в науке, кто-то служить в армии. А вокруг одна болтовня и осваивание средств под громкими лозунгами о развитии великой России. Вот только в итоге оказывается, что радеющие за свою страну люди выводят деньги туда, а нам оставляют свои пламенные интервью и бутафорные нежизнеспособные прожекты.

Возможно именно в этом и кроется успех ленты, когда практически каждый день люди со всех частей страны могут видеть работу небольшого предприятия, которое по-настоящему производит технику, а не пишет отчеты об успешном освоении выделенных средств. Проблема государства в том, что оно помогает всем, но только не тем, кто работают. Видимо считают, что мы и так работаем, к чему нам помощь. С нами никто не советуется, нас никто не спрашивает, что нам мешает или что нам нужно для развития и стабильной работы, для вытеснения со своего рынка западных и восточных машин и приборов.

Также никто не спрашивает, что нужно, чтобы мы вышли за пределы своего рынка. Зато нам вручают верительную грамоту о том, что мы обязаны платить 2/3 при простое. Только задумайтесь, у предприятия нет заказов, оно фактически останавливается, а его обязывают платить при этом всему коллективу 2/3 заработной платы. Из чего? Естественно из оборотки. А потом вдруг появляется крупный заказ, в котором другие умники предлагают 60-ти дневную отсрочку платежа за поставленную продукцию. Стоит ли удивляться, что даже успешные на каком-то отрезке времени предприятия в итоге заканчивают своё существование, либо меняют собственников, а последние в свою очередь предприятие добивают и распродают на лом?

Я всегда говорил, что успешно работающее предприятие это настолько тонкий механизм, который выстраивается десятилетиями, что достаточно выбить хоть одно звено из колеи и начинает кувыркаться весь завод. За прошедший год на заводе было очень много проверок, надо отдать должное, все проверяющие от самых разнообразных структур отмечали, что завод развивается и пытается переломить ситуацию там, где много несоответствий и разногласий. Я думаю, что ни для кого не секрет, что сегодня созданы по всем направлениям такие регламенты, требования и предписания, что можно любое предприятие закрыть за 3 часа.

Про тарифы энергетиков я вообще молчу, да собственно мнение промышленности вообще никто не спрашивает. В наших энергосетях зарплаты в разы больше, чем у моих заводских инженеров, которые работают с энергослужбами города и края. Да и стоит ли этому удивляться, если на встрече с Президентом нет ни одного руководителя промышленного предприятия? Сидят газ, нефть, сети, докатились до того, что розничные продуктовые ритейлеры сидят и с умным видом вносят в протоколы вопросы, которые интересуют комбинаты, заводы и фабрики. И что нам после этого ждать? Снижения тарифов? Как на разных планетах живём.

Благодаря ленте в фейсбуке многие люди узнают на примере нашего небольшого завода о реальных проблемах производственных предприятий и фабрик. Не о тех предприятиях, где лишь одна цель растащить выделенные средства, а о тех, где люди стараются сохранить предприятие, развивают его. Таких очень много по стране, так или иначе, но через небольшую кооперацию мы друг друга знаем. И этих предприятий не так много как большинство может подумать.

В какой-то газете была приведена статистика, что промышленность России сравнялась с 1993 годом и вообще переживает бурный рост. Не хочу обсуждать тот бред, который преподносят одни эффективные менеджеры другим, чтобы набить цену своему пустому существованию, лучше расскажу один пример из жизни. Есть у нас в Армавире завод, который мотало из стороны в сторону после перехода на рыночные отношения, на сегодня от него осталось в лучшем случае 5% от того, что было в 1993 году. Так вот несколько лет назад этот завод приобрёл некий московский холдинг и практически на следующий день там начали срезать мостовые краны на лом и из проёмов вырезать швеллер. А в это же самое время в газете «Коммерсант» президент этого холдинга дал интервью, где черным по белому было написано, что с приобретением армавирского завода холдинг планирует увеличить годовую выручку на 1,2 млрд евро. Нет, я не ошибся, я на всю жизнь запомню это интервью. На заводе деревья растут на крыше, окон нет, в здании инструментального цеха пряники пекут, а они выручку уже посчитали и округлили.

Мне вообще кажется, что Президенту достаточно посетить 10-20 заводов по России, которые сами по себе работают, а не те, куда его везут по расписанию и куда из бюджета потратили 25 млрд рублей на один цех, где при установке окон уже все знают, что сюда привезут Президента, поэтому надо, чтобы было красиво. Чтобы это работало сегодня и завтра – нет такой задачи, есть задача пустить пыль в глаза и постараться всячески убедить, что «частно-коммерческое партнёрство» в промышленности работает, где 80% из бюджета, а остальные 20% от Сбербанка. Это и есть частная часть, кто не в курсе.
Калейдоскоп событий в ленте порождает домыслы и негативные оценки работы предприятия.

Дураку понятно, что на моем месте любой другой сделал бы в разы лучше, эффективнее и качественнее. Всех волнует вопрос, откуда деньги? Больше всего это волнует тех, кто сидят в столичных офисах и не верят, что в России ещё можно что-то производить. Вариантов три: ворует, набрал кредитов, собственники в Единой России. Объясню на бытовом уровне. Я не летаю бизнес-классом, потому что на разницу в цене можно купить мерительный инструмент для 2 станков. А если лечу всей семьей с детьми, то можно на эту разницу целый участок оснастить не только мерителем, но еще и стекла поменять на станках Mazak. Водителя тоже нет, потому что зарплату умножаешь на 12 месяцев плюс налоги и вот тебе живая экономия, на которую можно купить один или даже два вертикально-фрезерных станка ВМ127.

Когда живешь предприятием, начинаешь совершенно иначе на всё смотреть, совершенно иные ценности. Обновить машину или купить 6-8 б/у станков? Именно поэтому я езжу на машинах по 8-10 лет. Машину купил и она с первой минуты теряет в стоимости, а станок, даже 1985 года, начинает зарабатывать как только в него установили деталь и начали крутить. Да, можно говорить об эффективности, о том, что надо покупать станки DMG-Mori, Makino, Mazak, чтобы у завода были деньги, вот только обдирка первой же отливки снимет со стоимости станка 25%. На заводе каждое решение имеет большое значение, потому что тут каждая единица оборудования работает десятилетиями, нет возможности рисковать. Но это могут понять только те люди, которые заняты производством, которые нашли своё дело жизни и живут им. Это не хорошо и не плохо, просто каждый выбирает тот путь, по которому ему идти всю жизнь. К тому же меня трясет, когда с экранов телевизоров нам говорят, что у нас нет инженерной школы, нет инженеров, нет производственников, что мы неэффективны, безнадежно отстали и выход только в совместных предприятиях или «купим всё передовое за нефть и газ». Меня не так воспитали видимо, чтобы я слушал этот бред спокойно, да ещё от тех самых людей, которые всё разрушали и продолжают разрушать.

Со своей провинциальной колокольни всё-таки хотел бы отметить, что те, кто приобретают недвижимость за границей, вывозят туда детей учиться и жить, держат там свои сбережения, они в России деньги не зарабатывают, они их воруют. Потому что те, кому деньги достаются трудом, хотят сделать мир лучше вокруг себя, а не лезть из кожи вон, чтобы влиться в чужой мир. Люди, которые созидают и зарабатывают деньги, пытаются сделать всё, чтобы у своей страны было будущее для своих же детей и внуков. Поэтому если дети живут там, а их родителей в своей стране всё устраивает, ждать от этих людей нечего, кроме красивых слов о патриотизме и вере в будущее своего отечества. Человек только тогда думает о своем государстве, когда знает, что его детям и внукам жить в этой стране после него.

...Любой бизнесмен всегда балансирует между двумя крайностями – поднимать зарплаты или заниматься реконструкцией и техническим переоснащением завода. Даже небольшое увеличение зарплаты всему коллективу влечёт за собой увеличение рисков выхода из строя изношенного оборудования и инфраструктурных объектов. Начинаешь вкладывать в технологическое переоснащение, тут же теряешь сильные кадры. Как не поступи, в любом случае будешь виноватым. Людей понять можно, это предприятие не их и живут они сегодня, а не завтра. А с моей стороны если смотреть, то не вкладывай в завод сегодня, завтра вообще можно остановиться и распустить всех. Заметьте, про качество продукции я вообще молчу, а ведь оно в первую очередь состоит из нового оборудования и хороших специалистов. Можно и не новое оборудование, если оно даёт технологическую точность.

Отдельно хотел бы рассказать про участие в выставке «Металлообработка 2016». В одной выставке было всё, от полной импотенции нашего станкостроения до оплаты разгрузки/погрузки наших ножниц за 200 тысяч рублей. Теперь я никогда не потрачу свои деньги на участие в этой ярмарке достижений мирового станкостроения. Вместо того, чтобы выделить отдельный павильон под «Российское станкостроение» и покрыть хоть какую-то часть средств для тех ещё живых предприятий, которые привезут показать товар лицом, они устроили выступление министра промышленности на камеру и стенд «Стан».

Кто работает в промышленности и интересуются металлообрабатывающим оборудованием, те меня поймут. Обсуждать всё это нет желания. При этом я посетил все павильоны и обошел все стенды наших некогда известных заводов, пообщались, молодцы, что еще работают и что-то выпускают, но реклама шашлычных мангалов и капитального ремонта оборудования на стендах российских станкостроительных заводов слишком красноречиво говорят о состоянии нашего станкостроения. И сколько туда денег не вливайте, ничего не будет, потому что помощью занимаются люди, которые не отличат радиально-сверлильный станок от бетонного узла. Очень грустная ситуация, да и вообще говорить о нашем министерстве промышленности нет никакого смысла, я уже понял, что оно обслуживает только интересы западных компаний, которые хотят тут открывать сборочные производства и региональные центры продаж. Вообще мне стоит больших усилий, чтобы не сказать то, что я думаю про всю эту свору дилетантов...

В.В. Яковлев, "Кубаньжелдормаш" Источник

Из его же текста годовалой давности:

"Как обычно в наш некогда промышленный город перед выборами приезжал ВРИО губернатора Кондратьев В.И., даже провёл совещание по промышленности. Посетил предприятия, с которых в Краснодаре заседают депутаты законодательного собрания края, обсудили проблемы промышленности (знаю с кем, но лучше промолчу). Как мне сказали, кто-то там заикнулся про нас, но ему тут же отрапортовали, что никакого смысла нет, этот завод уже давно остановился и умер. Бог им судья. Лишний раз убедился, что в нашей стране показуха всегда является неотъемлемым атрибутом власти.

...Скажу одну простую вещь и меня поймут практически все, кто имеет дело с производством. Это счастье, когда есть заказы и надо решать такие вот вопросы с браком, с поломками, с изношенным оборудованием, с кадрами, это в миллион раз лучше, чем сидеть на новом оборудовании без заказов. К сожалению, сегодня всё меньше предприятий, которые реально могут производить и всё больше тех, кто кричат, что они могут, ещё чуть-чуть, ещё 10-20 млрд из бюджета и всё, они спроектируют и полетят. Я вообще в последнее время всё чаще ловлю себя на мысли, что место (завод) должно быть намоленным, наверное, это только у нас такие понятия и мысли могут приходить в голову. Сколько я уже видел "новых производств", которые помпезно открывают, собирают все властные структуры, торжественно перерезают ленточку и идут на фуршет. И сколько их после небольшой работы тихо остановилось ? Безмолвно, без шума и пыли.
Вообще повелось у нас любое событие красиво обставлять, ленточки, шампанское, видео на областных и краевых каналах. Я это категорически отрицаю, видимо потому что всегда на это денег жалко. Представьте себе, сколько затрат, всех привези, накорми, покажи, услади...а ведь можно отличный б/у станок купить на эти деньги или меритель качественный на целый участок.
Производят и делают Россию сильной не те, кто шашечки на столах передвигают в московских кафе, а те, кто с утра запускают оборудование и делают обходы цехов. Когда же это дойдёт до властей ???

...Мы наконец-то купили три очень важных крана, большой козловой на металлосклад и два мостовых двухбалочных на шихтовый двор и участок цветного литья. Эти краны очень длительное время были для нас как мёд для медведя – пленительной мечтой. Конечно же из-за цен. Кто не знает, краны для металлургии стоят в разы дороже. По этому поводу даже писали письмо Медведеву, мол, дайте деньги под 6-8% на краны, потому что мы не можем купить их под 17-25% годовых, это просто непосильно для нас. В итоге получили стандартную отписку, мол, принимайте участие с госпрограммах, ну как обычно, Бог поможет. Хотя указывали важность и то, что кранам по 50-60 лет, изношены и надо менять, чтобы не дай Бог, люди не погибли.

...Российские машиностроители, давайте думать о создании своего "лобби" ! Когда я смотрю на состав РСПП, мне хочется всплакнуть. С каких пор промышленников в беседе с властью стали представлять банкиры, нефтяники и газовики ?"

Источник

Из его же текста за 2014 год:

"я хотел бы подвести к тому, что "совместные предприятия" это от бедности и короткомыслия тех "высоких чинов", кто ничего не понимает в производстве. Уверяю Вас, русские могут всё делать сами, не нужны нам совместные предприятия, мы и сами можем всё производить, достаточно доступа к западным технологиям, а уж готовый продукт мы и сами сможем сделать. Да, мы не готовы многие технологии сегодня проектировать и делать сами, но это исключительно вопрос времени. Будут оснащены станкостроительные заводы, будут у них в экспериментальных цехах стоять лучшие мировые образцы, будет и современная готовая продукция. А там смотришь и начнут и лучше создавать, оптимизировать, улучшать. Хватит думать, что мы ничего не умеем и ни на что не способны, кроме как изобретать таблицу Мендеелеева, связь и космические корабли. Мы не только придумывать можем, но и делать ! Но пока в нашем "Союзе промышленников и предпринимателей" будет орудовать компания "нефть/газ/лес/миноудобрения/паладдий/алмазы", ничего нам не светит. Нашей стране нужен мощный ястреб, который бы курировал развитие промышленности в целом, а не только ВПК, который сейчас за шкирку тащит Рогозин, честь ему и хвала. Раньше в стране было множество министерств по легкой, тяжелой промышленности, микроэлектронике и так далее, а сейчас ? Можно сколько угодно надувать щеки, что мы сделаем то и сделаем это, но надо отдавать себе отчет, что фундаментальные отрасли не сдвинутся с места без государственного внимания. У нас же "системообразующими" признаются банки, "розничные сети" и все предприятия, которые принадлежат тем, кто ближе к....промышленность это производство спичек и шприцов, ниток и обуви, музыкальных инструментов и мебели, ёлочных игрушек и светильников, светодиодов и ламината, медицинского инструмента и лифтов...но у нас же всё глобально, у нас промышленность это космические аппараты и подводные лодки.
Все чаще сегодня смотрю как работают другие предприятия и практически все при смерти, на лом пускают. А "Железка" наша не даёт сгинуть своим заводам, которые с ней работают десятилетиями. В последнее время разве что военные немного очухались, ну так и ситуация не очень-то простая в мире, всё поделом. Но если почитать "сделано у нас", то всё замечательно, все хорошо и чудесно. Может "у них" и хорошо...но я своими глазами видел недавно лопнувший очередной пузырь, который со помпезностью открывали в Краснодаре. Теперь этот "красивый европейский завод" умер."

Источник
Tags: машиностроение, цитаты
promo kot_begemott december 9, 2014 04:34 69
Buy for 50 tokens
Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Ещё есть карта ВТБ-24: 4714 8700 0112 1255 На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments
Интересно дядя пишет, жизненно. Жаль читать его в Фэйсбуке не удобно без наличия своего акаунта (уж очень дурацкий баннер мешает).
Я специально все его записи отслеживаю и выкладываю в ЖЖ. Под тегом "машиностроение". Так что не пропустите))