Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Почему мы их не любим?



Беседа с Алексеем. Расшифровка диктофонной записи.

И: Лет 10 назад возобладала либеральная доктрина в образовании. Что ребёнка, всех детей, надо учить играючи. Что учения для детей это такой тяжелый труд, что надо использовать всякие "игровые формы". Использовать всякие игровые формы обучения, чтоб детям это было нетрудно. Чтоб дети расслаблялись во время занятий. Но и как результат - дети становятся всё тупее и тупее.

Теперь смотри что дальше. Вот недавно я написал текст, что приоритет должен быть у нормы, нужно сначала приучать ребёнка трудиться, а потом уже играться, иначе он вберет игру и трудиться не будет уже вообще никогда. Вообще надо с малолетства приучать трудиться, тога у него будет реальный выбор между трудом и игрой. Но собственно говоря я не об этом, это всё очевидно. Я о другом. Вот когда возобладала эта либеральная парадигма, я начал очень сильно ругать её в своих текстах. Ребёнка нужно приучать трудиться! И, опа: что ты думаешь? Вот прям сегодня новый министр образования говорит: "детей надо приучать к общественно-полезному труду".

А: Это тебя послушались))

И: И понимаешь в чём дело. Дело не в тебе, дело во мне. И вот тут я чувствую, что внутри меня растет некое противление этому тоже. Я какой-то такой абсолютный либерал, которому нужен другой глобус. И тут я решил, что такого не могёт быть, дело не во мне, а дело во власти. Потому что если она начнет возвращать в школу общественно-полезный труд, угадай, чем кончиться?

А: Да я понял сразу, что ты...

И: Вот! Я хочу чтобы ты это сформулировал, потому что мне сразу приходит на ум: топорно, тупо, без экспертизы, без согласования с общественностью. А вот ты можешь сформулировать, потому что ты преподаешь, ты всё знаешь. Скажи, вот ты сформулируй, ты умный. Чем дело кончиться? Что будет плохого если наша власть будет этим заниматься. Вот что плохого? Что они сделают?

А: Есть такое нерусское слово: "скепсис", что в переводе означает "недоверие". Тут есть один момент: от власти не идёт ничего хорошего уже впринцие. Даже если она не только на словах, но ив действительности начнет что-то хорошее возвращать, продвигать, не факт что это примут. Это всё будут воспринимать как очередную обманку. Обманка почему? Потому что выборы. Вот они под выборы сейчас поиграют с нами а потом как обычно будет.

И: Ну то есть пропагандистская болтовня.

А: Либо будут воспринимать как убожество очередное. Потому что даже если они чего-то и захотят сделать, уже чувствуется, что ничего хорошего не сделают вообще. И здесь включается ещё один момент. Ну вот смотри: далеко не многие понимают то что ты сейчас сказал. Далеко не все понимают, что обучение - это не столько игра, сколько труд. А сейчас уже очень много настроено на то, что обучение - это вот ненапряжное какое-то дело и вообще не надо никого напрягать. Ни студентов напрягать не надо, ни начальство напрягать не надо, ни самому напрягаться не надо. И люди которые даже вот если начнут впрягаться в эту идею - возвратить в обучение общественно-полезный труд - они будут восприниматься как придурки. Как люди, которые начинают мешать.

И: На фоне того, что все обленились?

А: Ну конечно. Если до этого ты мог что-то сам для себя делать, то теперь твоя деятельность приобретёт такой характер: вот смотрите, учитесь. Это начнет раздражать. Это вот я навскидку накидал три момента. Но самое главное - это недоверие. Во-первых это игра очередная, вот вторых государство у нас всё делает плохо, и в третьих, непонятно зачем тогда государство последние 20 лет вытравливали чтобы опять вернуться. Чтобы вернуться, придётся потратить ещё если не 20 лет, но ещё 10. Ну и кто готов сейчас в перспективе это увидеть? Ну вот и всё.

И: Хорошо. Тогда давай вернёмся ко второму вопросу повестки дня. А за счёт каких таких особенностей нашей власти ей не доверяют?

А: На самом деле я наверно не за всех скажу. Я наверно скажу за тех кого измордовали этими реформами, но не за всех, это не мой уровень, а скажу за преподавателей. Последние 10 лет было просто форменное издевательство. Оно исходило, прежде всего, от министерства которое придумывало очередные проекты, прожекты, и так далее. Это форменное издевательство, оно усиливалось потом на региональном уровне, на местном уровне, и так далее. Так вот после всех этих издевательств такое ощущение что вот "не трогайте меня вообще, а если трогайте, то трогайте по минимуму". И вот нет ощущения что власть что-то реально делает для образования. Она в какие-то свои игры играет. Вот откуда это недоверие. Уже измордовали какими-то непонятными или разрушительными играми, не давали нормально работать, теперь всё.

И: Я предлагаю копнуть тему ещё глубже. В СССР было то же самое и в Российской империи было то же самое. Точно также не доверяли и по тем же причинам.

А: Есть ещё такой момент: когда говорят "система образования", забывают что в этой системе есть некие субъекты, преподаватели к примеру. Но у нас в этого, как его называют, "корпоративного мышления" нет. Сейчас преобладает безразличие. Недоверия связано с безразличием. Что "они что-то тут делали-делали, никого не осталось, вот дайте меньше мне нагрузки, сделаю всё что вы попросите". Вот этого ощущения что "что-то происходит" нету. Сплошная атомизация.

И: То есть нету сотрудничества с властью в реформах?

А: Да. Пойми, что один на один с властью я - никто. Она меня не замечает в принципе.

И: Но и тысячи таких как ты - тоже никто.

А: Естественно, потому что мы не вместе никак. Попытки на уровне вуза создать какой-то коллектив - это просто смешно. Потому что любое официальное мероприятие воспринимается как жопа, на которую под любым предлогом лучше не идти. Вот этот жопезный официоз - ах, проректор выйдет - вот никому это не надо. Сколько я был на таких мероприятиях, это просто гавно. Все молчат, никто ничего не говорит, все бояться.

И: И все знают, что чего ни скажи, от тебя ничего не зависит, а ты только получишь проблемы.

А: А получишь проблему одну: тебя там в ближайшее время не будет.

И: Да. Инициатива наказуема.

А: И вот теперь смотри. Как в таком случае человек будет воспринимать, как я буду воспринимать? В худшем случае - никак. В лучшем случае - повоняю среди близких мне по духу преподавателей и всё. Ещё и поржу. Какой ещё "общественно-полезный труд"? Какой?

И: Ну типа детей буду заставлять классы после уроков убирать как в советское время, они будут доску стирать, они будут в субботниках участвовать, ну что-то такое наверное.

А: Ё-маё, всё это есть. Дальше что? И что вот эти слова означают? Они у меня вообще ни с чем не связаны. Общественно-полезный труд, просто красива фраза из советских времен. Они и раньше-то не особо значили, а сейчас вообще ничего не значат. Ещё и "Общественный". Да какое общество? У нас в лифте кто-нибудь бумагу просит - никто не поднимет. А тут какой-то "общественно-полезный труд". Это три волшебных слова из совершенно другого мира.

И: Это именно то что называет Аузан: излишняя дистанция власти.

А: Ну, в том числе. Ты правильно подметил, помнишь, волна пошла меньше года назад: ГТО, ДОСААФ, теперь "общественно-полезный труд". Потому они начнут это, как там при Хрущёве-то было, "нельзя поступить в ВУЗ, если ты не проработал два года на производстве", "если не получил среднее профессиональное образование". Осталось только ввести ещё это, что чисто поржать: мажорики пришли на завод оттянуться два года, а потом пойти получать высшее образование.

И: Вот в чём дело. Они заимствовали у Запада результат развития системы в надежде получить само развитие. И получается на самом деле фарс. И теперь они усваивают элементы советской жизни, не усвоив то развитие которое к ним привело. Эти элементы на самом деле были достаточно формальны. Если взять ту же Юнармию или Пионерию, то там тоже всё было заорганизовано, формализовано и люди туда шли чтобы сделать карьеру. Я крутился в этой области и всё это знаю. Но это по крайне мере всё было включено в единую систему. ДОСААФ сейчас нет смысла создавать.

А: Я об этом и говорил. Совсем другой уровень техники. Другая нужна подготовка. Там если это было на уровне ликбеза, то это детский лепет, сейчас уже не ликбез нужен.

И: Ну вроде как полетал, на парашютах попрыгал, ты добровольно посодействовал.

А: Да это всё сейчас переведено на уровень отдыха. Активного отдыха. Попрыгал с парашютом? Класс. Нникто не будет думать что это подготовка к службе в ВДВ, чушь это полная. Это просто экстремальный отдых. Полетать на самолетах это дорогое удовольствие.

И: А сформулируй пожалуйста чего не хватает нашей власти, чтобы заниматься правильными реформами?

А: Да просто она не хочет слушать нас и всё.

И: Нет дядя, получается что дело просто в "bona fides", "доброй воле"? Захотел и послушал?

А: Подожди, тут есть один момент. Вот я, пусть у меня 15-летний стаж, пусть я многих вещей не знаю. Но я знаю одни простые вещи. Если мне не будут приносить бумажки, не нужные совершенно бумажки, которые выматывают душу совершенно, если меня не будут напрягать по зарплате, перспективой сокращения, увольнения и так далее, причём просто вот выкидывать. Если меня не будут напрягать вот этой наукометрией. Заметь, я назвал всего три вещи. Если меня по этим трём вещам просто не будут напрягать, у меня возникает куча возможностей заниматься качественным обучением.

И: А зачем они всё это ввели?

А: Ну как. Есть же на Западе "Индекс цитирования", ну давайте и мы введём.

И: А западный преподаватель тоже клянёт всё, пашет ради индексов цитируемости, ради этих трёх пунктов?

А: Там хитрее, у них другая система. Во-первых цитируемость не для всех. Не для науки, которая на самом деле делается. Индекс цитирования - просто удобная поисковая система. Я просто хочу узнать, кто написал по этой теме. Я забиваю и мне выскакивает список. Это поисковая система. Это не система оценивая научных результатов, успехов учёного. Мы скопировали, но у нас это приобрело другую функцию. У нас это показатель того, что наука делается.

И: Показатель для чего? Для начальства?

А: Да. А вот как оценить что ты занимаешься наукой? Вот ты - тупой чинуша, от тебя зависит, продлишь ли ты контракт на 5 лет, хотя сейчас таких контрактов нет. Сейчас в лучшем случае на три, а так все годовые контракты. Вот ты чинуша: как ты можешь подписывать или не подписывать? Нуу, я должен быть учёным. А что значит быть учёным? Писать статьи. А вы пишете статьи? Пишу. А вы хорошие статьи пишете, вы попадаете в какую-нибудь систему цитируемости? Всё. Так вот я возвращаюсь снова к тому, что если меня по трём позициям как минимум не будут колошматить, я уже могу спокойно задуматься о том чтобы начать работать со студентами качественно. Это уже начинается качество, развитие, но не факт что оно начнется. Но условия для развития, для самосовершенствования уже появились.

И: Всё правильно, но меня интересует, почему так по-дурацки получается, что власти ставят перед тобой эти три палки в колеса? Вот меня интересует именно порочность системы, потому что я думаю что так не только у тебя. Я думаю что у производственников так же и у малого бизнеса их трясут своими проверками.

А: И смели тут за 10 минут дело твоей жизни.

И: "Ночь длинных ковшей". Вот я прочитал и выложил месяц назад часть книги Эрнста Неизвестного. Ты не посмотрел у меня? Он там пишет кое-что о среднем звене управленцев, от которых все проблемы. Ннекое среднее звено, которое не хочет брать на себя ответственность и тем не менее всё запрещает. Я сейчас запоем читаю дневники Черняева, секретаря ЦК КПСС по идеологическим вопросам, как я понимаю заместителя Пономарева. Вот я читаю его запоем. Во-первых умный, хороший честный, порядочный мужик у власти. Что он видит, что он хочет. Я собираюсь самые ценные формулировки у себя в ЖЖ выложить. И вот он тоже самое пишет. Те, кто наверху, там есть и дураки и не дураки, но по крайне мере все искренние. И есть народ, который тоже искренен. А вот среднее звено он называет "вотрапезниковщиной". Среднее звено - самое гнилое. Они за глаза с тобой соглашаются, а потом начинаются всякие статьи против тебя в газете "научный коммунизм", вот именно вот эта гадость. Я хочу вот это схватить. Вот мне кажется, в этом самый главный корень зла русской жизни. Вот именно среднее звено управленцев, которое отличается всяким говнизмом. Потому что как я понял из материалов Черняева и Эрнста Неизвестного, вся суть в том, что они живут только материальными интересами. И они отстаивают только их. То есть на самом деле они неуправляемы. Потому что у них только чисто материальные интересы, всё остальное вторично. Вот я смотрю Черняева, они там собрались на даче Косыгина, пишут речь Брежневу для выступления на совещании всех коммунистических партий. Они совещаются: а вот это мы не можем сказать: а что мы скажем тогда Китаю и Румынии? Человек живёт идеалами, это видно. Это даже захватывает. И в то же время он пишет что это болото, с которым нельзя ничего делать. Которое ненавидит всех тех, кто живёт идеалами. Вот у меня такое ощущение, что именно это болото создало трудности тебе.

А: Не только. Всё-таки на уровне того же министерства то о чем ты говорил. Они бросаются из одной крайности в другую. Первая крайность: "так, давайте быстро сделаем как в Европе", вторая: "ой мы же про патриотизм забыли, давайте-ка что-нибудь такое наше". И начинают советское толкать. Всё.

И: Как я понимаю, они действуют в системе двух координат. Первые координаты: "тратим или экономим", вторые координаты: "заимствуем у Запада или нет". В своё время мы об этом говорили, для чиновника не существует "своего". Он вообще вне этих категорий. Он знает, что он отвечает перед вышестоящим и должен требовать от нижестоящих. Он должен вовремя получить бумажку от нижестоящих и отослать её наверх. Вот в этом процессе даже если он контролирует какие-то крупные финансовые потоки, к примеру выписывает премии учителям, в этом ничего своего и заимствованного, это просто бумага, документооборот. И мне кажется что самую высшую установку дает Политбюро. Я не случайно употребил это слово. Ведь по большому счёту то что мы видим совещания у президента, это ведь то же самое Политбюро. Они же решают те же самые политические задачи. С той лишь разницей что вроде как нет идеи партийного руководства. И партия у них вроде как "приводной ремень". Дополнительный стимул заставить чиновников работать. Этот Государственный совет просто собирается и дает команду: "тратим" или "экономим". Заимствуем или не заимствуем. А потом уже на уровне министерства министры начинают отчитываться. Посмотри по телевизору: министры всё время отчитываются. По нему видно что он говорит то, что от него хотят услышать. Получается что самостоятельно только Политбюро, а эти - несамостоятельны. Министр уже не самостоятелен, потому что он так же должен отчитаться перед Путиным, сидя у него в кабинете. Это было сделано, столько-то сделано, столько -то рабочих мест было сокращено. Вот на целых 8 тысяч преподавателе стало меньше за год. Ну а Путин ему: "браво". У меня нет ясности, полной картины: чем плохо то, что власть пытается вернуть в школу общественно-полезный труд. Помнишь историю с нашим генерал-губернатором Финляндии, когда он восстановил против себя целую страну? И ещё попросил тебя написать текст: откуда нужна централизация, почему мы не можем обойтись без неё? Вот почему Америка может обойтись без централизации, а мы - нет?

А: Да есть там централизация, они централизацию устроили ещё в Гражданскую войну. Гражданская война в США была не по вопросу рабства, а по вопросу что имеет приоритет: власть центральная или власть штата. Южане хотели чтобы их голос учитывался законом, и они кстати за родину сражались, за свою свободу, а не за рабов.

И: У меня вот такое ощущение что у нас централизация мешает развитию.

А: Сверхцентрализация может и да, мешает. Централизация как такова - норма для любого современного государства. Это норма и обязательное условие. А вот "сверх" это да. Она у нас в основном в чём проявляется? В том что просто напросто подавляют возможные точки роста, которые подавляют из такого примерно соображения: "а вдруг они чего-то там замутят такое нехорошее". Вот это вот у нашей власти есть такой страх, какая-то такая базовая характеристика. Они бояться потому что считают что любая инициатива ставит под вопрос их существование и компетентность. Поэтому любую инициативу надо задавливать.

И: Вот эта показательная история, когда жители сами сложились и заасфальтировали дорогу у дома и их тут же наказали. Да это надо было тут же распространить на всю Россию: "смотрите как хорошо, давайте и вы тоже впрягайтесь! Сегодня они себе дорогу заасфальтировали а завтра они может себе и префекта переизберут!"

А: Верно. Это что же получается, какая-то управляющая компания какого-то микрорайнчика сможет тут рулить? Они смогут сами выйти на поставщиков газа и сбить цены, из-за чего разориться куча посредников, от которых мы тоже кормимся.

И: А зачем тогда болтать о народном местном самоуправлении?

А: А это же тоже получается самостоятельность, такая инициатива, причём низовая. Она непонятна и вот этот страх какой-то природный.

И: В свое время я размышлял о природе этого страха, поскольку я на страхе человека, откуда у человека базовый страх, я на этом собаку съел и написал отличный текст, который я до сих пор люблю, что у меня редко бывает с текстами. Это "Универсальный медвежонок". Грубо говоря, ребёнок, которого недолюбили в детстве, будем потом испытывать такой страх. Здесь логическую цепочку к нашим материям трудно перегнать, но я сделаю это следующим образом в виде простого постулата: "та власть, которая не живет Высшими Ценностями в России всегда будет иметь страх". Вот этот страх перед низовой активностью. Потому что она не чувствует своих прав на трон. Она знает что у неё рыльце в пушку. Она знает что она сидит ради денежек. И поэтому она боится. Вот как у апостола Павла было что настоящая любовь изгоняет страх. Настоящая любовь к каким-то Высшим Ценностям, к Справедливости. Перекинусь немного в другую область. В своё время я размышлял над темой: вот допустим парень с девушкой начинают встречаться. Вот парень встречается девушкой, вот он лишил её невинности, разбил её сердце и они потом расстаются. Когда можно сказать что он виноват, а когда - нет? Я пришёл к выводу: самое главное - намерения. Если у него было намерение завести с ней серьёзное отношение и создать семью это одно. Если он связался с ней только чтобы переспать - это другое. И вот здесь мне кажется совершенно та же самая ситуация, когда нужно прежде всего брать на вид намерения. "С какой целью власти всё это делают?" Они просто хотят набивать свой карман или они радеют о качестве народной жизни, о развитии страны. Смотри что я вижу: ну вот сколько Аузан говорит о том как должна развиваться Россия, сколько Симон Кордонский говорит что у нас невозможно победить взяточничество, потому что это часть системы. Это впринципе непреодолимо, это как кровообращение в организме. Всё сразу остановиться. И ни один из депутатов, сколько я смотрел их лозунги, ни один не повторяет идеи Аузана. Как будто этих идей вообще нет. Дмитрий Гудков очень умный парень, тоже пишет, что необходима конкуренция в политике, она всё спасет. Он что, не понимает, что в России конкуренции быть не может? И они никто этого не понимают. Туда идут какие-то сплошные невежи, партийные интриганы. И вот эти партийные интриганы потом предлагают ввести общественно-полезный труд в школах. Ради чего они предлагают? Ради чего они всё это затевают? Ради идеи, ради настоящей пользы? Или просто чтобы галочку поставить и отчитаться перед президентом? Может именно поэтому мы не доверяем власти? Нам не слишком нравится когда вы либеральничаете, превращая школу в игротеку, а когда вы затевает что-то хорошее, мы спрашиваем: "а для чего вы это затеваете?" "А вы действительно сердцем более за проблему?"

А: странно смотреть когда они 20 лет делали одно, а потом начали делать другое.

И: И те, кто ошиблись, не сказали: "извините, мы ваши денежки, народные, миллиарды долларов неправильно потратили". Их не наказали. Им кто-то идею подавал. Хорошо говорил Сталин: "каждая ошибка имеет имя и фамилию" или Берия это сказал, я не помню. Кто ошибся, кто дал команду? Раз нам этого не называют, значит есть подозрение что ошибка где-то на самом верху. А иначе б сказали: "вот он неправ". А потом когда сменяют очередного президента и через 10 лет говорят: "а вот, оказывается он неправ был". Потому что у действующего президента презумпция невиновности как у Папы Римского. Вот я думаю, что отсюда и вытекает такое тотальное недоверие к власти. "А с чего они это делают?" Звучит-то хорошо. Вот я свои идеи здесь излагаю. Ради чего? Чтобы раз в полгода с читателей денежку срубить на лекарства? Или я хочу познать Истину? И вот это всё меняет: одно дело если я хочу познать Истину и другое - хочу раз в полгода с читателей денежку срубить. И вот эта мотивация, она бы всё поменяла. Это бы обязательно сквозило во всём: в текстах, в комментариях, это нельзя скрыть. И вот здесь то же самое. Мне кажется в что в действиях власти всегда сквозит: "мы делаем ради галочки, а не потому что душой болеем за дело". И поэтому относимся к власти от так вот. Ко мне тут пришёл один патриот: "а вот интересно через сколько недель нового министра начнут ругать, если этот министр смениться, то когда его начнут ругать", я спрашиваю: "а что не так?" Почему его не должны ругать? Его есть за что ругать. Ну имелось ввиду что либералы против любой власти, какая только есть, против всех назначений. Именно поэтому я всегда с подозрением смотрю, что задумка то хорошая, но между строк что-то такое нехорошее сквозит. Вот кто у нас там в древнем мире был, кто до чего не прикасался, всё превращалось в золото? А вот у нас, всё, чего касается наша власть превращается в гавно. Интересно что у американцев есть такая же поговорка, касающаяся власти. Я с удивлением об этом узнал.

А: Серьёзно что ли?

И: Да." Если хочешь что-то испортить, допусти туда власть". Хотя у них там такая прогрессивная система и всё работает, а вот всё также. Кое-что мы проговорили, какая-то ясность наступила.

Благодарность Алексею К. за набор текста.
Tags: Россия, диктофонные записи, педагогика, проблема развития, феномен власти
promo kot_begemott december 9, 2014 04:34 61
Buy for 50 tokens
Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Ещё есть карта ВТБ-24: 4714 8700 0112 1255 На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments