Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Путешествие как соблазн



Беседа с Алексеем. Расшифровка диктофонной записи.

Помнишь я выкладывал цитату мужика: "расширяются границы сознания" и всякая такая штука? Вот собственно об этом идёт речь.



Вот давай с тобой воспроизведем традиционное сознание. Сознание традиционного человека. Традиционное сознание - это по сути животное сознание. Только то, что у животных закреплено в рефлексах, здесь закреплено в традициях. Животное привязано к местности. Практически все животные территориальны. Тот же самый прайд львов существует на определённой территории. Если чужак забредёт на него, то к нему подойдут и спросят: "а ты вообще кто?" Если он такой крутой, то порвёт вожака и возьмёт себе самок и причём возьмёт их с территорией. Традиционное сознание - это территория плюс самки. И на самом деле традиционному сознанию всё это досталось от животного мира, ощущение, что "территория моя". Вот у нас два дома рядом стоят. У дома негде было припарковаться, я припарковался у соседнего дома. Уже на следующий день записочка под стеклоочистителем у меня лежит: "у нашего дома машину не ставь, ставь у своего". Дома-то рядом, они знают что машина моя и что я живу рядышком, в соседнем доме. "Вот эта территория - моя", вот оно традиционное сознание в чистом виде.

Что такое современное сознание? Ну ведь уже отменены эти законы и машину можно ставить где угодно. Раз имеешь право ставить где угодно, значит можешь. А традиционное сознание - нет, это моя территория, а то не моя. И вот даже сейчас взять какое-нибудь казачье село. Посторонний человек идёт и все на него смотрят: а чего это он тут идёт? К нему подойдут и спросят: "ты кто?" Даже сейчас это существует. Мне рассказывал какой-то старшина казаков несколько лет назад на юге. Это наша территория, мы привязаны к этой территории не просто потому что мы здесь живём, мы обжили эту территорию, что мы вложили какие-то силы для того чтобы её обустроить. В конце концов могилы наших предков здесь, церковь, которую мы поставили здесь. Дело даже не в этом. Это тоже существует.

А вот русская поговорка, моя любимая: "где родился, там и пригодился". То есть к нашей территории мы привязаны ещё и нашим бессознательным. И именно поэтому в Древней Руси путешествие воспринималось как бессознательная смерть. Путешественника как бы хоронили. Более того - и смерть ведь воспринималась как путешествие. В очень многих культурах тело клали на лодку и отравляли по реке, в Индии до сих пор так делают. То есть его тоже отправляют в путешествие. Это взаимосвязанные вещи: путешествие и смерть. На самом деле для древней культуры путешествие невозможно. Какое ещё путешествие? Здесь мы живём, здесь наша пещера, здесь наши мамонты. Путешествие - это достижение современной культуры.

И тут я хочу рассмотреть это немножко с другой точки зрения. Вот оно как всё здесь вместе наворочено: моя земля, бессознательное, путешествие как смерть и смерть как путешествие. Традиционное сознание, оно очень монистично. Там всё цельно и весь мир тоже цельный. Вот существует губерния, несколько деревень которые я знаю. Парни приходят из той деревни к нам на ярмарку или на церковный праздник. Дружат с девушками в этот день. А если в другой день придут, то их побьют, потому что все знают что есть такой обычай. И все соседние деревни друг друга знали. Вот там-то такая-то деревня. Вон в той деревне хороший кузнец, а в той деревне делают хорошие ложки или горшки. Эти несколько деревень тоже были объединены в один организм. Однако если кто-то поехал за эти деревни, то он своего рода "экстремист". Сознание было монолитно, и тот кто уезжает, нарушает монолитность сознания. И что тут начинается?

Дело в том, что традиционное сознание пугается новизны. Оно любит традицию, потому оно и традиционное. Помнишь историю про две трубы в пароходах в Индии? Две трубы - это хорошо, а если стало три, то почему? Боги ведь разгневаются! Традиционное сознание включало в себя ещё и богов или каких-нибудь божков. Они тоже входят в этот мир. Когда строили избу, то делали какие-то специальные заклинания, даже священника приглашали участвовать в языческом обряде, также и чтобы пшеница хорошо уродилась и так далее. Священника просто включили в эту языческую структуру на уровне объекта. Его просто заставили поработать язычником.

И что такое путешествие? Вот есть недород, голод, мужики ушли на отхожий промысел по необходимости. Неизвестно что там с ними будет, они ушли в чужие земли. По ним плакали так, как будто их хоронили. А что такое путешествие ради прихоти? Ради развлечения? Это же в чистом виде соблазн. Мужик пишет: "Это расширяет границы сознания! Понять масштабы остального мира!" На самом-то деле нет. На самом деле современный человек который прожил всю жизнь где-нибудь там, ну в той же самой Москве он всю жизнь жил и вот он впервые выезжает в путешествие. Да хотя бы в ту же Турцию. На Турцию-то он накопит. И что он видит? Он видит всё совсем другое. Он соблазняется этим. И происходит то же самое, что происходит с подростком, который открывает для себя мир. Детство кончилось. Он открывает для себя мир и начинает противопоставлять себя взрослым.

Что происходит с путешественником? Он открывает для себя мир и начинает противопоставлять себя своей собственной земле. Это изначальное монолитное единство разрушается. И он говорит, что вот смотрите какой у турков пляж хороший, а у нас в Крыму говно. А если он едет в Париж, то говорит: "смотрите какие там кафешки, какие там наряды у всех". Смотрите какие там машины и как правила соблюдают все, а "у нас всё плохо".

И вот здесь начинается раздвоение сознания, какое наблюдается у всех подростков, которые начинают поучать взрослых. Автор цитаты, этот Евгений Гарбут, он рассматривает путешествие как подъём на новый уровень развития. Как окончательное развитие. На самом деле это просто ступень. И эта ступень сравнима с подростковым периодом, с периодом протеста. Путешествие для человека малоразвитого - это своего рода протест против родной земли. И этот протест потом переходит на сознательный уровень и он говорит: "да вот я был в Германии, там всё круто, а нас тут такое говно".

Что произошло? Его внутренняя, инстинктивная привязанность к родной земле разрушена. И то, чем хвалится этот мужик, "расширяет границы, сознания, меняет взгляд на многие вещи" он говорит, вот как только я прочитал "меняет взгляд на многие вещи", я понял что он начинает смотреть на них именно с точки зрения соблазнившегося человека.

Путешествие есть соблазн противопоставить себя родной земле. Но это для неразвитого человека. Вот здесь человек утрачивает свой изначальный патриотизм. Я вот сейчас подумал, Царское Правительство очень боялось давать простому народу образование. На основании того, что народ утратит вот эту изначальную монолитность восприятия, после чего начнутся всякие соблазны: "а вот на самом дел такой-то автор пишет на Западе то", француз какой-нибудь, вольтеровской эпохи.

А: Это классика жанра

И: Да, когда автор пишет: "частые путешествия меняют взгляд на вещи, какие-то проблемы становятся очень мелкими, другие стороны жизни начинают играть новыми красками" - это взгляд чисто соблазнившегося человека. Взгляд человека, утратившего единство восприятия своей собственной земли. Оно у него теперь раздроблено, фрагментировано. В эту единую целостность впёрся чужой взгляд, взгляд другой страны, которая кажется лучше, потому что новое очень часто кажется лучше, потому что оно же новое! Оно воспринимается как соблазн. Раз оно новое, значит оно лучше по определению. Потому что мы все падки до новизны.

Адам и Ева тоже согрешили ради новизны, им было интересно, что они такого узнают, когда съедят запретный плод с Древа Познания добра и зла. Они же узнали новое. И змей, кстати, соблазняет: "будете как боги". На самом деле новое знание для человека не окрепшего духом является соблазном. Потому что оно не включено у него в целостную картину мира. И оно начинает разрушать эту целостную картину. Вот то, что происходит, и поэтому духовно неразвитые люди увлекаются именно путешествиями. И тётки пишут там у себя: "я путешествовала, я развивалась!".

Какое это к чёртовой матери развитие? Это просто потакание своему инстинкту новизны. На место изначальной целостности выставляется какой-то конгломерат, обрывки каких-то знаний. И человек не может найти себя: с чем он? С тем, что он считает лучше из того что он видел за границей, или со "своим"? Это всё верно если речь идёт о недостаточно зрелой личности, но таковых на самом деле большинство.

А на следующем уровне развития человека, который мало кто достигает, когда у человека уже есть цельная картина, он уже не соблазняется этой новизной. Она просто включается в его картину мира. Он духовно как бы всё равно остается со своей землёй. Путешественник - незрелая личность, когда он пленяется новизной других стран, он при этом теряет духовную связь со своей землёй. Он как бы духовный предатель, если человек говорит: там всё хорошо, а у нас говно, он и есть духовный предатель. Он возвращается к себе на родную землю, но сердцем остаётся там, где он пленился.

Некоторые становятся фанатиками путешествий. Им нужны новые впечатления, они на это уже "подсели" как на наркотик. Эти люди уже никогда не выйдут на новый этап развития. На наиболее высоком уровне развития путешествие таким соблазном не является. Собственно вот и всё что я хотел тебе сказать. Я просто хотел включить цитату этого парня в определённый смысловой ряд. Есть что добавить?

А: Ты рассмотрел сейчас всё это с точки зрения традиционного взгляда, правильно?

И: Да.

А: Современная культура построена на смене впечатлений, даже не смене впечатлений, на удовлетворении своей хотелки. С современной точки зрения это всё правильно, но то, что тут идет подмена, я согласен. Подмена в виде того, что новые впечатления - это признак развития.

И: Она становится психической доминантой.

А: Это подмена. Она настолько уже незаметна, но существенна. Для меня важный момент: новая марка автомобиля. Что-то новенькое там появилось, но это не есть развитие на самом-то деле. Развитие будет когда твой автомобиль превратится в какое-то гравитационное приспособление, которое будет без колес летать.

И: В принципе, да.

А: То же самое с душой. Ты приехал с пятью тысячами фотографий самого себя, с впечатлениями которых хватит на пять-десять вечеров поболтать, потрепаться с друзьями. И это воспринимается как развитие.

И: Это воспринимается ещё как символ статуса - чем больше ты повидал, тем ты статуснее.

А: А в реальности каким чмом был, таким и остался

И: Но дело в том что у тебя же при этом изменилось отношение к собственной земле. Это как ребёнок, он любит своих родителей. Просто любит и всё, он не понимает, что у них есть недостатки. А в 15 лет он понимает: "а папа оказывается вот этого-то и не знает". Вот здесь то же самое.

А: Он не обязательно может говорить что "там классно", он может говорить что "там классно отдыхать". Получается что у него Родина разрывается. Он может говорить, что жить и работать можно здесь, а отдыхать нужно там. У меня были такие знакомые, которые возвращались из США с отдыха. Они конечно туда жить не уезжали, но разрыв всё равно образовался. "Я буду отдыхать в Таиланде в следующий раз, мне там понравилось". Или в горах как-то шли и встретили знакомых и одна говорит: "я хочу отдыхать в Непале", а я думаю: "какой нахер тебе Непал? Горы есть и здесь!" И вот у неё образ России в голове уже размывается и нет ощущения своей земли, "вот я бы в Непале пожила".

И: Я тут вспомнил одно рассуждение Тургенева. Он был очень своеобразный человек. С одной стороны он любил Россию, а с другой - был чистый западник. Там только и жил, был влюблен в женщину, с которой жил до самой смерти на одном этаже. Но дело не в этом. Он написал интересную фразу: "русский человек восхищается Западом только до тех пор, пока ездит туда как турист". А вот если он там поживёт, то уже теряет своё западничество.

Это происходит потому что он понял представление о Западе не туристическое, а настоящее. Оно встроилось в его представление о мире. Вот у Черняева. Ему рассказывал один КГБ-шник, что у них были записи телефонный разговоров евреев, эмигрировавших в США в 70-х годах. И один еврей говорит своему другу: "если бы я знал как всё здесь на самом деле, я бы никогда не поехал, как же я хочу обратно в Советский Союз." Он там в СССР был врачом, богачём, знаменитостью, а тут он вообще никто. Его в США врачом не берут, берут только посудомойкой, водителем, или почту носить. То есть получается, человек, поживший на Западе, включает это в систему своих представлений и духовно возвращается обратно в Россию.

Кстати эта схему полностью напоминает архетипическую картину возвращения блудного сына. Блудный сын получил часть имения, поехал в другие страны, где занимался развратом. Потом он обнищал, питался помоями вместе со свиньями, а потом решил вернуться обратно к отцу. А отец его посадил за стол вместе с другими. На том же уровне. Хотя он вообще говоря был грешником и гулёной.

И если перейти на философский уровень, то как осуществляется наше развитие? Вот есть некий центральный столп, стержень. Это наш дух. И существует наша душа, которая вьётся вокруг духа. И вот она побежала за чем-то новым в сторону. Вот например, классический муж-изменьщик, или ребёнок, который увидел игрушку. Душа отходит от духа. Что такое гармония, о которой мы говорили? Это когда душа и дух вместе как две ладошки. Что такое соблазн? Соблазн - это когда душа стоит перпендикулярно духу. Она достигает этого соблазна. Вот муж изменил и ему кажется что сейчас всё будет другое. А потом понимает, что эта тётка такая же требовательная как жена и он возвращается к своей жене. Или ребёнок, который требует новую игрушку. У него изначальная целостность тоже потеряна. Он наигрался ей в течение двух-трёх недель и всё. Она валяется среди других игрушек.

И то же самое происходит с путешественником: он едет на Запад, а потом возвращается домой и картина мира должна восстановиться. Но она не восстанавливается. Потому что это не ребёнок, и это не так просто, как изменить жене. Это - изменить своему архетипу, изменить той базе на которой ты живёшь. И вот здесь возврат гораздо более трудный. Перед блудным сыном стоит более трудная задача. Поэтому он так и остается "там". Этот блудный сын не возвращается к отцу.

Между прочим в нашей музыке четыре блатных аккорда, тоника - субдоминанта, доминанта, и наша музыка строиться по схеме блудного сына. Современная европейская музыка строиться именно по этому принципу. Наш музыкальный звукоряд, усвоенный с Запада с эпохи Возрождения, тоже несёт в себе идею ухода и возврата. Это падшая музыка. В отличие от знаменного пения. Или если взять современную мусульманскую музыку. Она только отходит от тоники и возвращается. Или индийская музыка. Западная музыка идёт на субдоминанту, потом - доминанту именно потому она нас так волнует. Наша душа вслед за ней повторяет архетип грехопадения.

И весь современный мир строиться на идее грехопадения. Он вводит человека в состояние грехопаденьческой культуры. В этой культуре растворено грехопадение. Либерализм, условие что ты должен отдыхать непонятно где, неуважение к своей земле. Современная культура не даёт прорваться на более высокий гармоничный уровень. На уровень нового единства. И большинство людей к ней не прорываются. Правы были Святые Отцы, когда говорили что с каждой эпохой всё сложнее жить, сложнее достигнуть внутренней гармонии, понимания мира в целом. Вот тем, кто жил в Советском Союзе было несколько проще. Советская картина мира хоть и была извращённой, но она была гармоничной. А современный человек рождается уже в либеральной культуре. Ему говорят: "без путешествий ты никто". Я читал, что в Америке если ты каждые три-четыре года не меняешь автомобиль, то от тебя отворачиваются все соседи, потому что ты неудачник. То есть для них сама возможность менять автомобиль важнее чем дружба. Или брачные контракты в Америке: он прописывает что у мужа такой-то доход. Если он становится меньше, жена уходит. Ценности все перевернуты. Мы живем в мире с перевернутыми ценностями. Он нам подсовывает соблазн, и один из самых сильных соблазнов - это путешествие. Оно не воспринимается человеком как соблазн, а ведь это соблазн в самом чистом виде. И вот этот мужик, цитату которого я выложил, он соблазнился, он гордиться этим соблазном - "Я стал выше вас, которые сидят, никуда не уезжают" - это чистая гордыня.


Благодарность Алексею К. за набор текста
Tags: диктофонные записи, либерализм, философия
promo kot_begemott december 9, 2014 04:34 59
Buy for 50 tokens
Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Ещё есть карта ВТБ-24: 4714 8700 0112 1255 На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments