Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Русская духовность, как она есть



Расшифровка диктофонной записи. Беседа с Алексеем от 01.02.2017


И: Скажи пожалуйста, как ты понимаешь слово "духовность"? Вот про русских говорят что они духовные, а про европейцев - что они не духовные. Бездуховность у них одна. И 100 лет назад так говорили и 200. В чём наша духовность? Я имею ввиду в общерастворённые свойства. Я понимаю, что у нас куча бездуховных людей. Как некое растворённое в народе свойство, духовность что такое?

А: Ну не знаю, может какая-то особая чувствительность к таким темам как человеческие отношения, к человеку особое внимание. К каким-то проявлениям высших сил, можно так понимать духовность.

И: Давай возьмём Христианство. Оно ведь духовно у нас? Сын Божий, сошёл с неба, специально чтобы нас научить.

А: Есть общая установка на то, что есть большее чем видимый и зримый материальный мир, и этим стоит жить и совершенствоваться то это да, духовность.

И: Давай по приколу возьмём сразу вершину духовности, топ духовности. Что такое вершина духовности? Святость. А в чём среди святых выражается вершина духовности? Хочешь скажу? Когда телесными очами зрят Бога. Этот человек настолько преодолел падшую плоть естества, что он может уже узреть Бога. Вот это высший уровень на земле. Это мало кому доступно, поэтому не будем брать. Но вот это вот та самая духовность. То есть у нас духовность - это нечто противоположное материальному. Теперь берём нижнюю ступень духовности. Христос с чего начинал? На самом деле если взять христианство, то там градации идут, ступеньки. Я не уверен, что все события в жизни Христа можно рассматривать как последовательность выражения духовности - вот читаешь Евангелие и духовность всё круче. Но вспомним пример с блудницей, которую хотели наказать по существующим традициям. Ведь традиция - это ведь тоже духовность? Её хотели наказать в соответствие с традицией. Забить камнями. Но вообще говоря, я так понимаю, что камнями забивали чуть ли не насмерть.

А: Так и было, предполагалось что насмерть. Вообще изначально - забивание камнями.

И: В Афганистане же сейчас существует забивание камнями в древних селениях. Значит смотри, в полном соответствии с Традицией, блудницу хотели забить камнями. Так? На что направлено это действие? Чтобы другие не хотели блудить. Это же совершенно очевидно, это такая показательная порка. Что сказал Христос? "Кто из вас без греха, пусть первый бросает в неё камень". То есть у вас-то тоже грешки есть, вы тоже блудили, просто никто об этом не узнал. А ведь вы тоже, сволочи, будете камни кидать, как будто вы не блудили. Обрати внимание, а что делалось с блудницей-то? Её не наказали получается?

А: Её не убили по крайней мере.

И: Но её не наказали. Это что ж, всем блудить можно? По учению Христа выходит так? Если не наказали человека. Поговорил там среди своих, кто из вас с грехом или без греха, и пошёл блудить. Это же клёво. Учение Христа на самом деле основывалось на очень зыбких основаниях. На том, что человек должен быть ангелом. А многие из них разошлись и стали потом себя укорять, сокрушаться о своих грехах? Вот допустим там было 50 человек, условно. На самом деле я думаю что человек 20 от силы. Обычно присутствуют человек 5 старейшин, которые всем этим рулят, молодёжь, ну и там человек 10 активных камнеметателей. Ну то есть все они разошлись. А многие ли из них стали потом сокрушаться, думать о своих грехах? Я не уверен что многие из них стали сокрушаться.

А: Подумали "вот чудило".

И: Ну почему? Возможно они признали его правоту, он же потом имел определённый авторитет в народе к тому времени. Он в определённом смысле, был таким "теневым лидером". У Него уже был свой статус. Это в человеческой иерархии Он был никто, а в народе Его уважали, как Его встречали потом во время Входа Господня в Иерусалим с ветками там, так что нельзя сказать что Он был не в авторитете. Его уважали. Ну давай возьмём другой пример - доброго самарянина. Когда некий человек, на него напали разбойники, он лежал израненный, кто прошли мимо него? Священник проехали мимо него, мало ли кто там в пыли валяется? Левит же священник был? Ну, "духовная личность" некая. Ещё там кто-то проехал. А самаряне были для них как для нас полукровки. У нас в нашем менталитете даже такого и нет. Потому что еврейское националистическое мышление предполагает очень чистую кровь. А самаряне были не чистокровные и у них религия была неправильная. Евреи относились к самарянам хуже чем фашисты к австрийцам.

А: Типа цыгане.

И: Да, вот типа цыган. И вот этот самарянин о нём заботится, приводит его в гостиницу, оплачивает его лечение, снимает для него комнату, чтобы о нём заботились. То есть он совершает духовный поступок. Вне зависимости от национальной принадлежности. Он даже на благодарность не рассчитывает, потому что этот израненный человек ещё неизвестно как отнесётся. Он может вообще сказать: "да я тебя в гробу видал". Что нам говорит Христос? "Совершайте добро вне зависимости от национальности. Любой - твой ближний. Священник из его народа (это лежал побитый еврей) - он не является ближним, а самарянин, это цыган, является его ближним, раз он помог. Ну и чтобы не тянуть это повествование, можно сказать достаточно просто. Духовность начинается с любви и с прощения. А ещё благодарность - это тоже очень духовное чувство. И у Христа тоже есть на этот счёт одна история. Когда он десять человек исцелил, то только один из исцелённых к нему прибежал и начал Его славить, а Он спрашивает: "не десять ли исцелились, где же остальные девять?" А остальные девять исцелились да и пошли. Вместо того, чтобы придти и сказать: "спасибо тебе, Господи, ты нам помог, мы перестали быть калеками", но они просто исчезли, и пришёл только один. Понимаешь, насколько это символично? Благодарности от 10% населения в лучшем случае. Пропорция соблюдена.

То есть на самом деле духовность - это прощение, это любовь к ближнему и к Богу, и это способность быть благодарным за добро. Вот это и есть духовность. И если бабушки немецким солдатам давали хлебушек, то это было проявление той самой духовности. Вот они там идут не евши, а они там еду дают: "на сынок, поешь". Эта бабушка не чувствовала его врагом, она его жалела. Другое дело, что она не из высшей духовности это делала, она может из жалости это делала. Но она его жалела. Я не уверен что немецкие бабушки также жалели наших солдат, которые у них пахали когда были интернированы. Их же держали как скот, наших пленных. Их раскидали по частным фермам в Германии, и они там жили на скотном дворе. Наверно вместе со свиньями питались. То есть когда бабушки давали хлебушек, то это в принципе - проявление духовности. А может прощение, а может даже и христианская любовь. Вот такая вот у русских людей духовность. Но наверно можно ещё какие-то привести примеры?

А: А зачем?

И: Ну да, это такой яркий пример. Но дело в том, что пример экстремальный. Потому что не так часто встречаются пленные на улицах города, чтобы бабушки давали им хлеб. Всё-таки это было достаточно давно.

А: Нет, ну ты же сказал: благодарность.

И: Да, благодарность, и вот здесь возникает такой вопрос. Если мы считаем, что у русских отличительная черта - духовность, то её надо развивать, или по крайней мере, не дать ей погаснуть. Если мы считаем это такой крутой чертой. Ведь мы же все считаем, что это круто? Все до единого русские, кроме, конечно либералов, которые издеваются над духовностью, кстати по делу издеваются. Но большинство-то считает, что это такое хорошее качество, значит его надо развивать. Давай теперь подумаем в двух словах: как развивать духовность? Вот ты растишь девочку, да? Наверно ты хотел бы, чтобы она имела какие-то духовные черты? Вот что бы ты начал делать? В церковь бы её водил, заставлял бы молитвы читать с утра до вечера? Смысла совершенно никакого, приведём в пример Чехова, когда его отец был ПГМ-щик классический, он заставлял Чехова вставать в 5 утра и тащиться за 20 километров петь в хоре. В любую погоду. Ну может за 10, я не помню. Но пешком, транспорта не было и они были небогаты. И Чехов на всю жизнь возненавидел Христианство. И его это мучило, потому что на самом деле у него духовный уровень как таковой был очень высокий. Если вспомнить например "Мою жизнь", да даже не "Мою жизнь", а "Скучную историю" - это очень высокий духовный уровень. А вот до Бога он не дошёл и мучился этим. Вот когда я читаю чеховские рассказы, я вот прямо зрительно вижу это совсем небольшое пространство, через которое ему надо было перепрыгнуть. А ему не давал это сделать внутренний запрет, который сформировался в детстве за счёт идиота отца. То есть если мы будем заставлять ребёнка читать молитвы, ходить в церковь, причём именно заставлять, то мы духовным его не сделаем.

Но и это ещё не всё. Допустим, мы сами по себе духовны, мы любим это дело, мы сами по себе читаем молитвы, ходим в церковь, то ребёнок начинает нам уподобляться через обычную идентификацию, вот этот фрейдовский механизм идентификации. Ребёнок тоже рядом с нами стоит, читает молитвы, ходит в церковь. А будет ли он при этом духовным? Он соблюдает ритуал. Внешний ритуал. А духовность - это внутренние усилия. Другое дело, что бабушки, которые давали хлебушек немцам, усилий не делали, им это давалось легко, потому что это было растворено в культуре. Они через себя-то не переступали на самом деле. Они вот так вот от сердца, потому что у них не было стенки, не было внутренних психологических препятствий. Но нормальному человеку, чтобы стать духовным, включить в себе духовные механизмы, ему нужны какие-то особенные механизмы. Я вот даже читал и цитировал вконаткте, этот автор, Николай Никулин, что после того, что с ним произошло в армии, он понял что мораль и нравственность - это не такие уж и простые вещи. Я вдруг понял, каким я хочу быть и каким не хочу. И я понял, что я готов делать внутренние усилия, чтобы не быть таким, каким я быть не хочу. Я не хотел унижать молодёжь, я не хотел унижать новопризванных солдат. Мне это доставалось через некоторые усилия. Но вот я считал, что это так. Что вот я не буду себя уважать. У меня внутри в армии всё перестроилось. Я понял, что эти ценности работают. Грубо говоря, духовность и нравственность соприкасаются. Они входят одно в другое.

И вот всё-таки возникает вопрос. Ты хочешь привить своей дочери некий процент духовности, потому что ты же сам понимаешь, вот есть переписка Игнатия Брянчанинова с одной духовной дочерью, она дворянка, живёт в особняке, у неё там крестьяне, он начинает с ней просто переписываться. Она написал ему: "батюшка, я хочу понять, что такое духовность". Он начал с ней переписываться, сначала: "старайтесь не бить крепостных", то сделайте, это сделайте, "подумайте, может вы обидели кого-то", "прежде чем причаститься, съездите и помиритесь", потом я открываю середину книги, а там опа, у неё все крестьяне распущены и она сама хлеб пашет. Я думаю: "а что в конце?" А в конце он пишет: "ну вот теперь я думаю что вам хорошо бы найти в лесу маленькую избушечку и там жить; и Господь вам поможет, пошлёт вам хлебушка". Вот в самом конце он так и пишет, я сам это читал. Вот так он её и привёл. То есть большая духовность - это избушка в лесу, стой и молись там на столбе. Я не уверен что ты хочешь своей дочери этот жребий. Уж твоя-то жена точно не захочет.

А: Да я и себе не хочу.

И: Короче говоря, если ты хочешь привить своей дочери какие-то духовные качества, как бы ты действовал? Ну во-первых, правильная литература, в которой есть правильные примеры. И обрати внимание: ты бы не заставлял её читать, а вот именно "вот смотри, я сейчас читаю интересную книгу, вот хочешь я тебе вслух почитаю?" Или она болеет лежит, а ты выбираешь литературу и начинаешь читать. Это один пример. Что бы ты ещё делал?

А: Ну, обсуждать с ней.

И: Обсуждать, потому что смотри. Твоя дочь вступает в какие-то отношения, в детском саду например, она может вступить в какие-то конфликтные отношения. Ну там мальчик подбежал, отобрали игрушку и убежал. Как поступить? Можно догнать его, избить и отобрать игрушку. Можно простить, и он в следующий раз ещё раз отберёт игрушку. Можно пойти пожаловаться воспитательнице и потом всё время бегать и жаловаться, понимаешь да, что это такое? То есть на самом деле путей очень много для преодоления этого конфликта и много советов. И вот здесь надо дать очень правильный совет. Правильный совет, как себя вести дочери когда у неё отобрали игрушку. А если она стукачом вырастет? Стукач - это духовный человек? А вот давай зададимся вопросом: "а почему стукач - не духовный человек?"

А: Он за себя думает только и о себе.

И: По двум причинам. Во-первых, он не простил. Мы помним, что духовность - это прощение. А во-вторых, он использовал внешнюю силу, репрессивный механизм для решения своей проблемы. Другое дело, что для Запада это вполне нормально. Настучать, чтобы репрессивный механизм решил твою проблему. У меня был знакомый, этнический немец из Казахстана, он уехал в Германию, когда вот началось это великое переселение всех немцев в конце 80-х, он был в гостях в богатом семействе. У них был дорогой, старинный столик, инкурсированный золотом. Там сидели и общались две дамы и одна из низ случайно на этот столик пролила кофе. Но столик был очень дорогой и кофе там конечно понаделал дел. Ему было жутко интересно как будут дальше происходить события. Ну как мы предполагаем, она бы кинулась на колени, и сказала: "слушай, я тебе десять тысяч марок на ремонт стола выдам". Нет. Та, которая пролила, тут же позвонила своему адвокату и тот приехал. Эта, чей столик, тоже позвонила своему адвокату и тот тоже приехал. Они продолжают пить кофе, а адвокаты обсуждают размер компенсации. Деньги пошли со счёта на счёт, а эти тётки даже об этом не знают. Они даже голос не повышали, он говорит что "мне было бы легче если бы она хлопнула кулаком, мол чего ты наделала, дура?" Так что такое духовность и бездуховность? Смотри: сидят ученики, один из них списывает. Другой берёт и закладывает его учителю. Это духовный поступок или нет? Или не они все не закладывают его?

А: Всё зависит от культурных установок.

И: В обществе существует культурная установка, что каждый должен двигать локтями, развивать свои собственные индивидуальные качества, самому достигать, отодвигая других локтями. А другие ценности не имеют. Самое главное - самому приобрести успех. Поэтому сосед стучит. Ведь если он будет продолжать списывать, то он же самостоятельность потеряет. Он должен культивировать самостоятельность, ведь самое главное - самостоятельность и успех.

А: Самостоятельность или он будет мне конкурентом?

И: Я вот до сих пор не понимаю, я на Западе же не жил, насколько у них уважают конкурентов. Я читал историю, у женщины было своё туристическое бюро, в этом городе не было туристических бюро, она купила длинный, красивый автобус. Она возила туристов по городу и показывала достопримечательности. Она - западная женщина. Через какое-то время появились конкуренты, которые купили такой же автобус. Она пишет: "первое моё желание - я почувствовала что хочу их убить". То есть западные люди не очень спортсмены, в высоком смысле. Я не знаю чего у них в душе творится по отношению к конкурентам, насколько они их уважают.

А: Так я тебе и говорю, что чтобы он не получил хорошую оценку и не стал конкурентом, я его заложу.

И: Так он вырастет и станет конкурентом в более широком смысле. Если я не заложил его, то я его простил. Если в обществе принято закладывать, а я не заложил, значит я простил. А если я его заложил, то я прибегнул к внешней репрессивной силе чтобы его наказать. Да, это сформирует у него правильные качества, но я прибег к внешней репрессивной силе. Обрати внимание, как повёл себя Христос в самом конце, когда Его уже распяли. Как над ним издевались солдаты: "ты же Сын Божий, где там твой Бог, пусть он тебя снимет с креста!" Христос говорит: "он может меня снять, да задача такая не стоит". Как раз противоположная задача. Задача заключается в том, чтобы не прибегать к этой внешней силе. "Я же тогда ничего не докажу. А вот если я сейчас умру и воскресну, то докажу".

Общая схема духовного поведения: не прибегать к внешней силе третейского судьи. К тому самому западному "посреднику", на котором основана вся западная цивилизация. Когда одна западная тётка конфликтует с другой по поводу столика, духовность заключается в том, чтобы простить её. А можно от сердца: "я вот твой столик попортила, у меня есть старинная ваза, я тебе её подарю от души, чтобы бы ты меня простила". Правильно? Вот это вот по-нашему. Не, ну конечно можно хитрожопить, "я же знаю что она меня простит, она же христианка", но надо от души вот, что "я тебе подарок сделаю дорогой, чтобы ты меня простила". И она её простила. Это - духовность. А когда эта вызывает адвоката и та тоже вызывает адвоката, то это не духовность. Никто никого не просил, она же заплатила. Но могло бы оказаться ещё интереснее. Это же Германия блин. Мой отец ездил в ГДР, и его всё время изумляло, что когда в магазине стоишь в очереди и тебе запакуют в бумагу, там тоже в бумагу запаковывали, только в более красивую чем у нас, и вот она запаковывает и говорит: "с вас два фенинга за верёвочку". Отец такой офигевший: "как, за верёвку надо платить?" Он мне рассказывал, он сам это видел, когда молодая семья просила бабушку посидеть с внуком, они сразу обговаривали сумму, которую получит бабушка. В выходной. Они собрались куда-то съездить и бабушка не будет сидеть просто так. Запад. Она должна получить компенсацию. И это была ГДР, не ФРГ, духовность, социализм, коммунистическое будущее, Эрих Хонеккер. Он сам видел, как они договаривались за деньги. Он ещё спросил: "а у вас что, у всех так?" - "Ну да, так принято, мы же не можем не компенсировать ей потерянное время". У нас бабушка счастлива с внуками посидеть, помочь родным, понимаешь? А здесь - нет. Ты давай компенсируй.

А: Так и получается что на самом-то деле всё от культуры зависит. Если бы они вышли за рамки вот этого, то тогда и всё. А у нас духовность в чём заключается, в том чтобы действовать как принято?

И: Одну секунду. "Как принято" можно оценивать с точки зрения духовности. Принято тут и принято в целом. Принятое. Здесь мы имеем духовность. Когда бабушка просто так вот сидит, просто помогает по-человечески. Хорошо, возьмём историю Христа. Когда в субботу нельзя было помогать людям. И основная претензия была у первосвященников к Христу в том, что Он лечил людей в субботу. "В субботу же нельзя работать, а лечение - это же работа". Он говорит: "если бы у тебя осёл свалился в яму, в колодец в субботу, то ты же его стал бы вытаскивать. Ведь стал бы? А человек разве не лучше осла?" Христос нарушил порядок. Он предложил другую парадигму, что человек - выше. И вот я читаю книгу Никулина, про Дьяконова, он там в детстве был в Норвегии, его в 45-м на одном острове сделали, как это там, наш представитель что ли, ну, решать вопросы. Немцы только что ушли, тут войска, ну он типа старосты. Ну и норвежцы, потому что он интеллигентный и хорошо знает норвежский, его очень уважали. И вот такая история. Горит куча угля.

А: Да, да, я читал это у тебя.

И: Но я всё равно повторю для записи. Так вот, горит куча угля. Далее идёт такой диалог: "где хозяин? Туши уголь" - "это же не мой уголь, зачем я его буду тушить?" - "ты потуши и пользуйся" - "я не могу, он же чужой". Наши солдаты угнали лодку у норвежца, вернули, но поставили у соседа, на соседнем участке у реки. Он приходит и говорит: "у меня лодку угнали". Ему говорят: "так вот же она стоит", тот отвечает: "я же не могу пойти на чужой участок её взять. Он же мне счёт выставит за то, что я прошёл по его участку, за то что я лодку волок". О чём это говорит? Что юридические и экономические понятия "свой - чужой", "моё - чужое" важнее чем человеческие отношения. Обрати внимание, наши: "пошёл взял лодку, я же потом вернул". Нашим было пофигу, сюда поставили, или на 20 метров дальше. А это уже всё, чужой участок, я не буду гасить чужой уголь. "Я не могу взять чужой уголь потому что он чужой". У нас же, если уголь лежит ничейный, то его бы уже к утру не осталось. А у них нет, это Запад. Это какая-то сраная Норвегия. Не какая-нибудь древняя цивилизация, англосаксы или франки, которым по тысяче лет. Это норвежцы, которые ещё 500 лет назад в шкурах бегали. И вот здесь мы понимаем самое главное в понимании духовности. Духовность - это когда человеческие отношения ставятся выше Закона, выше официальных, выше экономических. Духовность - это когда мы прощаем человека, что он прошёл за своей лодкой по нашему участку. А бездуховность - это когда мы говорим: "а вот ты по моему участку прошёл, за это два талера с тебя". Христос говорил, что человек выше закона. И мы в этом живём.

Но к сожалению, это имеет свою оборотную сторону. Потому что когда менты останавливают за нарушение правил, то они спрашивают: "ну как, по закону или по-человечески?" По закону - штраф. А по-человечески - половину на руки. Мы тебе помогли. По человечески. Так штраф 5 тысяч, а ты всего 2500 отдал. И в этой системе работает всё по-другому. Все друг другу отстёгивают на руки. Всё по-другому, всё неформально. И всё не может развиваться, но о развитии мы сейчас говорить не будем. Так вот духовность - это когда отношения между людьми, понимание, прощение, любовь ставят выше, чем какие-то внешние формальные вещи, чем законничество. Современный западный человек, условно выражаясь, тоже не полез бы спасать осла в субботу. Там вот это вот законничество и началось. В одном из старых текстов, лет 10 назад, я написал, что на самом деле на Западе "жидовская закваска" - то же самое законничество. Оно возобладало. И наша духовность в том, что мы можем от души сделать. Вот пролила, испортила столик, вот на тебе вазу, извини. Но оборотной стороной этой духовности будет: "вот пролила на столик, да и пошла ты в жопу". И ничего не сделаешь. Но я думаю, что если бы вторая тётка не захотела компенсировать, то первая бы её засудила. Арест на имущество и прочее, это Запад. Или вот я с охранником разговариваю в супермаркете, он говорит: "но вот чего тут бабушка батон колбасы несёт, чего я, буду ментов вызывать? Да они сами не поедут." А они ведь должны ехать. Но чего они из-за колбасы будут ехать? "Просто забери колбасу и отпусти её" - скажут они. Это же прощение. Это пример духовности. Когда бабушку прощают. А если какое-нибудь быдло, которое тут же начинает кулаками махать, то естественно, что его свяжут. "Ты давай отдай колбасу, извинись и иди". А если он что-то там считает в своём праве, то его начинают крутить, всё правильно. Это ещё один пример духовности. Значит что такое духовность? Это когда у нас есть некие непосредственные отношения, связанные с прощением, и когда у нас не используют "посредника" для того чтобы погасить конфликт, решить какую-то сложную ситуацию. Когда не используют репрессивные механизмы. Итак, мы выяснили, что у нас, у русских, есть духовность, которую мы хотим не то чтобы уж довести до того, чтобы все русские жили в землянках по слову Игнатия Брянчанинова, но чтобы это сохранилось. Как бы мы это развивали в целом народе? Что для этого надо делать?

А: Ты правда что ли такой вопрос задаёшь?

И: Да, почему нет? Да то же самое что ты делал по отношению к дочери. Правильные книжки, правильные ценности, личный пример. Правильно ведь? Но если бы ты увидел, что твоя дочь ведёт себя бездуховным образом, ты стал бы её очень сильно за это наказывать? Ну вот она побежала и стуканула.

А: Наказать надо, но это должно быть объяснение, разъяснение.

И: Да, но не наказание. А теперь представь, что в целях развития духовности ты окружаешь свою дочь сплошными наказаниями. Наказание за то, и за это. И чуть что - прибегаешь к репрессивной силе, внешней, государства. Что вырастет из твоей дочери?

А: Я ждал что ты к этому подойдёшь))

И: А я чего, скрывал?

А: Будет раздражённое, затравленное существо.

И: Дело в том, что вообще-то говоря, наше русское отношение к царю, к вождю, вообще к правящему классу, заключается в том, что мы хотим чтобы нам ещё и подавали пример. Вот если бы наш правящий класс подавал нам пример воздержания, законопослушности, то я думаю что у нас законы бы лучше соблюдались. Я это чувствую, к сожалению я не историк, примеров в истории не было, история сослагательного наклонения не терпит, но вот мне почему-то кажется, что русские бы гораздо более соблюдали законы бы, и меньше воровали, если бы власти воровали меньше. У нас рыба-то гниёт с головы. И когда у нас говорят: "начни с себя", то это неверно, у нас это не работает. Начинать надо "оттуда" - они должны показать нам пример. И если власти показывают нам пример, что за каждую мелочь готовы нас чморить, то что происходит из этого? Достигают прямо противоположного результата. Они хотят достичь сохранения духовности в народе, или хотя бы её сохранения, палочным режимом, сплошными запретами, репрессиями. Но они достигают прямо противоположного. Они даже нас не в немцев превращают. Ладно бы если мы были немцы. Хо! Да немцам можно позавидовать - они же сами на немецких Мерседесах ездят. Отнюдь нет, всё на самом деле по-другому. В кого они нас превращают? Если русский человек чувствует что его постоянно чморят, то он становится хитрожопой сволочью, которая только и думает: "где чего украсть? А где чего?" Какие между людьми будут отношения, я не знаю. Мне страшно об этом подумать. С одной стороны да - я разговаривал с людьми старшего поколения, они говорят: "да, при Сталине люди были добрее, отношения были лучше". Ну типа того, когда государство вот так вот на всех давит, то люди немножечко так объединяются как в мороз. Все вот кучкой лежат чтобы согреться. А с другой стороны может и наоборот будет. Когда друг на друга стучат, ненавидят и боятся. И таким образом происходит разрушение духовного ядра русского народа.

Когда правящий класс прибегает к сплошным запретам и у меня наибольшая претензия здесь как раз оскорбление чувств верующих, когда верующие должны прощать. А если они тут же бегут к репрессивной силе, то извини, здесь твоё Христианство оказывается как скорлупа от яйца. Ты выглядишь как верующий, но поступаешь как фарисей-язычник. Эта система, когда приглашают внешнюю репрессивную силу, эта Германия та же самая. Когда вызывают адвокатов, чтобы они обсудили. Так что это отнюдь не духовность, а противоположность духовности. Это разрушает духовность. А что приходит взамен? На Западе взамен пришло, там всё нормально. Взамен духовности пришло юридическое сознание, когда свято верят в закон. Но ты историк, ты должен знать, что это замещение происходило постепенно, столетиями. Ко времени Мартина Лютера оно уже всё подошло и созрело. А у нас-то что? Что у нас придёт взамен? Сможем ли мы стать западными людьми? Что у нас придёт взамен духовности, если мы её утратим? Да ничего. Русский человек станет быдлом. Не, ну можно культурой заменить, но извини, я пока не вижу чтобы правящий класс реально культивировал культуру. В Советском Союзе - да, её культивировали. Ну да, там были свои претензии к системе образования, потому что она была идеологизирована. Но у нас была система образования, которая культивировала культуру. Я помню как мы изучали Евгения Онегина, Пушкина, Лермонтова. Это было серьёзное отношение! Когда мы писали сочинения на ту или другую тему, то это были серьёзные сочинения. Хотя я вот сейчас вспоминаю, я выкладывал лет 10 назад темы сочинений в дореволюционной гимназии, там такие страсти, я б не написал бы. Как гимназисты могли писать эти сочинения? Там же надо энциклопедистом быть, даже Чехов бы не написал. То есть на самом деле всё достаточно плохо. И культурой не заменяют и юридическое сознание, оно для нас, русских, мягко говоря, закрыто. Просто потому что это связано с разделением церкви и с той верой, которую мы выбрали 1000 лет назад. Юридическое сознание хорошо легло на католическое мышление. Хотя пришлось там чуть-чуть подкорректировать, превратить в лютеранство, но всё равно легло, хотя бы на дальнейшее развитие. А у нас оно не ляжет. То есть русские люди становятся мелкими, хищными, жалкими, злыми сволочами. Которые ненавидят всех, такая знаешь, "война против всех". Вот в этом мы будем превращаться при сохранении этой логики, которая сейчас идёт. И я думаю что народ долго это терпеть не будет. Духовность победит и народ скинет эту власть. Или власть сдаст назад.

Вот эта система запретов, почему она так пошла? Потому что она просто удобна правящему классу, власти. Это удобно, удобно запретить. Мы с тобой это тыщу раз объясняли. Вот девки танцуют тверк. Среди них оказалось несколько школьниц. Вместо того, чтобы ввести какие-то жёсткие ограничения в этих танцевальных клубах, принимать по паспорту, проще просто взять и запретить тверк по всей стране. А то тут придётся проверять, отчётность получать, а то вдруг они примут какую-нибудь школьницу, а вдруг это до начальства дойдёт. Зачем это всё, если проще запретить и никаких проблем. Запрет удобен начальству, власти. А обществу он неудобен и вот почему. Потому что чем больше запретов, тем медленнее развитие. Я не либерал и не утверждаю, что если есть свобода, то из неё автоматически будет следовать развитие. Но я точно знаю, что чем больше запретов, тем развитие медленнее. Общество начинает застывать. Помнишь как Александр III говорил? "Россию надо подморозить". Правильно, подморозил.
Русский человек немножечко тугодум, немножко пассивен. Он медленно соображает что к чему, у него это всё в единую картину не складывается как у меня. Но ведь потом-то сложится. Потом-то все всё поймут. Когда в 90-м году поняли, Союз рухнул. В 17 году поняли - империя рухнула. И сейчас тоже всё рухнет и ещё неизвестно какие территории мы потеряем вместе с этим обрушением, раз оно у нас так повелось исторически. То есть это всё не так просто. А потом люди будут говорить: "О, пришёл этот самый...", валить всё будут на Путина. Я размышляю о времени Путина, и мне было интересно подумать: а как на него будут смотреть через 50 лет? На путинский период? И знаешь, что я понял? Это точно такой же застой, как брежневский.

А: Как Николай I.

И: Николай I, Брежнев - один в один - застой. Да, при Брежневе появились новые товары. Стиральная машина-автомат, Москвич там новый появился, Жигули вот кстати появились - купили завод Fiat. Но это не развитие. Нет. Путинское время - это время застоя, смотреть будут как на застой. Даже с Брежневым не будут сравнивать, потому что уж больно много денег проворовали и время потеряли. При Брежневе-то столько денег на Запад не ушло. Просто эти деньги можно было сохранить, хотя бы часть, и потратить их развитие. Школы, институты, социальные институты. А у нас что делали? Экспериментировали над народом. ЕГЭ решили ввести, а сейчас говорят: "ЕГЭ - плохо". В медицине ввели страхование, а потом сказали: "ой, это тоже плохо, а мы сразу не поняли". А чем плоха была прежняя система?

А: Слишком много услуг и бесплатно.

И: А они хотели чтобы "как на Западе". "На Западе вон, страховая медицина, там всё работает, давайте к нам пересадим, у нас тоже будет работать. Давай скопируем." Отличная логика. Оно может даже и хорошо, что Брежнев ничего не копировал с Запада, а то скопировали и началось бы. Как Кабаниха говорила: "предки-то не глупее нас были, они хуже нас пили-ели."


Благодарность Адексею К. за набор текста
Tags: Восток - Запад, диктофонные записи, культура, русское, феномен власти, христианство
Subscribe
promo kot_begemott декабрь 9, 2014 04:34 74
Buy for 50 tokens
Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Ещё есть карта ВТБ-24: 4714 8700 0112 1255 На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments