http://anoushe.livejournal.com/45562.html. Читайте, безумно интересно, невозможно оторваться. Написано прекрасным, лёгким языком. Формулировка, которую я сделал, при прочтении: "женское достоинство заключается в чистоте".
Теперь цитаты для затравки:
"Именно стереотипы утверждают, что женщина на Востоке с детства воспитывается как существо второсортное и ограниченное многочисленными запретами, а посему она должна – просто обязана – быть затурканной и забитой (ну, в лучшем случае, тихой и послушной). Восточная женщина, шепчет стереотип, в отличие от женщины западной, должна боготворить мужчин и беспрекословно им подчиняться. Западная женщина учится и делает карьеру, восточная – выходит замуж, рожает десяток-другой детей, нянчит их днями и ночами, а когда становится страшной и толстой, ее коварный муж женится второй раз, причем обязательно на молодой красавице. Или на двух сразу. Западная женщина независима от мужчины финансово и морально, восточная – совершенно бесправна перед лицом закона и общества. Западная делает, что хочет, восточная – что прикажут.
Так ли это на самом деле? Как говаривал мой научный руководитель, у меня на этот вопрос есть два ответа: «отнюдь» и «черта с два» – предпочитаю второй.
Затурканные, покорные и забитые жизнью существа женского пола водятся в рассказах Татьяны Толстой, а Иран – родина Шахерезады. Ее наследницы, по моим наблюдениям, отличаются удивительной хитростью и силой духа. Что, впрочем, в глаза не бросается, поскольку эти, безусловно, полезные качества обычно идут в комплекте с обаянием и поразительной женственностью, которая в наших широтах встречается все реже. Если уж проводить литературные аналогии и выискивать знакомые типажи, то иранки – это те мудрые жены, которые переодеваются в костюмы своих мужей, чтобы быть судьями в самых трудных и опасных для жизни случаях. Это те дочери, которые завернувшись в рыболовные сети, ни голые, ни одетые, ни пешие, ни конные верхом на осле прибывают к шаху и спасают своих отцов от гнева самодура. Это те хитрющие тетки, которые помогают незадачливому простаку, отдавшему на сохранение богатому купцу весь свой заработок. В общем, Шахерезада любила описывать женщин своего типа, поэтому в «1001 ночи» иранок тьма тьмущая.
Но конкретные примеры более наглядны."
"...Мест, куда женщинам категорически нельзя, в Иране не так уж много.
Один из самых неожиданных запретов – запрет на посещение футбольных матчей. Причина, по которой женщин не пускают на стадионы, звучит совершенно издевательски: «На стадионе невозможно обеспечить атмосферу, которая была бы достойна женщины».
...Законодательно не закрепленное ограничение заключается в том, что девушка-абитуриентка практически не может поступить в вуз, который находится не в ее родном городе. Мотивируется это тем, что жизнь в общежитии полна соблазнов, и чести юной мусульманки, за которой не присматривают родители, там может быть нанесен непоправимый урон.
Женщин в Иране не берут на факультеты, где готовят инженеров горного дела и высоковольтного напряжения. И еще – женщина не может работать судьей, т.к. считается, что она слишком эмоциональна, и принять взвешенное решение ей не под силу..."
И ещё, к бесконечным утверждениям антисоветчиков, что русских мужчин сделал подкаблучниками социализм:
"Меня уже почти совсем не удивил зять нашего друга, отец двух взрослых дочерей и муж единственной иранки (из наших знакомых), которая до сих пор искренне полагает, что исламская революция существенно повысила уровень моральности в иранском обществе, что девочки не должны учиться с мальчиками, а в присутствии мужчин обязаны покрывать волосы. Соответственно, дочери ее придерживаются этих же правил, причем, похоже, исламские законы даже самой младшей, четырнадцатилетней девушке, не в тягость, а в радость.
Вообще эта семья просто замечательная. Я говорю абсолютно серьезно. Мы дважды гостили у них в Тегеране, и я не устаю ими любоваться. Если мне понадобиться нарисовать портрет идеальной семьи, я изображу, как эта мама готовит ужин, девочки накрывают на стол, а их отец им помогает. Все женщины в платках. Как иначе? Ведь у них в гостях чужой мужчина (т. е. мой муж). А идеальность должна выражаться не в том, что они делают и как одеты, а в том, как они друг на друга смотрят. Эта смесь сияющей любви, внутренней уверенности и чувства собственного достоинства, которая будет хорошо видна в глазах всех персонажей моей картины, убедит зрителей в том, что отношения в этой семье не просто хорошие, а очень хорошие, что все тут довольны жизнью, друг другом и очень счастливы.
Так вот. Глава идеальной и довольно религиозной семьи, все члены которой, кажется, руками и ногами поддерживают патриархальную модель ячейки общества, однажды со вздохом сказал моему мужу:
– Что бы ни было, а мы всегда под каблуком у наших женщин..."
Нашёл там же в комментариях: "Добровольное ношение чадры связано с гиперуверенностью в себе и в собственной неотразимой красоте, т.е. я настолько красива, что даже ЭТО меня не испортит. С таким же успехом закрывают лицо (это даже круче) - мои глаза волшебны, чего вам еще надо? В Индии, хоть женщины чадру и не носят, но мыслят приблизительно в таком ключе: я самая что ни на есть пресамая. Нам есть чему поучиться, кстати. Смотришь на такую страхолюдину, крестишься про себя, благодаришь Бога за доброту к тебе :) и вдруг понимаешь, что она-то как раз в жалости не нуждается! Она себя считает красавицей и прекрасно в этой роли функционирует - строит глазки, кокетничает вовсю и не безрезультатно, что самое удивительное! Загадка."
"Если вдруг случается в Иране температура +50 и выше, все государственные учреждения, кроме больниц и аптек, должны закрыться до наступления лучших времен. А это чистый убыток и государственное расстройство. Поэтому если температура на самом деле не намного превышает отметку +50 (допустим, если в тени не больше, чем +55), то иранский прогноз обычно радостно рапортует о +45.
Иран – страна, которая принимает самое большое в мире количество беженцев.
Да, вот так. Не демократические (и готовые разнести эту демократию по всему миру) Европа с Америкой, не те, кто больше всех говорит о правах человека и защите униженных и оскорбленных, а самый центр «оси зла». Потому что соседями Ирана одновременно являются Ирак и Афганистан, где демократия уже воцарилась и цветет пышным цветом.
Конечно же, иранцы все поголовно не прыгают от восторга, что вот они такие сердобольные. Большое количество официальных беженцев и нелегалов никого особо не радует. Но, тем не менее, в Иране их принимают и, вероятно, будут принимать еще долго.
В Иране самый высокий коэффициент соотношения девочек и мальчиков в школах (девочек больше). Высших учебных заведений это также касается. Может быть, среди иранских студентов не самая большая в мире разница между количеством девочек и мальчиков в пользу девочек. Но то, что девочек существенно больше, чем мальчиков, совершенно точно. По крайней мере, до этого года было именно так.
Иран является мировым лидером по «утечке мозгов». В таблице «самых-самых» указано, что это информация 2003 года. Но с тех пор в этом плане ничего не изменилось.
По данным иранского информагентства, в текущем году в списке из 91 страны Иран занимает первое место по уровню «утечки мозгов».
Ежегодно из Ирана на Запад эмигрируют от 150 до 180 тысяч человек с высшим образованием.
Ежедневно из Ирана уезжают 15 магистров и 2-3 кандидата наук.
Стоимость обучения специалистов, ежегодно уезжающих на постоянное жительство в США – 4,5 миллиарда долларов, в Европу – 6 миллиардов, в другие регионы – 1 миллиард долларов.
И, несмотря, на предыдущий пункт, Иран демонстрирует самый высокий в мире темп развития науки и технологий: 1000-процентный рост за последние девять лет, по данным 2010 года. Насколько я поняла, организация, которая вывела этот показатель (The Institute for Scientific Information), ориентировалась, в первую очередь, на количество научных работ и количество цитирований.
Дороги в Иране хороши необыкновенно. Во-первых, они красивые (это первым пунктом, потому что я сама не вожу, а только смотрю по сторонам), а во-вторых, очень качественные. То, что на порядок лучше украинских это однозначно, тут двух мнений быть не может. Но некоторые говорят, что даже немецкие дороги в сравнении с иранскими не располагают к разговорам о хваленом немецком качестве...
Напоминать мне о том, что в каких-нибудь иранских Малых Задрыпинцах большей части этих дорожных прелестей никто с роду не видывал, тоже не нужно; все познается в сравнении, дороги между небольшими населенными пунктами (а не только трассы «аэропорт «Аятолла Хомейни» – Тегеран» и «Тегеран – Сари») в Иране тоже вполне ничего...
На некоторых дорогах через каждые сколько-то метров стоят телефоны на солнечных батареях, чтобы в случае чего позвать на помощь, и баки с песком, чтобы – если помощь задерживается – выехать с неожиданно обледеневшего серпантина самостоятельно).
...Скорее всего, вы уже убеждены в том, что правил дорожного движения в Иране не существует, а права реализуются по сходной цене всем желающим как это заведено в наших цивилизованных странах. И я снова спешу вас удивить. Нет, я разумеется, не стану утверждать, что никто, никогда, ни под каким предлогом, ни за какие деньги, и вообще даже слов таких в персидском языке нет. Статистикой по этому деликатному вопросу я не владею. Но в том, что торговля правами, если и происходит, то далеко не в таких масштабах, как в Украине, имела возможность убедиться вся моя родня. Практически никто кроме моего мужа (он просто технический гений, только и всего) не смог сдать экзамен на права с первого раза. При этом никому не приходило в голову попытаться решить эту проблем через личные связи или путем внесения определенной суммы в чей-либо карман (связей и денег вполне хватает). Просто шли пресдавать - и все. Муж во время экзамена имел счастье лично лицезреть барышню, которая умоляла экзаменаторов принять ее в очередной, семнадцатый (!) раз."
Наводчик: halbin
Journal information