Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Categories:

Об иудейской логике


<...>Говоря об отличиях между еврейской логикой и логикой народов Европы, Андрей Шуман сказал, что оно кроется в первую очередь в том, что первая основана на базе особых правил толкования священных текстов иудаизма, а вторая опирается на логику, сформулированную Аристотелем. Причем обе они в значительной степени опираются на религиозное мировоззрение.

“Корни еврейской логики, несомненно, религиозные. Но, с другой стороны, корни христианского мировоззрения и аристотелевской логики тоже во многом религиозные. Присутствуют просто разные допущения. Допущение аристотелевской логики заключается в том, что существует много высших начал, богов, аксиом. И из этих аксиом извлекается какое-то частное знание. Рассуждения здесь строятся на том, что есть некие высшие роды и есть какие-то частные их разновидности – виды. Зная род, свойства рода, мы переносим это знание на виды. То есть двигаемся как бы по вертикали, сверху вниз. В иудаизме такое рассуждение неприемлемо, и строится оно там не вертикально, а горизонтально: от одного рода к другому роду и от одного вида к другому виду. Здесь сразу предполагается наличие многих точек зрения, множества агентов рассуждения, то есть своеобразная мультиагентность. Но допускается только одно высшее начало – Бог. И поэтому выводить из общего частное – это прерогатива Бога, так делать как бы нельзя. Можно двигаться только по горизонтали”, – пояснил Андрей Шуман.

Работа Андрея Шумана и других философов-логиков над формализацией талмудических рассуждений демонстрирует, что религиозные тексты не исчерпали своей значимости и в наш техногенный XXI век. Даже сейчас из них извлекаются научные данные, которые имеют прикладное практическое значение и которые могут быть использованы в инновационных разработках.

Наглядные примеры иудейской логики.

Понять иудейскую логику можно на примере феномена так называемого еврейского анекдота. Что и неудивительно, ведь особенности иудейской логики находят свое отражение во всех сферах культурной жизни еврейского народа, включая и чувство юмора.

Ситуация №1. Загадка из старого еврейского анекдота:

Вылазят из трубы два трубочиста и смотрят друг на друга. Оба чумазые. Но у одного трубочиста лицо чистое, а у другого – грязное. Вопрос: кто из них пойдет помыться?

Первый ответ, который приходит на ум – разумеется, тот, у которого лицо грязное.

Ответ неправильный.

Почему? Потому что тот, у кого лицо грязное, смотрит на того, у кого лицо чистое, и думает, что у него самого оно тоже чистое.

Напрашивается другой ответ: тот, у кого лицо чистое.

Ответ неправильный.

Почему? Потому что тот, у кого лицо грязное, видит, что тот, у кого лицо чистое, идет мыться, и идет вслед за ним.

Следующий ответ: мыться пойдут оба.

Ответ неправильный.

Почему? Потому что тот, у кого лицо грязное, посмотрит на того, у кого лицо чистое, и не
пойдет умываться. А тот, у кого лицо чистое, увидит, что тот, у кого лицо грязное, не идет умываться, поймет, что его лицо чистое, и тоже не пойдет умываться.

Правильный ответ: Как такое вообще может быть, чтобы из трубы вылез один чистый, а другой грязный?

Здесь мы видим наличие множества параллельных рассуждений, причем определить какое из них является верным с первой попытки не так-то просто

Ситуация №2. Анекдот о значимости логики.

Как-то pаз гyляли четыpе pаввина в паpке и поспоpили на однy религиозную темy. Полyчилось, что тpи pаввина пpотив одного. Тyт тот один стал гоpячо молиться.
– Боже, я знаю, что я пpав! Пожалyйста, дай какой-нибyдь знак, чтобы они поняли, что я пpав!
Тyт же небо заволокло тyчами и yдаpил гpом. БУМ!!!
– Вот видите, – закpичал pаввин, – Бог говоpит, что я пpав!
– Дождь не может слyжить доказательством! – говоpят те тpое. – Может, это пpосто совпадение!
Раввин пpостеp pyки к небy и гpомко сказал:
– Боже милостивый, пожалyйста, дай ещё один знак! Умоляю тебя!
И тyт.... БАБАХ... молния как даст в соседнее деpево.
– Смотpите! Видите! Я пpав!
Те тpое:
– Hy и что! Пpи гpозе всегда молния бывает! Hе доказательство!
Тогда тот pаввин закpичал из последних сил:
– Господи, нy подай ты более весомый знак, а то они не повеpят!
И тyт тyчи pассеялись, и Глас Божий с небес сказал: – ОH ПРАВ!!!
Те тpое:
- Hy и что?!! Все pавно полyчается тpи пpотив двyх!!!

Тут показывается, что в талмудических рассуждениях нет места чудесам и пророчествам. Они должны строиться исключительно на логике – на строгих и заранее заданных правилах рассуждения. Никто, даже Всевышний не способен вмешаться в ход построения вывода...

Источник
Наводчик
Tags: Das jüdische Problem, цитаты
Subscribe
promo kot_begemott august 8, 04:34 123
Buy for 50 tokens
Если можете, поддержите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments