Не оставляет ощущение, что глава государства что-то недоговаривает. Некая фигура умолчания постоянно чувствуется в его речи.
И можно даже сделать предположение, что именно. Нашего милого, искреннего, доброго Лунтика поманили какой-то морковкой. Именно этим объясняется его удивительная целеустремлённость, его вера в либеральные ценности. В нём не чувствуется истинная, твёрдая, глубокая вера человека в то, что он делает, но и то, что он откровенно декоративная фигура - этого тоже нет. Он считает себя подлинным деятелем, который куда-то что-то ведёт. И он ведёт, на самом деле. В соответствии со своей верою. Есть лишь одно "но".
Его вера - она с опорой на внешние силы. Мне кажется, Запад снова, как и в случае с Горбачёвым, твёрдо ему что-то обещал. Мол, приведёте такие-то и такие-то стороны жизни к европейским стандартам, а мы вам за это - то-то и то-то. И тогда всё будет хорошо. А мальчику это очень и очень важно - святое дело, можно сказать. Поэтому вера его не совсем проста: есть некое смысловое промежуточное звено между ним и его делом. Именно оно придаёт столь особое выражение его жестам и физиономии. Медведев верит не в само дело, а в некий приз.
Как представляется, Медведев действует искренне. Он старается не для себя, а для других. Ему самому, в общем, не много нужно - хорошую аудиоаппаратуру (на самом деле, она у него не очень хорошая;), айфончик, прочие всякие милые и удобные гаджеты, ну, пару шубок для жены.... Да и по нему ведь это видно: он не циничный рвач, не матёрый волк, как Путин: дарят - и слава Богу. Ему на самом деле хочется пользы для общества.
Дело не в том, что он понимает нечто (что мы все, например, понимаем), или нет. Напрасно задаваться таким вопросом. Суть проблемы вообще не в понимании, она лежит совсем в другой плоскости. Ему что-то обещали, в чём-то клятвенно заверили. Этим, и именно этим объясняется его пафос, его своеобразная, немножко двусмысленная уверенность: он верит не в себя, не в партию, не в "гражданское общество", не в законность и высокие идеи либерализма, и даже не в Россию - а в тех, кто наобещал. Эти обещания застят ему глаза, туманят ум, трансформируют восприятие реальности. Именно этим, а не тупостью объясняется та искренняя радость, с которой Медведев получает подарки от западных дельцов: дарят, значит, любят. Значит, выполнят своё обещание. Nomen est omen. Подарок прообразует последующий великий приз.
Неубедительна точка зрения, что, мол, морковка для Лунтика - какие-то несметные материальные блага, которые лично ему наобещали. Маловероятно, так как в этом случае явный налёт искренности и даже некоторого простодушия покинул бы физиономию нашего героя. Следует очень хорошо понимать, что человек не может поддерживать искреннюю мину длительное время. Искренность - великий дар, удел счастливых единиц, она зарабатывается годами жизни не по лжи. Мысль о том, что он всех обманывает - всю страну, всех людей - равно или поздно проступила бы у добряка на лице. Не в виде самой мысли, упаси Бог! - в виде определённой жёсткой и бесстрастной мины. Той самой, которую мы видим у Путина.
Застылое, постоянно холодное выражение лица - верный признак, что хотят что-то скрыть. Лжец никогда не сможет быть живым и естественным.
У Черчилля был любопытный афоризм: "Мы и впредь будем подгонять русского ишака. Сзади палкой, спереди - морковкой". Бытует мнение, что нашим президентом управляет западный кнут - мол, не проведёшь такие-то и такие-то реформы, не поддержишь такие-то действия, договор или правящий режим, заблокируем твои банковские счета. Полагаю, что это заблуждение. В случае с Медведевым такого точно нет - а угроза блокировки используется не от раза к разу, а в самых крайних случаях. Её нет потому... что её не видно у Медведева на лице - тогда она проявлялась бы в виде легкого, еле заметного налёта испуганности. Да и не вполне безопасно это - постоянно угрожать: Россия она такая, возьмёт да и взбрыкнёт мимоходом.
В случае с Медведевым всё ограничивается именно виртуальной морковкой, убедительными и красивыми обещаниями. Сделать что-то хорошее всей стране. Именно поэтому у него такое сладкое выражение лица. Он такой славный мальчик, всё правильно делает, слушается старших, они его так любят... Это для нас, не понимающих ситуации в правительстве, и думающих о происходящем, его сладкая улыбка кажется неуместной и до идиотизма странной: влюблённый, готовящий подарок для любимой, весь погрузившийся в предстоящие радости, часто улыбается как идиот. Мы просто не знаем о великом призе, который нас ждёт. Медведев любит нас как родных. Он, с подачи старших, такое нам приготовил...
Это уже другой разговор, как заставили его поверить. Но верит он, безусловно, искренне, работает не за страх, а за совесть. Наш лидер больше верит чужим, а не своим. Отсюда и чуждость его всей России. Россия не понимает сладких медведевских улыбочек. Она предпочитает надеятся на собственные силы. Она не верит, что всё будет хорошо. А Медведев - верит. Какое тут может быть взаимопонимание?
Единственное, в чём можно Медведева упрекнуть - он, а равно и его окружение, не собираются рассказывать об этой морковке. Типа, он готовит нам всем приятный сюрприз: вот сделаем, а тут и откроется, и все его прославят, поймут, какой он хороший, и как много для нас сделал, всем пожертвовал... Эта тактика ошибочна, потому что нас хотят осчастливить помимо собственной воли, загнать в светлое будущее железной рукой. А вдруг, достигнув пункта назначения, мы скажем, что нам всё это не нужно? И, чего доброго, захотим обратно поменять? К чему тогда нужны были все эти жертвы?
А пока наш президент трудится в поте лица, невзирая на общую ненависть, "травлю со стороны завистников", как говаривал мой тёзка, незабвенный булгаковский Бегемот. Медведев - он ведь герой. Ну, или почти. Ещё рывок, ещё чуть-чуть - и вот он, долгожданный приз. А никто этого не понимает. Представляете, как трудно ему?
Потом его снова обманут, как обманули Горбачёва. Нужно было верить в Россию. Выбирая богов, мы выбираем судьбу.
Journal information