Само учение психоанализа - есть следствие гипертрофированной веры западных людей в возможности сферы рассудочного. Мол, пропустил через сознание - и вылечился. Западным людям становится легче потому, что в сеансах психоанализа каким-то образом задействуется их пламенная вера в разум.
В человеке вообще всё находится в сфере вот таких простых категорий: разум, вера, любовь, чувство долга (то есть способность-невозможность подчиняться). Происходит воздействие того, что связано с его верою. А не все эти полумистические душевные кульбиты, типа "первовытеснения" и "интроекции", о которых любят рассуждать западные фрейдисты. Работают гораздо более простые механизмы, сложнющая (и местами откровенно извращённая) теория была изобретена, чтобы их запустить. Можно было и проще)) Западный человек обращается к психоаналитику потому, что ему не с кем общаться - культура задушевного разговора вытравлена на корню, его вытеснило экзистенциальное одиночество. У самого Фрейда было всего 6 (шесть) пациентов, из которых он считал излечёнными всего двое. Он считал.
Ещё интереснее обстоит дело с русским человеком. У нас ведь тоже самые простые механизмы работают. Только вера другая. Проблема наших психоаналитиков в недопонимании того, что мы меньше верим в разум и индивида, чем западные люди, и больше - в общество. Применение западного психоанализа к русскому человеку - это насилие над личностью. Западный рационализм и индивидуализм для русского есть душевная смерть.
Русскому нужно элементарное ощущение, что он выговорился. Что его понимают. Ну, и чтобы это было как-то связано с его исторической верою. Какая она у нас - знают даже атеисты.
И самое учение Фрейда должно быть у нас переосмыслено - в рамках христианской культурной традиции. В основе всех проявлений человек лежит не стремление к размножению, не травма рождения, и не Бог знает что ещё - а элементарный страх перед смертью. Ну, и ещё перед одиночеством, наверное. Для того, чтобы наш человек поверил психоаналитику, действия последнего должны как-то связываться с коллективом. Может, принимать пациента "соборне"?
И ещё должны быть задействованы основные христианские элементы - беру произвольно - что честная бедность, например, достойнее неправедного богатства, чистота души, примат общего над частным, и всё такое прочее... Искренность и прямая честь ведь тоже были в Евангелии? В притче о повапленных гробах, и много где ещё...
Как представляется, отечественая психоаналитическая наука должна отличаться простотой и одновременно духовной глубиной: только в этом случае русское будет подлинно талантливым. Русский гений не может без простоты.
Только психоаналитиков не обязательно в рясы облачать)))
Journal information