Противоестественно выглядит, когда человек, претендующий на место политического лидера, с трибуны декларирует стихи. Причём не заумные, типа Блока и Вячеслава/Григория Иванова, а простенькие, того же самого Евтушенко. Стихи хороши в демонстрации каких-то интеллектуальных положений, дабы расцветить, сделать более убедительным печатный текст. Да и то, при условии, что текст претендует на особый, рафинированный интеллекутализм, а не является политическим манифестом. Если Куригнян этого не понимает, то у него нет политического чутья. Он не осознаёт, что от него ждут совсем другого.
Основная масса слушателей ожидает от политика прежде всего воли, силы, решительности и справедливости. Мы готовы делегировать лидеру власть, подчиниться ему, смириться перед ним - но при условии отстаивании им справедливости. А для этого нужна не только правильная система ценностей, но и сила. Ум же для такого человека есть вторичное.
Между тем, сила не ассоциируется у народа с декламациями стихотворений. Это совершенно другая сила, сила интеллекта. Судя по всему, Кургинян путает эти две силы. Сила интеллекта проявляется в том, чтобы захватить читателей (слушателей), убедить в правильности своей точки зрения, изменить их мировоззрение. Сила политика - в том, чтобы повести за собой. Для этого вовсе не обязательно убеждать и доказывать. В управлении большими массами тот, кто много доказывает, может проиграть тому, кто просто ведёт.
То же самое касается и длинных еженедельных выступлений. Они безусловно хороши для просвещения народных масс. Но решительно не годятся для политического их объединения. Здесь как в кино: актёр, примелькавшийся в комедийных сериалах, навсегда будет ассоциироваться с определённой ролью, ему трудно быть убедительным в ином амплуа. Если Кургинян предпочитает заниматься просветительской деятельностью, то ему трудно будет претендовать на роль вожака масс. Либо следует сделать предположение, что он сознательно готовит место для какого-то настоящего сильного лидера.
Расклад здесь совершенно такой же, как в отношениях мужчины и женщины. Политический лидер - мужчина, народ есть женщина. Безусловно, она любит красивые и умные слова, однако пойдёт за тем, кого сочтёт более сильным, способным защитить. Одним только умом женщина никогда не пленится - разве только виртуально, в книгах любимого автора. Ну, так такое отношение в виртуале и останется. Женщина ценит ум не сам по себе; ей нужны "выделенные точки", где ум проявляется в сочетании с силой и решительностью. Женщине нужен не ум, но проявления ума.
Если Кургинян сам стремиться быть лидером, ему нужно говорить немного и строго по делу. Многоглаголание хорошо лишь для пропагандиста, удел которого - вторые роли.
17 выпуск "Суда Времени" - по большей части бессодержательный. Только последнюю четверть стоит смотреть.
Journal information