Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Categories:

Социализм и Православие


Чем дольше думаю об этом, тем больше убеждаюсь: вся закавыка, корень вопроса, самая суть Русской Идеи на нынешнем этапе - это соотнесение Православия и социализма. Не только в отечественном сознании два эти понятия держатся дистанцированно. Возможно, опыт недавнего прошлого навевает мнение, что социализм и Православие категорически несовместимы.

Однако это неверно. Социализм советского периода нашей истории был вполне конкретным социализмом. "Так звёзды встали". Это не был универсальный социализм, этакий эталон социалистического устройства на все времена. Более того - это была лишь первая попытка построить общество на кардинально иных принципах. И в этом смысле, "социалистический эксперимент" можно считать столь же значимым, как и проповедь Христа, вообще вочеловечивание второй Ипостаси Троицы. В некотором роде, даже судьбы их имеют некоторое сходство: обеих акторов распяли, СССР столь же мало сопротивлялся своему "распятию", как и Христос (и столь же мало сопротивлялась распаду Российская Империя).

К пониманию необходимости социалистического устройства общества нужно точно так же придти, и придти самостоятельно, как приходят к пониманию того, что Бог в человеческой плоти на Земле уже был. И то, и другое для нас есть вызов. Это уже тот талант, который мы не можем закапывать в землю. Россия не смеет пренебрегать социализмом. Опыт либерально-демократических преобразований наглядно показал, что вне социализма России жизни нет.

Смею утверждать, что исторически обусловлен был советский социализм. И столь же исторически он был связан с атеизмом. Это была историческая необходимость - однако необходимость именно того периода. Так или иначе, планируя построение нового общества, вообще ориентируясь, веруя в него (ведь русская жизнь напрямую зависит от нашей веры, нет?), вовсе не обязательно закладывать в него строгую обязательность атеистического мировоззрения. Тем более, что это входит в противоречие с той самой "цивилизационной основой", Да и вообще, атеистический социализм уже был, а история не должна повторяться.

Наша проблема в том, что мы смотрим на всё глазами социалистического периода, воспринимаем мир через своеобразные "атеистические очки". Причём делают это как атеисты, так и воцерковленные верующие. Каждый лагерь полагает необходимой монополию собственного мировоззрения в будущем обществе. Однако из чего следует, что социализм вообще и христианство категорически несовместимы? Разве не занимают они различные этажи в человеческом мировоззрении?

Одна из главных проблем современного русского сознания (возможно, это значительное препятствие для движения вперёд) - в нём никак не совместятся две принципиально важные парадигмы. В отечественном сознании, вообще понимании хода вещей они оказываются разделены, я бы даже сказал, разделены предельно, воспринимаются как чуть не взаимоисключающие. И это так потому, что исторически, по времени, были разделены различные этапы: нужно время, чтобы осмыслить их, соединить, принять, как общее, единое прошлое.

В каком-то смысле можно утверждать, что нынешнее смутное время, его идеологическая задача, так сказать - направлена на то, чтобы соединить, соподчинить христианское и социалистическое мировоззрения. Россия никуда не денется от христианства; однако не избавится она и от социалистического опыта. Социализм был, наше бытие пронизано им - точно так же, как пронизано оно Христом.

Пришлось задуматься об этом потому, что прочитал эту заметку, привожу её целиком.

"Известный российский политолог Виталий Третьяков убежден, что для того, чтобы успешно противостоять террористам, российскому обществу необходимо сделать своей идеологической основой православие, сообщает портал "Интерфакс-Религия".

"С какой бы стороны мы (сосредоточусь сейчас на России) на войну с нами терроризма ни посмотрели, все равно выходим на проблему цивилизационной устойчивости нашего общества. Проще говоря, устоять в этой войне (оптимально - победить в ней) оно может только в том случае, если свою цивилизационную основу будет укреплять, а не разрушать", - пишет он в статье "Идеология террора", опубликованной в четверг в газете "Известия".

Далее автор задается вопросом: "Какая у нашего общества, у нашей страны цивилизационная основа?" и находит на него ответ: "Естественно, православие".

И если мы не хотим заводить себе специальную (наново изобретенную) политическую (гражданскую) идеологию, то вынужденно должны обратиться к православной, пусть в несколько расцерковленном виде. Назовем ее, например, гражданским православием", - предложил Третьяков.

По его мнению, "без веры или идеи нельзя в том числе и победить окончательно терроризм" - следовательно, "собственную русскую (российскую) политическую идеологию завести, если не хотим погибнуть, все равно придется".

"И, кроме гражданского православия, ничего иного в России быть не может. Иначе это будет не Россия. Или: иначе не будет России", - резюмирует он."


Заблуждение В.Третьякова весьма показательно. Он смешивает основу цивилизационной устойчивости и идеологию, вообще принципы, на которых должно основываться русское общество. Если же точнее - меняет их местами. Как перепутаны они в общественном сознании. Сначала должно идти признание необходимости кардинальных социальных преобразований, а уже затем - признание христианства. Основу цивилизационной устойчивости можно сравнить с фундаментом здания, а идеологию его - с атмосферою в доме, тем, чем там люди живут, какие телепередачи смотрят. В здании на одном и том же фундаменте можно смотреть и познавательные фильмы, и убогие западные сериалы. Ну так нужно думать в первую очередь об этом, а не о фундаменте. Этот последний никуда от нас не денется. Да и зарыт слишком глубоко, чтобы на что-то там влиять.

Социализм, идеи общинности, человечности, бескорыстия, совестливости, справедливости должны стоять на первом месте. Именно они должны быть в основе будущей идеологии. А Православие, точно, лежит в основе нашей цивилизационной идентичности. Кто же с этим спорит?

И самое христианство может быть принято нашим обществом постольку, насколько оно готово принять социализм, вобрать его в себя, интегрировать в систему своих социальных представлений. Поскольку именно здесь, в разрыве между двумя русскими опытами - социализма и христианства, в их кажещейся несовместимости в отечественном сознании - и заключается главная идеологическая проблема наших дней. Чем быстрее оба опыта будут переработаны в нашем сознании, тем лучше.

Можно было бы конспирологически намекнуть, что, мол, Православие и социализм разводят искусственно, хотят поссорить между собой. Полагаю, проблема куда глубже: оба смысловых пласта не совмещены в общественном сознании, не стали объектом единой веры. Тут всё дело в массовых стереотипах, если не сказать - узости мышления: если предыдущий социализм был атеистическим, следовательно, таковым должен быть и любой другой. Именно наличие этих массовых стереотипов играет на руку нашей власти.

Камнем преткновения в общественном сознании является тот факт, что социализм должен быть непременно атеистическим. А ведь дело не в атеизме, но социализме как таковом. Социализм и Православие разнесены в нашем сознании потому, что принадлежат разным эпохам. Нужна третья эпоха, которая сумела бы примирить их. В XXI веке Россия может полноценно существовать лишь как социалистическое государство.

Более того. Вне социализма Россия рискует скатиться к диктатуре нового типа: "нынешняя власть - от Бога, кто против нее - тот против Бога, и Господь покарает их руками благочестивых людей". То есть, когда РПЦ обеспечит мощное идеологическое прикрытие диктатуры олигархов, при этом не забывая навязывать простым людям идеи о послушании и христианском смирении. По моему мнению, такое развитие событий отвратит Россию от христианства навсегда: это последнее на столетия станет маргинализованной религией.

Интересно, что Кургинян во всех 18 выпусках "Сути Времени" также не касается указанной темы - а ведь это, в некотором роде, ключ ко всем проблемам наших дней. Во всяком случае, слова "социализм", "атеизм" и "православие" он не особо стремиться совмещать в своих построениях.

Хотелось бы заново воспроизвести недавнее своё утверждение. Русская жизнь отнюдь не исчерпывается служением христианству и послушанием РПЦ. Существует инстинкт выживания, когда организм может пренебречь любыми принципами. И если РПЦ не готова будет изменить своё отношение к нашему прошлому, то рискует оказаться на обочине русской жизни. Время всё более подталкивает к союзу социализм и христианство.

Безусловно, власть имущие почти наверняка осознают, какую взрывную критическую массу несёт в себе соединение христианского и социалистического мировоззрений, и немало делают для того, чтобы максимально их развести - например, назначая людей с тем или иным мировоззрением на ответственные посты, постоянно корректируя идеологический курс. Однако, в первую очередь массовое сознание "виновато" в противопоставлении социализма и христианства - власть всего лишь имеет возможность, до поры до времени, искусно сдерживать благотворный процесс объединения. Но, полагаю, когда указанное разделение в народном сознании будет преодолено, противостоять ему власти уже не смогут.

<Пока недописано, может ещё допишу>
Tags: За Сталина!, Русская Идея, идеология, христианство
Subscribe
promo kot_begemott august 8, 04:34 123
Buy for 50 tokens
Если можете, поддержите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments