(Читая Карташёва, "История Русской Церкви".)
Кроме базовых вещей (например, вера как таковая), отличающая один народ от другого, есть ещё внешние символы, ритуалы, "выделенные точки", за которые цепляется массовое сознание. Глобальными, глубокими сущностями оно не мыслит. Массовому сознанию как раз и нужны вот эти символы, с ними связано ощущение непрерывности и даже правильности бытия. Кроме того, именно эти символы дают народу ощущение собственной правильности, правости, и даже силы. Именно поэтому народ столь яростно цепляется за эти символы - например, двуперстное сложение или старый календарь: в конечном счёте, это было связано с самооценкой.
Достаточно лишить народ этих символов - или методически его их лишать - как у народа исчезнет ощущение связи с историей, ощущение в истории самого себя. Наши предки, держась за старый календарь, вовсе не дураки были: они держались за самое главное, что этот календарь олицетворял.
Интереснее всего то, что само содержание символа, в общем, не имеет для народного сознания особого значения. Самое главное - его древность, освещение историей. Условно выражаясь, символ должен быть древнее, чем самые первые реформы. Символ, от которого отказались в ходе предыдущих реформ уже не может быть принят народом: изначальное единство символа и истории разорвано, народное сознание и символ разобщены. Типичный пример - двуглавый орёл. И через 20 лет реформ он воспринимается как нечто несерьёзное, отчего его называют "курицей".
С удивительной лёгкостью Россия меняет свою идентичность на то, что называется "прогресс". Каждое новое столетие у нас новое название власти, новые праздники, новые парады, новые стандарты. Полагаю, эта тенденция должна быть осознана и переосмыслена.
Та невероятная апатия, охватившая наше общество после 91 года - не связана ли она с отказом от старых символов? Не с грабительскими реформами как таковыми, не с дележом собственности, а именно с утратой привычного образа жизни, привычных названий, символов, традиций. И вовсе не случайно власти, ориентирующиеся не на нашу идентичность, а прогресс, всячески борются с "наследием старого режима" - советскими праздниками, названиями, общественными институтами.
Следует признать: наши власти ставят прогресс выше, нежели самоощущение родное. Во имя развития они готовы разрушить всё. Однако народная душа всячески сопротивляется такому насилию и такому развитию.
Все мы желаем коренных преобразований нашего общества. Полагаю, что если такие преобразования произойдут, то будет нелишним продумать о возврате к символам, освящённым нашей историей.
Journal information