Принято считать, что в архаичных традициях, ритуал является средством для периодического восстановления мира в его циклической схеме развития, для преодоления деструктивных хаотических тенденций.
Как представляется, борьба с разрушительными тенденциями - не самое центральное назначение ритуала, не главная его цель. Эта борьба есть внешняя оболочка противодействию животному началу в себе. Дело было не в мире, тяготеющему к разрушению - наверное, исторический опыт показал бы человеку, что это не так. Борясь со страхом разрушения мира, человек боролся со страхом перед собственной животностью, перед возвратом в дикое состояние. Ритуал здесь выступает в качестве чего-то вроде табу, но в активной форме.
Религия тем выше, чем более приближает человека к Творцу мира. Ритуал эволюционирует в сторону наибольшего преодоления животного в человеке и приближения его к идеальному.
Journal information