Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Categories:

"Невидимая рука рынка" в отечественных условиях


На примере пивной отрасли.
Ключевые фразы:

"Наша компания несколько месяцев назад вышла из Союза российских пивоваров... Заседания совета этого российского союза стали проводиться на английском..."

"Нередко можно услышать: какая разница, где живет владелец – в России или за рубежом. Налоги он в любом случае платит. А разница есть. Недавно «Балтика», 90% акций которой принадлежит скандинавскому пивоваренному концерну Baltic Beverages Holding, объявила, что она всю свою прибыль направляет на дивиденды. То есть деньги, заработанные в России, уйдут на Запад, там будут работать и создавать рабочие места. Когда у нас говорят о создании благоприятного климата для иностранных инвесторов, не всегда понимают, что инвестор инвестору – рознь. Если он появляется с технологиями, которыми мы не владеем, с патентами, своими ноу-хау, работает на расширение производства – это одно. А когда он идет туда, где деньги близко лежат, его можно и даже нужно к нам не пускать..."

"Наши иностранные коллеги согласились принять технический регламент на пивоваренную продукцию, который прошел первое чтение в Государственной Думе. Этот закон позволит производить пиво с минимальным содержанием солода. Несоложенных материалов в соответствии с регламентом в пиве может быть до 80 процентов. А советские ГОСТЫ допускали их максимум 20 процентов. То есть пропорция была обратной. Чтобы обмануть потребителя, заставить его купить некий эрзац, некоторые уже сегодня используют ферменты и другие добавки, создающие вкусовую композицию, имитирующую пиво..."

Летний зной – горячее время для производителей безалкогольных и слабоалкогольных напитков. Статистика фиксирует рост продаж на всех сегментах этого рынка – от минеральной воды до пива. Безусловным рекордсменом стал квас. За месяц его потребление в столице увеличилось в несколько раз. Аналитики полагают, что нынешняя жара позволит отрасли, утоляющей нашу с вами жажду, благополучно выйти из кризиса. Оборот денежных средств в ней весьма значителен. Достаточно сказать, что в предкризисном 2008 году пивоваренные компании в бюджеты всех уровней выплатили налогов на сумму свыше ста миллиардов рублей. Какова ситуация на рынке воды, пива и кваса и каково качество продукции, которое на нем предлагается? Об этом рассказывает президент компании ЗАО «Московский пиво-безалкогольный комбинат Очаково» Алексей Андреевич Кочетов.

Начну с того, что наша компания несколько месяцев назад вышла из Союза российских пивоваров. Наверное, если бы в отрасли было все благополучно, мы бы не прекратили отношений с организацией, которая должна защищать интересы пивоваров и их смежников, доводить точку зрения нашего профессионального сообщества до исполнительной и законодательной власти.

Решение уйти созрело в силу ряда причин. Одна из них, может, не самая главная, но тем не менее весьма показательная: заседания совета этого российского союза стали проводиться на английском. Наверное, только у нас в стране может быть такое пренебрежительное отношение к родному языку. Но сам по себе этот факт – отражение того печального обстоятельства, что основные мощности нашей пивоваренной промышленности принадлежат зарубежным владельцам.

Захват иностранцами пивоваренной промышленности начался в середине 90-х годов. Западные компании ринулись в Россию, стали скупать здесь пивоваренные заводы. Они видели, что в нашей стране можно быстро заработать легкие деньги. Высокие акцизы, составлявшие около 40 процентов отпускной цены на пиво, сильный налоговый пресс делали состояние многих наших предприятий критическим и иностранные компании, обладавшие мощными финансовыми ресурсами, их без особого труда скупали. Овладев заводами, они стали понемногу вкладывать деньги в их реконструкцию. Для этого требовались не такие уж большие инвестиции: построить предприятие, создать новые рабочие места гораздо труднее. Достаточно сказать, что с момента, когда в отрасли началась скупка активов, введено в строй всего шесть новых пивоваренных заводов. Причем три из них построило наше «Очаково». Это сегодня единственное крупное отечественное пивоваренное предприятие, не принадлежащее иностранцам. Санкт-Петербургские предприятия, Ульяновский, Екатеринбургский, Клинский, Тульский, Челябинский, Новосибирский и другие заводы один за другим оказались поглощены компаниями, в которых большинство акций принадлежит зарубежным инвесторам.

Нередко можно услышать: какая разница, где живет владелец – в России или за рубежом. Налоги он в любом случае платит. А разница есть. Недавно «Балтика», 90% акций которой принадлежит скандинавскому пивоваренному концерну Baltic Beverages Holding, объявила, что она всю свою прибыль направляет на дивиденды. То есть деньги, заработанные в России, уйдут на Запад, там будут работать и создавать рабочие места. Когда у нас говорят о создании благоприятного климата для иностранных инвесторов, не всегда понимают, что инвестор инвестору – рознь. Если он появляется с технологиями, которыми мы не владеем, с патентами, своими ноу-хау, работает на расширение производства – это одно. А когда он идет туда, где деньги близко лежат, его можно и даже нужно к нам не пускать.

Теперь о том, что касается технологий. Одна из основных причин выхода «Очаково» из СРП состоит в том, что наши иностранные коллеги согласились принять технический регламент на пивоваренную продукцию, который прошел первое чтение в Государственной Думе. Этот закон позволит производить пиво с минимальным содержанием солода. Несоложенных материалов в соответствии с регламентом в пиве может быть до 80 процентов. А советские ГОСТЫ допускали их максимум 20 процентов. То есть пропорция была обратной. Чтобы обмануть потребителя, заставить его купить некий эрзац, некоторые уже сегодня используют ферменты и другие добавки, создающие вкусовую композицию, имитирующую пиво. Понятно, что такую продукцию произвести дешевле, и экономическая заинтересованность здесь самая прямая. Специалисты иностранных компаний уверяют, что на качестве продукта это не отразится. Ради экономии они переходят еще и на технологию так называемого плотного пивоварения, когда варится плотное сусло, а потом, после брожения и фильтрации, пиво разбавляют водой и так получают разные сорта. Это все равно, что повар, изготовив суп, добавит в него воды и назовет его новым блюдом. Вот такие «ноу хау» используют мои западные коллеги в России. А в Германии, между прочим, уже почти 500 лет действует Закон о чистоте продукта, который не разрешает использовать несоложенные материалы при производстве пива. Но у нас в стране, оказывается, потребителя можно обманывать, а российские законодатели этому способствуют. При этом никто ведь не знает, какое влияние искусственно вводимые в пиво ферменты, все эти стабилизаторы, загустители, пенообразователи и т.п., окажут на здоровье следующих поколений.

Понятно, что производители ищут способы снизить себестоимость продукции. В этом году Дума втрое увеличила акциз на пиво, и оно значительно поднялось в цене. Но мои иностранные коллеги по СРП не донесли до органов власти информацию о том, что этого нельзя было делать. Они мялись, не решились публично заявить, что такая мера приведет к падению продаж: боялись, что эта информация понизит котировки акций их предприятий. Вялая позиция большинства по вопросу акцизов стала третьей причиной нашего ухода из союза.

А ведь дело не только в том, что в результате чрезмерного роста акциза снизится производство на пивоваренных заводах. Пострадают смежники. В прошлом году аграрии изготовили 1 миллион 500 тысяч тонн солода, из которого 1 миллион 363 тонны пошли на производство пива. В первом квартале текущего года было израсходовано всего 192 тысячи солода, умножим на четыре – получим, что всего в этом году ожидается 800 тысяч тонн. Ущерб понесет не только сельский труженик. Снизятся транспортные перевозки, пострадают производители этикеток, бутылок, заготовители тары, продавцы… Известно, что каждое рабочее место в нашей отрасли создает не меньше восьми рабочих мест в смежных отраслях. Отсюда понятно, насколько болезненными являются сокращения на наших заводах.

Не хочу плохо говорить обо всех депутатах, среди них есть немало тех, кто действительно работает на благо России. Но надо признать, что у большинства представителей нынешнего депутатского корпуса отсутствуют серьезные экономические знания, способность аналитически мыслить, прогнозировать результаты принимаемых решений. Через два-три года, уверен, старый акциз на пиво вернется, но за это время бюджет понесет ущерб, а отрасль «просядет» и в результате сокращений растеряет специалистов.

Беда в том, что российские думцы не отвечают за последствия своей законотворческой деятельности. В западных странах, если тот или иной закон или решение правительства причинили ущерб, на улицу выходит народ и требует отставки виновных. А у нас ничего такого не происходит. Напротив, предложив популистскую меру – ну как же, государство якобы получит выгоду, увеличив акциз, – наш парламентарий получает известность, он дает интервью газетам, ему уделяют время электронные СМИ.

Кстати, если уж говорить об акцизах. Сейчас собираются на 3-5 процентов поднять налог на табачные изделия. Сравним: на пиво 300 процентов и в сто раз меньше на сигареты. Между тем на Западе акциз на табак в 50 раз больше, чем у нас. Почему? Да потому что там законодатели думают о здоровье нации, борются с пагубной привычкой, а у нас - нет. В России в год 400 тысяч человек умирает от рака легких и других болезней, связанных с курением, а у нас муссируется миф о пивном алкоголизме, он-де губит народ. Перефразируя слова известной песни, хочется сказать: губит людей не пиво, а бедность, чувство безысходности, отсутствие перспективы в жизни, безработица. Потому и пьют. Вольтер говорил, что труд избавляет человека от трех недостатков: скуки, пороков и нужды. В Чехии душевое потребление пива – 160 литров, в Баварии - 186, но там никто не говорит о пивном алкоголизме (кстати, медицина не знает такого термина), а у нас при 70-80 литрах пивовары, оказывается, спаивают народ. Во всем мире бутылка крепких спиртных напитков стоит столько же, сколько 10 бутылок пива. А в нашей России, после того как втрое взлетел акциз и НДС соответственно увеличился, двухлитровая пивная бутылка сравнялась с ценой водочной поллитровки. Что выберет покупатель, придя в магазин, догадаться нетрудно.

То, что наш подросток сегодня может свободно тянуться к бутылке – это проблема не пивовара, не винодела, не работника ликерно-водочной промышленности. Это проблема государства. В Америке во всех штатах действует закон, запрещающий продавать слабоалкогольные и спиртные напитки лицам, которым не исполнился 21 год. И закон этот касается всех. Как известно, дочь президента США девятнадцатилетняя Дженни Буш, которую застали за бутылкой пива, была подвергнута судебному наказанию. Подобные возрастные ограничения действуют практически во всех западных странах.

Сегодня российские законодатели ставят вопрос о том, чтобы пиво было отнесено к алкогольной продукции. Это опять-таки чисто популистская позиция. Представим, что произойдет, если такое предложение пройдет. Потребуется сертификация всего оборудования, получение лицензий. Ну, мы, крупная компания, оснащенная современной техникой, переживем, а малым предприятиям, чтобы получить паспорта на все агрегаты, придется взятки давать. То есть результатом будет рост коррупции и разорение малого и среднего бизнеса. Кстати, по международному классификатору пиво относится к 32-му классу товаров, а алкоголь – к 33-му. А вдруг мы, как обещают, вступим в будущем году в ВТО? Тогда все срочно придется отыгрывать назад.

Если наши депутаты действительно озабочены здоровьем нации, им следовало бы всерьез подумать о защите интересов потребителя. Хотите принять технический регламент, допускающий 80 процентов несоложенных материалов, называйте такую продукцию не пивом, а пивным напитком.

То же самое происходит с квасом. Настоящий русский квас получается в результате двойного брожения – спиртового и молочно-кислого. А большинство компаний делает так: сбраживают сусло и добавляют в него уксусную, лимонную или другую кислоту. Короткая схема производства дешевле. При этом нашу компанию за приверженность к классической технологии обвиняют в консерватизме, ретроградстве, «квасном патриотизме». Но ведь молочнокислые бактерии способствуют созданию тех свойств кваса, которые делают его не только вкусным, но и полезным, целебным продуктом. Квас на Руси пили все: и крестьяне, и купцы, и духовенство, да и дворяне им не брезговали: он не только хорошо утоляет жажду, он восстанавливает силы, лечит от многих болезней. Там где были вспышки холеры, употребляли квас или кислое вино, и это помогало уничтожить холерные бактерии. Кстати, немцы установили: в некоторых советских лагерях немецкие военнопленные питались лишь хлебом и квасом. И там они не только выживали, но и сохраняли работоспособность. Вот что такое настоящий квас.

Его целебные возможности – предмет серьезных исследований и разработок. Технологи нашей компании, например, больше десяти лет трудились над созданием кваса «Веранда». Его основу составляют свежепророщенные зерна специально отобранных злаков. Это по-настоящему живой продукт. Он содержит семь из восьми необходимых человеку аминокислот, которые сам организм не вырабатывает. Такого напитка в мире нет, по своим полезным свойствам он превосходит даже свежевыжатые соки. Так что русский квас – не только прошлое и настоящее. Он напиток будущего.

Кстати, это поняли в компании Кока-Кола. Она выпустила свой квас «Кружка и бочка», который уже можно купить в России, и к приезду Дмитрия Анатольевича Медведева в Соединенные Штаты приурочила начало продаж в Америке.

В марте этого года компания Пепси Кола презентовала на нашем рынке квас «Русский дар». С одной стороны, эти факты нельзя не расценить положительно. Мировые лидеры производства безалкогольных напитков поняли, что перспективен рынок натуральных продуктов, а не тех химических жидкостей для питья, которые они выпускают. Ведь в литре кока-колы всего два натуральных продукта – 110 грамм сахара и вода. Остальное – красители, ароматизаторы, консерванты. Есть там ортофосфорная кислота, которая нарушает в организме баланс фосфора и калия. Информационные агентства постоянно приносят сведения о том, что этот напиток то и дело попадает под запрет в разных странах – Великобритании, Франции, в самих Соединенных Штатах. Не так давно сообщалось, что австралийская комиссия по вопросам защиты прав потребителей раскритиковала рекламу кока-колы, в которой говорилось, что этот напиток не сказывается на фигуре и не портит зубы. В результате компании пришлось извиняться.

С другой стороны, американцы (они, кстати, предлагали нам создать совместное предприятие – мы категорически отказались) выпускают квас по упрощенной технологии – с одним спиртовым брожением. Двойное брожение, позволяющее соблюдать на выходе необходимые качественные показатели, требует ввода в строй мощного микробиологического отделения, все это, понятно, удорожает себестоимость. Покупатель должен иметь возможность выбирать, что ему пить: настоящий продукт или имитацию, употребление которой не принесет ему той пользы, какую дает традиционный русский квас. Думаю, что наши законодатели должны стимулировать производителей качественной натуральной пищевой продукции, работающих на укрепление здоровья нации, а оно сегодня изрядно подорвано. Если же производитель лукавит, выдает свой продукт за натуральный, надо принять закон о рекламе, наказывающий, по крайней мере, крупным штрафом тех, кто вводит потребителей в обман.

К сожалению, такого стимулирования нет, поэтому не только в нашей отрасли, но и во всей пищевой промышленности идет ухудшение качества продукции. Вот передо мной советский справочник «Колбасное производство». Открываю раздел «Вареные колбасы». Читаю: «Добавки: соль и пряности». Остальное – мясо. Сегодня 40 процентов мяса в колбасе и 60 процентов добавок – обычное дело. Возьмите кондитерские изделия. Красители, ароматизаторы, вкусовые добавки… Но будут ли здоровы дети, употребляя эту вкусную пищу. Повторюсь: производитель должен нести ответственность за вложение в продукт химических компонентов. Ответственность вплоть до уголовной.

У нас нация больная во многом из-за низкого качества продуктов питания, но товаропроизводителей это не интересует – они делают деньги. Как тут не вспомнить слова Карла Маркса, что нет такого преступления, на которое не пойдет капитал ради получения прибыли в 300 процентов.

…Недавно один знакомый делился со мной впечатлениями от стажировки в западном банке. «Там, - рассказывал он, - каждый сотрудник в конце рабочего дня должен писать отчет, что им было сделано сегодня для процветания своего учреждения. Сначала мне это показалось какой-то странностью, а потом я понял: очень хорошее правило. Ты день ничего не сделал, другой, третий… И если так будет продолжаться достаточно долго, в конце месяца руководство вправе поставить вопрос: нужен ли банку такой сотрудник».

Хорошо бы такое правило ввести для наших народных избранников, и они бы отчитывались: что ими сделано для блага страны. Если увижу, что они сделали для нее что-то реальное, а не
занимались популистскими политическими играми, тогда скажу: «Я за такую Думу».

Источник: http://imperiya.by/club4-8234.html
Tags: Россия, либерализм, цитаты
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 500 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments