Наконец-то он начал говорить о чём-то более-менее существенном. Слушать следует самое начало - там он рассуждает о том, что наша интеллигенция по сути дела стала классом, но это не признавалось в советском обществе (отдельно этот фрагмент можно посмотреть здесь). Это до Кургиняна вообще никто не признавал)) Я писал о том же самом много-много раз на протяжении последних лет. Ух, как меня ещё несколько лет назад за эти идеи ругали!
В конце Кургинян сравнивает положение России конца XIX и конца XX века. Там не было пролетариата как полноценного класса, теперь же интеллигенция не сформировалась как полноценный класс. Из этого Кургинян делает вывод, что надо интеллигенции помочь оформиться в качестве этого самого класса, привнести в неё соответствующее сознание, создав её партию. И тогда она, мол, возьмёт на себя роль общественного лидера. Очень сомневаюсь, что это возможно, отдаёт излишним схематизмом, какой-то утопией. Хотя посмотрим.
Мои возражения. Во-первых, мне кажется, что интеллигенция может стать полноценным классом не путём направленных конструктивных действий, того же самого общественного движения Кургиняна, а только в обществе, сконструированном по определённому принципу. Ленин не сконструировал класс пролетариата. Он взял власть как подпольщик- заговорщик. Он сначала взял власть, а уже потом пролетариат, при СССР, стал полноценным классом.
Русские - а тем более, получившие образование - стали слишком ленивы, чтобы предпринять какие-то общественные действия. Нужно стряхнуть с нас сон, произведя социальную революцию. Всё общество должно быть потрясено и перетрясено, сверху донизу. Национализация предприятий, резкое изменение внещней и внутренней политики, и всё такое. Мне кажется, время для этого не пришло. Верхи ещё могут управлять страной, используя СМИ и политтехнологии.
Впрочем, не считаю, что пролетариат в СССР был действительным классом-гегемоном: от имени пролетариата (или, если угодно, прикрываясь им) обществом правила номенклатура, как партийная, так и чиновничья. Она, как класс в целом, эксплуатировала пролетариат в целом, (такой строй ещё называют "азиатским способом производства"), причём в завуалированной, неявной форме - хотя распределение материальных благ не было столь явно в её пользу. Здесь был своего рода баланс - чем меньше были расхождения в привилегиях и доходах, тем меньше была эксплуатация.
Сдерживала в первую очередь идеология. Чем меньше советское общество верило в идеалы марксизма-ленинизма, тем выше были доходы номенклатуры. Наконец, когда все перестали верить, номенклатура почувствовала себя ничем не связанной, и прибрала к рукам всю страну. Собственно, сама лёгкость, с которой это было сделано, доказывает, что средства производства всегда (опять же, неявно) принадлежали номенклатуре, а не пролетариату. Стало быть, и эксплуатация пролетариата была - пусть и в иной форме присвоения прибавочной стоимости. В виде привилегий и всевозможных материальных благ.
Во-вторых, Кургинян вешает всех собак за крах СССР на интеллигенцию (где-то на 55 минуте). Мол, продалась за 30 сребренников. Весьма примитивное воззрение, которого только и добивалась правящая ныне элита. Ей таковые взгляды более чем выгодны.
В результате "реформ" интеллигенция никаких сребренников не получила. Вернее было бы сформулировать, что она продала своё первородство за чечевичную похлёбку западных либеральных ценностей.
Кроме того, интеллигенция всегда была, подобно армии и КГБ, служебным сословием. Она не отличается самостоятельностью. Интеллегенция не могла взять на себя функцию спасителя Отечества на рубеже веков. Тем более, что классового сознания у неё, по словам того же Кургиняна, не было.
И последнее, наша интеллигенция в значительной мере аккумулировала настроения, царящие в обществе. А тогда воспевали перестроечные идеалы очень и очень многие. А партийное руководство страною презирали почти все. Образованные люди всегда были немного жидковаты - против мнения всего общества они бы не пошли. Харизма не та. Одно дело обществом рулить, вести других за собой, брать на себя ответственность за решения, а другое - умные книжки писать.
Journal information