Специально для Павла mungojerrie86. Вчера поехали с Катей гулять по предновогодней Москве, в метро сформулировал. Наберу без особой редактуры, прямо с диктофонной записи.
Человек, вообще любой индивид включён в систему всевозможных отношений. Он оканчивает ВУЗ, устраивается на работу, начинает делать карьеру... Или, как минимум, стремится заработать больше. К этому он прилагает определённые усилия. Спустя некоторое время он обзаводится машиной, квартирой, семьёй (последовательность может быть произвольная:)
Всё это не просто накладывает отпечаток на его личность, но, скажем так, ориентирует его определённым образом. У него формируется своя система ценностей. У каждого сословия общества система ценностей своя, но объединяет их то, что все хотят стать богаче. Вопрос лишь в том, на что готов человек пойти, ради того, чтобы улучшить своё материальное положение. Готов ли он рисковать всем тем, что уже достигнуто? И на что готов пойти целый класс образованных людей, чтобы ему жилось хорошо? Готов ли он, совокупными усилиями, потеснить другой класс, имеющий несравненно большее общественное влияние?
Ещё люди (современные, русские) делятся на тех, кто успел присвоить себе средства производства в результате "приватизации", и кто не успел. И тем самым остался за бортом "счастливой обеспеченной жизни". Грубо говоря, в России все делятся на олигархов и простой народ. Среднего класса у нас нет. Даже если человек преуспевающий менеджер с зарплатой в 50 тысяч долларов в месяц, живёт в особняке и ездит на "Бентли", то всё равно он, в конечном счёте, занимается обслугой олигархов, просто кусок пирога ему достаётся больше, чем другим. Но типологически он - точно такая же обслуга, как и продавец в магазине с окладом в 15 тысяч "деревянных". Поскольку все мы, в конечном счёте, сидим на нефтегазовой трубе.
Тут следует также заметить, что, в отличие от отдельного человека, целое сословие не живёт одними возвышенными идеями. Отдельный выскочка может позволить себе роскошь пренебречь личным благоустройством и, рискуя свободой и жизнью, бороться за общественное благо. Класс же, к которому он принадлежит, весь в целом, заниматься этим не будет. Большие массы людей живут только материальными интересами. Это огромная махина, которую я, для простоты, называю "жизнью".
По мнению Кургиняна, постепенное развитие нашего общества приведёт к усилению влияния образованных людей. Как 30 лет назад КПСС постоянно твердила, что "наука становится непосредственной производительной силой общества". Это образованное сословие, по мнению Кургиняна же, начнёт требовать у класса олигархов уступить им часть пирога. Образованное сословие создаст свою элиту, которая, рано или поздно, начнёт бороться с элитой олигархической. Нужно помочь образованным людям осознать свои интересы, объединить их в цельный, сплочённый класс, вооружить самой современной научной идеологией, и направить его борьбу в правильное русло.
Взгляды Кургиняна (будучи определённым образом дополненные) по его мнению и должны лечь в основу такой идеологии. О них следует поговорить отдельно, скажу лишь, что там неподобающе много западнического. Кургинян вообще по своей сути не русский человек, он основательно заражён духом латинства - что ясно выказывается и в словоупотреблении, пусть бы он и болел душою за Россию.
Что же до клуба "Суть Времени", то есть весьма узкая прослойка сторонников, образует костяк класса "когнитариев", борющихся за свои права. Пока же нужно просвещать общество, объяснять ему истинное положение дел в России, и способствовать формированию этого самого передового класса.
Как я понял, действовать Кургинян собирается исключительно законными методами. Он с самого начала оторвал своё движение от "улицы", то есть от самой широкой массы людей, которая и является основным резервуаром преобразовательной энергии. В частности, когда я в личной беседе с ним выразил недоумение, что на собрание актива можно пройти только по предварительной записи (через уже зарекомендовавших себя сторонников Кургиняна по другим его движениям), ответствовал, что зал его студии маленький, всех желающих не вместит. На мои слова, что тем самым отрезаются хоть и менее образованные, зато самые активные, и вообще народ может постоять в тамбуре и проходах, отвечал невразумительно. В том смысле, что ему массовая поддержка и не нужна, что работать он будет среди наиболее сознательных. Уже тогда, имеющий в прошлом некоторый опыт руководящей работы, я поразился такому подходу. А ведь весною ещё всецело принимал Кургиняна (по крайней мере, идейную часть). Ещё меня поразила сухость его тона - создалось ощущение, что он отвечает как бы сквозь зубы, мол, куда ты лезешь, я и без тебя всё прекрасно знаю. Это отношение весьма расходилось с недавними его разглагольствованиями, что он открыт новым идеям и мнениям, и всё такое.
Утопизм Кургиняна заключается в том, что он образ одного борющегося идейного человека переносит на целое сословие. Целиком оно бороться не будет, и не сможет вырастить из себя некий активный авангард - ведь для этого нужно определённое умонастроение, моральная поддержка всего класса. Класс "когнитариата", как называет его Кургинян, состоит из одиночек, каждый из которых стремится получше устроиться - в системе, полностью контролируемой олигархией. Потому что других вариантов у него нет. Ни за какую власть он бороться не будет, и ни боевого авангарда, ни элиту свою никогда не создаст. По крайней мере такую, которая сможет худо-бедно конкурировать с бесконечно влиятельной олигархической элитой. И любые речи и действия любых кургинянов не смогут помочь сформироваться такой элите. Потому что против этого сама наша жизнь.
Получается, что один Кургинян, с его проповедью (и в целом, и во многих важных деталях - весьма сомнительной, я об этом неоднократно писал) находится против класса общества, который включён в систему социальных и экономических отношений. Он пытается только своей проповедью (да ещё мелкой кружковщиной) перелопатить целый социальный массив, живущий своей жизнью, и имеющей выраженные материальные интересы. Возможно, Кургинян надеется, что его идеи настолько упоительны, что сыграют роль своего рода катализатора, закваски, которая сквасит всё тесто (по меткому образу, используемого Иисусом Христом: так, жидовство оказалось закваской для западной цивилизации). Сословие образованных людей, да ещё без активной помощи простых бойцов никогда - а уж тем более под влиянием пламенных, но малоубедительных речей - не создаст ни элиты, ни революционной организации. Кургинян борется с ветряными мельницами.
Есть реальная жизнь - и есть воззвания. Возможно, воззвания и повлияли бы на жизнь, вдохновили на подлинно активные действия, если бы соответствовали жизни. Однако идеи Кургиняна - как бы это помягче выразиться? - не вполне ей соответствуют. В результате Кургинян пытается тянуть за собой целый класс общества, предлагая ему полностью измениться, стать идеалистами, и начать бороться за власть, притом используя сомнительные теоретические построения, которые ни одно сословие не сможет признать выразителем своих интересов. Интеллектуалы предпочтут обслуживать олигархов, они станут чем-то вроде "новой буржуазии", буржуазии без места. Тем более, что здесь перспективы вполне очевидны. В отличие от кургиняновых построений.
Класс "когнитариата" не будет порождать собственную элиту - он просто встроится в существующие капиталистические отношения, как то происходит во всём западном мире. Олигархия не допустит создания иной, альтернативной элиты ("альтерэлиты", как, наверное, вскорости назовёт её Кургинян:) "Когнитариат" - слишком слабый и рыхлый класс, по сравнению с олигархами. Что такое интеллигенция при капитализме? Просто обслуга, интеллектуальная обслуга буржуазии. В отличие от мощного влияния её же при социализме, да и в Византийской империи, откуда мы много чего позаимствовали.
Люди (класс в целом) не живут идеями. Они живут потребностями и страстями. Русский - человек вдохновения. Русские не могут, вместе с Кургиняном, десятилетиями ждать, когда он там вырастет, этот "когнитариат". Поверив самому Кургиняну, что он, этот класс точно вырастет. В России так дела не делаются.
Именно в этом утопичность Кургиняна. "Когнитариат" никогда не будет бороться за власть, вообще за лучшее будущее всего народа. Он будет думать только о себе. Повторяю - как класс в целом, а не как отдельные герои-одиночки. Возможно, всё было бы по другому, если бы этот класс сформировали при социализме, начав в 60-е годы. Похоже, Кургинян переносит реалии СССР на современную Россию. Но у нас совсем другое общество. И нужно действовать по старым, проверенным же рецептам. Проверенным русской жизнью. Именно по этой причине русский народ за Кургиняном не пошёл: он, народ, всё изложенное прекрасно чувствует. Уже сейчас можно утверждать, что движение Кургиняна провалилось на корню; его бездействие, политическая импотенция "Сути Времени" во время декабрьских митингов было особенно показательно.
Что, скорее всего, сделает в ближайшем будущем наша власть, прочно соединённая с олигархией? Чтобы снизить протестное напряжение в обществе (читай: революционный потенциал) они поделятся своими доходами с народом. Зарплаты и пенсии в провинции вырастут (в среднем) тысяч до 10-15, а столичную чернь купить вообще легче лёгкого. "Когнитариат" Кургиняна будет куплен в первую очередь. Интеллигенция, *уле. Чтобы не быть купленным на корню, передовой класс должен обладать совсем другой идейностью. До которой кургиняновым построениям - как до Луны.
Тем самым олигархам удастся сохранить status quo, а Медведев будет продолжать усыплять нас радостными речами о росте благосостояния и успехах модернизации. Ведь зарплаты-то выросли)) Как результат, Россия будет продолжать деградировать следующие несколько десятилетий. До подлинно революционных преобразований она дозреет, как только кончатся нефть и газ.
Journal information