Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Categories:

О русской цивилизации


Существуют две главные координаты, которыми определяются все ныне существующие цивилизации.

Первая - ось "прошлое - будущее". Что важнее: традиции, наследие предков, или развитие? Восток считает, что прошлое важнее будущего, Запад ставит на будущее. Или, иначе: в выборе, кого спасать из двух тонущих, своего отца или ребёнка, Запад выбирает последнее, а Восток - первое.
Отец только один, а детей ещё нарожать можно.

Вторая - что важнее, личность или общество. Для Запада важнее личность, для Востока - общество.

В чистом виде эти две оси, разумеется, не существуют - но они удобны для умозрения, в плане анализа. Предполагается, что Россия должна непременно примкнуть к одной из этих парадигм. И ранее она именно так себя и вела: двигалась как бы зигзагами между одним и другим.

Между тем, главная задача России - суметь совместить обе парадигмы, сформировать между ними единство, как бы усесться сразу на двух стульях. В сущности, это возможно, хотя и не всегда удобно. Однако задача должна быть осознана и поставлена. Других вариантов у нас нет.

Конкретно: Россия должна научиться ценить не только развитие, но и своё прошлое. Не отрицать в своём прошлом ничего. Любой эпизод, любой исторический промежуток имеет свою ценность. России необходимо научиться рассматривать своё прошлое в единстве, не выделяя особливо ни один из этапов. Всё, что ни было - всё хорошо, всё шло нам на пользу. От всего мы становились лучше. Даже самые удручающие промежутки, период разрушения, историческое безвременье (скажем, ельцинский период) - всё равно они были важны, . Хотя бы для осознания того, как не надо делать. Так или иначе, это был важный этап духовного роста. Россия весьма поумнела за последние 20 лет, и в значительной мере избавилась от западнических иллюзий.

Сюда же я отнёс бы и взаимоотношение между религией и культурой. Нетрудно видеть, что русское общество делится на две основные категории: те, кто считают религию важнее (назовём этиу группу условно "верующие"), и те, кто выступают за явный примат культуры (их можно назвать - опять же условно, "атеистами"). Противоречия между верующими и атеистами представляются как непримиримые. Между тем, объединение их вполне возможно: если рассматривать культуру как необходимое промежуточное звено между традицией и религией.

Здесь очень уместно привести притчу Христа о неверном управителе (в христианской традиции толкуемой весьма неубедительно, если не сказать, примитивно): нетрудно видеть, что половины расписок, отдаваемых управителем (по гречески - "экономом") - это как раз и есть дань человеческой культуре. Той самой, рациональной и атеистической. Христос в конце говорит открытым текстом: "сыны века сего" (упрощённо, западные люди) "догадливее сынов света" (упрощённо - таких супер-пупер верующих) "в своём роде" (Лк. 16:8). И далее: "приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете..." (Лк. 16:9). Нетрудно видеть, что по Христу, рациональная культура и религиозность должны как бы делиться в пропорции 50/50, но не сразу, а "когда обнищаете", то есть через некоторое время развития, при ослаблении силы Традиции (чем и занимался царь Пётр).
Весьма характерно, что в христианстве не существует убедительного толкования этой притчи; Феофилакт Болгарский пишет сущий вздор, а реакционные церковники при переводе взяли да перевели слово "фронимос", то есть "мудрый", как "догадливый" (в случае с библейским змеем первых глав Библии они сделали то же самое). Но это в русском переводе, в старославянском такого нет. Впрочем, эту притчу я уже подробно рассматривал, постоянные читатели понимают, о чём идёт речь.

В истории культуре соответствует определённый этап роста. Было время, когда общество было тотально религиозным, шло в сторону теократии. Затем был этап, когда культура отрицала религию, своё высшее выражение это получило в советском атеизме. Сейчас наступила пора объединения; в этом смысле приведённое толкование притчи весьма своевременно.

Вообще, проблема взаимоотношения культуры и религии - одна из основных в нашем обществе, это мало кто понимает. Именно из-за неё, а не из-за двуперстия, "сугубого аллилуйя" и "хождения посолонь" произошёл старообрядческий раскол. Обычно считается, что одно должно непременно подчинить себе другое: либо культура ставится выше религии, либо религия подчиняет себе культуру, "воцерковляет" её. Обе схемы неверны. В этой области Россия должна показать пример объединения. Наша культура и наша Церковь должны как бы признать друг друга. Делается это чрезвычайно медленно, со скрипом: РПЦ до сих пор предпочитает шельмовать один из самых интересных периодов нашей истории. Впрочем, ведь и старообрядцев она тоже признала лишь через 3 сотни лет.

Подобным же образом, Россия должна исхитриться объединить интересы как общества в целом, так и одной личности, усесться на двух стульях и здесь.

Ключевыми факторами, позволяющими объединить и то, и другое являются: понятие справедливости в сфере духа, понятие (и принятие) культуры, не отрицающей христианства (но и не сливающейся с ним), и артельная организация труда в сфере экономики.

<недописано>
Tags: Восток - Запад, Русская Идея, богословие
Subscribe
promo kot_begemott august 8, 04:34 123
Buy for 50 tokens
Если можете, поддержите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments