Вынесу небольшое рассуждение из коммов.
...Немецкое мистическое (да, кстати, и идеологическое) учение было весьма примитивным. По разработанности, да и вообще по здравому смыслу оно весьма уступало марксисико-ленинскому пониманию истории. Это при том, что и у последнего были серьёзные недостатки.
К немецким мистическим идеям, да и к организации, которая их разрабатывала (Ahnenerbe, "Наследие предков") с таким пиететом относятся прежде всего потому, что над продвижением их бились куда лучшие умы, чем над продвижением марксизма. Этим специально занимались умные и весьма талантливые люди. У нас убедились, что обрели высшую истину, и, как водится, на этом успокоились.
Это относится, кстати, не только к марксистскому наследнию. Вы никогда не были в православной гимназии? А я был. Чувство изумления от всеобщей расслабленности и самодовольства не оставляет меня до сих пор.
Немцы отшлифовали своё учение как конфетку. Опять же - в отличие от научного коммунизма придали вид сугубой таинственности. В действительности, особо разумного зерна в нём нет. Если что-то полезное и есть, то всё взято из Маккиавелли. Уж ежели выбирать себе веру, то предпочтительнее верить в социальную справедливость и Христа, нежели в меч Эскалибур и чашу Грааля))
У нас марксизм ужасающе быстро выродился в догму, в идеологию, оправдывающую господствующее положение чиновничьего класса. Когда там было написано стихотворение Маяковского "О дряни?" И наоборот: всесильное чиновничество постаралось сразу законсервировать, даже максимально выхолостить марксистское учение, дабы развитие его не лишило насиженных мест. Примерно то же самое сделали некогда иудейские религиозные функционеры, но в более радикальной форме, распяв Христа, то есть отказавшись развивать иудаизм, наполнять его новым содержанием, - схема, в сущности, одна и та же. В Евангелии их чиновничьи опасения выражены открытым текстом. У нас, в некотором роде "распяли" марксизм, трансформировав его в учение о сытости и изобилии при коммунизме, превратив в застывшую догму постоянно развивающееся учение. Подвергать сомнению, даже анализу любые его составляющие было строжайше запрещено. Знали бы вы, сколь тошнотворно это выглядело!. Когда заявляют, что "марксизм - постоянно развивающееся учение" и в то же время запрещают его развивать...
Ибо неизвестно, к каким общественным изменениям привело бы дальнейшее развитие советского марксизма. Новому историческому классу, чиновничеству - как совокупному собственнику средств производства - уж точно не сулило ничего хорошего. Кстати, про советское чиновничество то же самое утверждал и Хазин, а ему вполне можно доверять. Именно поэтому, кстати, столь легко прошла и "приватизация" - чиновники конвертировали свою совокупную собстенность в персональную, то есть в деньги, вот и всё. Уже в 60-е, пока не иссякла энергетика социализма, общей в него веры, СССР необходимо было кардинально реформировать - или он был обречён на постепенное разрушение. Как, кстати, необходимо реформировать и нынешнюю Россию.
Скажу более: любая, самая правильная идеология в России очень быстро выродится в точно таком же направлении. Станет догмой, закостеннеет... Нечто аналогичное произошло и с христианством. Специфика России, ничего не поделаешь.
Это связано с базовым, традиционным мироощущением русского человека, что чиновник одновременно есть господин. Помещик. Можно сказать, это ядро нашей традциии. Оно куда глубже, чем любые, самые правильные учения; глубже, чем самое Христианство.
У немцев чиновник призван господствовать над всем миром. Это их главная, хотя и малодостижимая мечта - от которой, впрочем, до конца ещё не отказались. С этой целью и создавалась Священная Империя Германской нации. Немецкий солдат выступал как орудие для достижения мирового господства.
У нас чиновник господствует над такими же русскими, как и он сам. Собственно, присоединение к Руси других народов связано с этим господством, хотя эта причина и не единственная. Именно поэтому всяким грузинам, эстонцам и полякам в нашей Империи куда лучше жилось. Они были своего рода инструмент в эксплуатации одного русского человека другим. Им было можно.
Вообще, у русских две составляющие базового традиционного ядра: потребность в подчинении лидеру, объединении вокруг него, и органично дополняющий его поиск высшей справедливости)) Это единое целое, оттуда ничего не добавить и не отнять. Впрочем, полноценным и жизнеспособным это ядро становится лишь тогда, когда наш лидер отстаивает интересы всего общества в целом. То есть трудового народа. А также потребности будущего развития страны.
Journal information