Марксисты сами не сумели понять коммунизм. Вернее, сам коммунизм как чистая теория ушёл дальше и глубже от марксисиского противопоставления базиса и надстройки.
Отнимая от буржуазии средства производства, передавая их пролетариату, они стремились к справеделивому распределению материальных благ. Их идеи тем самым, вращались вокруг того же материального.
Марскизм в его первоначальном изводе тем самым обрекал себя на поражение. Следовало открыто провозгласить первичность духовных ценностей, а проблему Бога отложить на потом.
Перед классическим марксизмом не могла быть поставлена проблема "богатство-душа" ещё и в силу того, что марксизм как учение был сформулирован на Западе. То есть идея перераспределения материальных благ, пусть и справедливого, иллюстрирует приверженность Запада материальным ценностям. Концепция Маркса и выразила западное понимание справедливости как материального равенства. Между тем, суть не в равенстве, суть в приоритетах "материальное-духовное".
Нам следует переосмыслить марксизм, полностью адаптировать его к русской почве. Не уверен, что русское сознание вполне ясно понимает: вера в справедливость есть частный случай веры в первичность идеального.
Следует отчётливо представлять себе, что полная справедливость в обществе достигнута быть не может. Всегда будут те, кто контролирует соблюдение справедливости, а они тем самым вне её. Об этом Достоевский ещё писал. А вот вера в справедливость, признание такой веры общей и обязательной для всех, установление её в качестве основы идеологии - вещь вполне достижимая.
(недописано)
Journal information