Странно, что никогда не встречал метафорического толкования этого эпизода из Библии. Всё что угодно - 6 дней творения, дух над бездною, потоп - но только не башня.
Между тем, вовсе не обязательно толковать этот образ прямолинейно. Более того - осмыслять данный эпизод нужно в контексте поздних библейских текстов. Библия начинается с Вавилонской башни, а заканчивается вавилонской блудницей. История как бы делает полный круг.
Почему нельзя предположить, что под Вавилонской башней подразумевается некая империя, тип цивилизации, основанный на определённых, нежелательных Творцу, то есть сатанинских началах? Ведь есть же выражение "строить империю"? Возможно, Бытописателю было удобнее оперировать образом башни, чтобы описать действия и намерения строителей в образах, более понятных древнему человеку.
Башня куда? В небо. Туда, где Бог. Зачем? А чтобы "схватить за бороду". Стать круче. Кто у нас в этом прославился? Люцифер, князь века сего.
Лучшего образа и не придумаешь. Одновременно это и урок будущим цивилизациям, дабы устраивали свои империи на иных началах, не на гордости, господстве и подчинении, а на мире и справедливости. Где более развитые помогают остальным дорасти до своего уровня. Где все помогают всем. Где делятся своими богатствами с другими народами, а не эскплуатируют их. Где один за всех, а все за одного. "Империя вавилонской блудницы" (то есть, собственно, Запад) основывается на первых; российская цивилизация (до 1990 года) - на последних.
Тогда и наказание, посланное Богом строителям, обретает иное понимание. Перестали понимать друг друга соседние народы. Строительство империи не состоялось... <недописано>
Journal information