Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Убогое западничество Бориса Акунина


А именно, по поводу этой его записи:

"А ведь находятся люди, которым всё бы ругать тлетворное влияние Запада!
Знаете ли вы, что Любовь – продукт импортный, завезенный в Россию всего лишь десять поколений назад и привившийся на нашей почве небыстро?
Я сделал для себя это открытие, когда в качестве А.О.Брусникина придумывал любовную линию для романа «Девятный Спас», из петровской эпохи. Полез в источники за примерами старорусской любовной лексики – и обнаружил, что таковая отсутствует, ибо никакой любви в нашей стране триста лет назад еще не существовало. Совсем.
Я имею в виду любовь как чувство, при помощи которого физиологическим отношениям придается возвышенно-романтический сверхсмысл..."
(http://borisakunin.livejournal.com/64897.html)

Имею заметить следующее.

1. Акунину следует изучить народный фольклор. А именно - легенды о происхождении ЛЮБЫХ озёр, а особенно горных. Практически все - без исключения - либо произошли от слёз девушки, у которой была несчастная любовь, либо эта самая девушка там утопилась, либо в озере утонули оба влюблённых. Из одной легенды в другую проходит сюжет, как красавицу сватают за богатого князя (хана), а она любит простого пастуха. В результате девушка топится, чтобы не выходить за немилого. Вот прямо сейчас наберите в Википедии название любого озера, и убедитесь.
В какое время возникли все эти легенды? Надо полагать, в период до X века. Легенды распространялись очень широко - собственно, иных источников информации и не было. Стало быть, во всех народах бытовало понятие о любви, как высокой романтической страсти. Опять же, судя по легендам, эта страсть была предпочтительнее богатства: любовь ещё может принести счастье, а богатство - гарантированно нет. И это, кстати, правда.

2. Акунину следует прочесть "Слово о полку Игореве". Развеять своё невежество хотя бы на этот счёт (о "Рыцаре в тигровой шкуре" Шота Руставели, где всё только о любви, вообще не говорю). А именно - речь идёт о плаче Ярославны. "Полечю зегзицею (кукушкою) по Дунаю, омочю бебрян (шелковый) рукав в Каяле, утру князю кровавые его раны..." и так далее. Она обращается к ветру, к Днепру-Славутичу, к светлому-пресветлому солнцу. Ветер развеял её радость по ковылию, Днепр может только нести её слёзы до моря, а солнце в поле безводном русичам жаждою луки стянуло (они бессильны натянуть лук), горем им тулы со стрелами заткнуло. В дополнительных комментариях не нуждается.

3. Акунину следует вспомнить русские берестяные грамоты - на что уже указали ему в комментариях. Постараемся забыть рассуждения о них унылого идиота Галковского. Читаем грамоту № 521 (http://gramoty.ru/index.php?no=521&act=full&key=bb).

"... так пусть разгорится сердце твое и тело твое и душа твоя [страстью] ко мне и к телу моему и к лицу моему' Текст носит характер любовного заговора. Утраченная начальная часть, вероятно, была симметричной: `Как разгорелось сердце мое и тело мое ...? (и т. д.).2: `Вот в чем ссылаюсь [на свидетелей]: отняли у меня Селиванко да Михейко да Яковец Болдыкин коня ценой в три рубля, седло в полтину, вотолу (род верхней одежды) в полтора [рубля и такие-то вещи в] тороках. А это происходило в лесу, [такого-то] дня, между [деревнями] Горы и Горки (или: А это происходило [такого-то] дня, между [деревнями] Горы и Горки на Бору)'

далее грамота №752 (http://gramoty.ru/index.php?act=full&id=770)

"[Я посылала (?)] к тебе трижды. Что за зло ты против меня имеешь, что в эту неделю (или: в это воскресенье) ты ко мне не приходил? А я к тебе относилась как к брату! Неужели я тебя задела тем, что посылала [к тебе]? А тебе, я вижу, не любо. Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под [людских] глаз и примчался ...? После большого разрыва: `... теперь где-нибудь в другом месте. Отпиши же мне про ...? После разрыва в 6–8 слов сохранился конец этой (или, может быть, следующей) фразы: ... [тьбь] хаблю. Здесь возможны лишь вольные предположения, например, (николи же сь) [тьбь] хаблю `никогда тебя не оставлю (не отвергну)? или (хочеши ли дати сь) [тьбь] хаблю `хочешь ли, чтобы я тебя оставила? и т. п. Заключительная фраза: `Буде даже я тебя по своему неразумию задела, если ты начнешь надо мною насмехаться, то судит [тебя] Бог и моя худость (= я)"

4. Акунину следует изучить христианство - хотя бы в первом приближении. Тогда бы он узнал, что во время чина венчания читается отрывок из послания ап. Павла к Ефессянам (гл. 5. ст. 25). Где, в частности, есть следующие слова: "Мужие, любите своя жены, якоже и Христос возлюби церковь, и Себе предаде за ню..." - цитирую на славянском, более адекватном переводе, так как русский совсем никуда не годится. Первое своё чудо, в самом начале земного служения, Христос где совершает? - на брачном пире, превращая воду в вино. Нельзя, чтобы случайно!

О православном требнике Акунин, видимо, тоже никогда не слышал. Может, он протестант, или, что ещё хуже, католик? И не знает, что в самой первой молитве священника (к Богу) во время венчания есть вполне определённые слова: "...Благослови брак сей, и подаждь рабом твоим сим живот мирен, долгоденствие, целомудрие, друг ко другу любовь, в союзе мира, семя долгожизненное, о чадех благодать..." (цитирую по требнику Петра Могилы, католических в моей библиотеке, к сожалению, нет). Видимо, и на момент составления чина венчания (полагаю, примерно к x веку) любви ещё не было! Не додумались умненькие головушки на Западе...

Да будет известно г-ну Акунину, что в то время, когда в Византии уже сформировался этот чин, в Европе в лавках вовсю продавалось человеческое мясо - и это не считалось зазорным. Западные люди по своей сути так и остались жестокими, алчными и себялюбивыми дикарями. Разве события в Сербии, Афганистане, Ираке, Ливии не подтверждают это? Нужно быть весьма поверхностным человеком, чтобы купиться на внешний западный лоск. Технические достижения Европы ничего не стоят по сравнению с духовными достижениями восточного христианства. Это даже булгаковский Воланд понимал ("Троллейбцсы, конечно, в Москве появились. Но изменились ли эти люди внутренне?")

5. Акунину следует знать, что с глубокой древности люди понимали красоту пейзажа и цветов. Находили гробницы вождей 40-тысячелетней давности, полностью, доверху засыпанные цветами. А женская красота - что ни говори, квинтэссенция прекрасного. Да, кстати: когда женщины начали украшать себя? В каменном веке, нет? Какие изделия чаще всего находят при раскопках? И если украшали - то с какой целью?

6. Единственное "достижение" Запада - он постулировал, что именно любовь, и только она, должна быть основой создания семьи. Достижение весьма сомнительное, и основывается на том, что Запад выше всего ставит индивида и его персональные удовольствия. Любовь для него всего лишь одна из них. При возвеличивании и романтизировании любви Запад вовсе не думал о прочности семьи. Там, кстати, уже давно не делают различия между однополой и двуполой любовью. В немалой степени именно из-за постулирования принципиальной важности любви на Западе семьи сейчас практически нет.

В традиционном обществе семьи создавались исходя из других принципов. Смотрели, какая слава о человеке идёт, каков избранник в деле: мужчина должен быть хорошим работником, а женщина - хорошей хозяйкой. Приходили, смотрели, как она ведёт дом, хорошо ли умеет ткать... Девушки присматривались к парням во время сенокоса. Слабые, хлипкие и болезненные успеха не имели. Болезненных детей очень часто отдавали в монастыри - всё равно семью с таким никто создавать не будет. Таким образом в монастыри попадали не только болезненные "доходяги", но и слабые и башковитые "ботаники", которые получали там доступ к образованию.

При всех её недостатках, это была весьма жизнеспособная система. И именно потому, что долг (скажем, перед родом, перед предками, перед традицией) она ставила выше персонального удовольствия. Кстати, именно в этом живучесть исламской цивилизации. Именно поэтому у них существует крепкая многодетная семья. Вчера купил Коран с параллельным текстом на арабском и весьма ценными комментариями. Открываю вторую Суру ("Корова"): "Эта Книга для тех, кто верны долгу своему..." И сразу в коммах проводится параллель между долгом и богобоязненностью (на арабском звучит одинаково, "муттаки").
В уже цитированном отрывке из ап. Павла, слова о любви идут после следующих: "Жены своим мужем повинуйтеся, якоже Господу" (гл. 5 ст. 22) - чем устанавливается правильная иерархия. Любовь идёт на втором месте после исполнения долга. Тётки - существа эмоциональные и мелочные, мало ли отчего любовь может пройти. У них она чаще всего и проходит. А послушание обязано быть всегда. Для мужчины же любовь и верность к жене в браке - есть исполнение его долга. То же самое находим в Ветхом Завете. Изгоняя из Эдема перволюдей, Творец дополнительно подчёркивает Еве: "Адам будет господствовать над тобой". В традиционной культуре мужчина не просто господствует над женщиной - он полностью отвечает за неё, и обязан о ней заботиться. Какая может быть ответственность без подчинения?

Без сомнения, в традиционном обществе были и браки по "великой любви", но, скорее, как исключения. Безумную первоначальную влюблённость (именно её сейчас многие подразумевают под "любовью") на Руси считали бесовским наваждением. Няня Татьяны Лариной в ужасе крестила её, когда узнала о влюблённости. Кстати: ничем хорошим эта влюблённость бы у неё не кончилась. Оскар Уайльд справедливо замечает, что влюблённость такого типа не может быть основой полноценного союза. Причины того уже разбирались в моём ЖЖ. Добавлю ещё, что такая влюблённость служит в первую очередь самолюбию девушек - вон, мол, как в неё влюблены. Стало быть, она вся такая из себя необыкновенная. Теперь можно хвастаться перед подругами... Это такая ориентация на хорошую, прочную, дружную семью?

Изабелла Шангина в великолепной книге "Русские девушки" (не устаю её восхвалять) подробно описывает, как молодые люди могли присмотреться друг к другу, изучить характер. Симпатия тоже была, однако чаще всего занимала подчинённое место. Если человек был симпатичен, но плохой работник - семью с ним не создавали.
Обязательно почитайте Шангину - книга бесценна для понимания взаимоотношения полов на Руси. Всё было более чем разумно.

Мой вердикт - в Акунине слишком много Чхартишвили.
Tags: ecclesia, Восток - Запад, М_и_Ж, история, культура, литература, христианство, цитаты
Subscribe
promo kot_begemott august 8, 04:34 123
Buy for 50 tokens
Если можете, поддержите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments