Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Category:

Из журнала Константина Коровина (1861 — 1939)


"Москва, 17 октября 1905 года. Манифест Государя. Россия отныне конституционная монархия. Самодержавие ушло в историю. Объявлены свободы. Государственная дума получила законодательные права.

И ликовала Москва. Народ вышел на улицу, никто не мог усидеть дома, поздравляли друг друга, целовались, словно Пасха.
Вскоре приступили к организации выборов в Государственную думу. Ищут, стараются выбрать умных, мудрых людей.
Россия жила в празднике резона и обновления, где чувствовалось братство и сознание взаимного добра.
Впереди правда, свет и жизнь.
Но недолго длилась эта бодрость. Как бы чья-то посторонняя воля, какой-то "человек за забором" начал свою разрушительную работу; клеветал, лгал, ссорил, натравлял…

Казалось, что небесный факел свободы попал в руки вечнослепых и они сожгут все хорошее.
Пришла злая, ненужная энергия…Кончилась и патриархальная жизнь Москвы…
Быт был немудрый, и жила им Москва – жила, любила посты, блины, летала на тройках в рестораны, искала отрады души широкой русской, забвения. И жила Москва, как снега белы, пушисты, сама в себе. Но чуяла, что нужна правда, искала гласности, хотела на места поставить, чтобы справедливость была. И обижать не хотела никого, - пожить попросту, но чтоб честь была. В свободе узнают, кто и что, думала Москва. Но не совершилось того."

(http://konstantinkorovin.blogspot.com/2012/05/blog-post_10.html)

"...Много мне в жизни приходилось встречать людей разных положений, сословий, многих знать и говорить с ними – крестьян, купцов, вельмож, министров…
И сколько было среди них людей недовольных, озабоченных. Перед этими русскими людьми все другие были виноваты. Они как бы сочиняли эту виновность. А зачем это было им нужно – никому неизвестно.

Они возводили и сплетали друг на друга всяческие небылицы. Но больше всего они жаловались со скорбью и негодованием на тяготы русской жизни.
Я всегда удивлялся этой особенной черте их характера и не мог уяснить – почему они находили удовольствие в постоянном брюзжании.
Русскую жизнь они представляли себе такой, какой она никогда не была. И людей не было таких уж плохих, какими их воображали.

..Сановники, патриоты. Лица какие серьезные. Казалось, они никогда и не улыбались. И водку даже пили деловито и серьезно, как будто лекарство принимали. Да и, конечно, человек всегда в делах. Спросишь его:
- Чем вы, Федор Владимирович, озабочены так?
- Да как же, мне сегодня для чиновников министерства обед надо устраивать. Пельмени тысячу штук, заказал. Вино выбрать надо, закуску. Надо сообразить, из бюджета не выйти. Тоже разный народ есть. Закусывает - кильки накладывает, сардинки тоже. Ест, как кашу. Ну, сделаешь замечание – так недоволен, обижается. Вольнодумства много. Послушания нет.

- Ну, кильки – то, - говорю, - какое же вольнодумство тут? Просто по вкусу пришлись. Понравилось – закуска хороша.
- Не говорите! Всюду вольнодумство. Особенно молодежь наша отличается. Время такое ужасное. Сочинители пишут… Художники тоже… Выставки разные. Все вкривь да в сторону. Мужичков пишут обиженных, бурлаков, ссыльных. Что такое? К чему это клонить? Всю выставку обойдешь, а августейших особ на картинах и не видно. Как будто их и нет. "Свадьба в Малороссии" - картина называется. А кто женится – в каталоге ни звука… Разночинец одолевает.
Он помолчал и с большим уже жаром продолжал:
- И как-то не понять у нас ничего. Ехал я в Крым с его высокопревосходительством. Видели из вагона – мужики идут и бабы босиком. А на полках сзади, на плече, сапоги несут новые, а бабы – башмаки. "Что такое? – спрашивает его высокопревосходительство. – В чем дело? Понять невозможно. Сапоги есть, а босиком ходят". И так расстроился, что в Симферополе за обедом губернатора даже смутил.
- Да ведь для ног вольготно, - сказал я, - летом по сухой дорожке босиком пройти. Я вот на рыбной ловле на песочке, на бережку, всегда босиком хожу.
- Да неужели? – удивился сановник.
- А вы никогда не ходили? – спросил я.

- Нет, - отмахнулся мой собеседник. – я в деревне как-то мало бывал. Скука одолевает. Леса, поля… Едешь, едешь, - все одно и то же. Привычку надо иметь в деревне жить. Помещиком быть – это не приведи Бог! Я от загородного ресторана не могу удаляться. Да и помещик – приедет в столицу, так его из ресторана не выгонишь. Видать, какова жизнь в поместье… В ресторане пальмы на столе. Хоть на станциях возьмите: пальма в буфете обязательна, глаз веселит, Иерусалимом отдает. Пьешь, а божественное настроение в душу льется. Что бы было, если бы березу поставили или осину? В какое бы волнение публика пришла…
- А я люблю березу и наши леса, - сказал я. – Поэтично. И жизнь в деревне для меня отрада.
- Не верю, - резко сказал мой собеседник. – Не верю я вам. Все это вы сочинили.
- Воля в деревне. Простор. Свобода.
- А вот это-то и есть самое вредное. Распускается человек. Сдерживающих начал нет. И что вы делаете в деревне?
- Вот, пишу красивые места природы. Мельницу, избушки, леса, картины пишу.
- Тощища! – сказал сановник. – Кому нужно? Солома, крыши из соломы, мосты, кривые сараи. В чем же красота –то? Вот все у вас так. А как же вы, - удивлялся сановник, - для балета работаете? С такими понятиями о прекрасном?… Удивляюсь.

Он вдруг спохватился, взглянул на часы и заторопился:
- Заговорился я с вами. На службу ехать надо. Дела по горло. Это не то, что вам, - кисточкой туды-сюды…Прощайте…"

(http://konstantinkorovin.blogspot.com/2012/05/blog-post_25.html)

Несколько картин Константина Коровина:





Tags: живопись, картинки, либерализм, русское, цитаты
Subscribe
promo kot_begemott december 12, 04:34 121
Buy for 50 tokens
Если можете, помогите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments