А если точнее - то "Орнамент как выражение обеих культур". Как логическое продолжение предыдущей записи. Наконец-то удалось сделать окончательную формулировку и расставить точки над "i".
Дело было так. Мы уже обошли весь дворец царя Алексея Михайловича. И очень мне там всё понравилось. Всё такое русское. Вот, к примеру, зал для приёмов иностранных делегаций царём:
Это - зал для официальных приёмов царицы:
После этого мы из XVII века внезапно попали в XVIII - в комнату Елизаветы, дочери Петра.
Вот несколько фото для примера:
Роспись потолка и люстра тоже отличались от всего предшествующего:
Мы вошли - и меня тут же начало выворачивать наизнанку. Невероятное, необъяснимое чувство духовной тошноты. Абсолютная, запредельная чуждость окружающего. Такое ощущение, что всё вокруг источало грех. Нездоровую, почти животную похоть, какие-то чувственные страсти. Видимо, переход от русского благочестия ко французскому сибаритству был слишком уж быстр. А я уже успел проникнуться русским духом. Тем более, что Алексей Михайлович был благочестив - это передалось даже через новодельное убранство дворца.
Всю дорогу это странное переживание не давало мне покоя. Только спустя пару часов, в супермаркете, я сумел сформулировать, в чём дело. Вот точная расшифровка диктофонной записи, без обычной литературной правки. Уже несколько раз писал на эту тему так что править было лень.
В орнаменте можно выделить две стороны – геометрическую и «цветочную». Геометрическая основа организует пространство, то есть передает идею строгости, подчиненности. Цветочная же основа орнамента показывает чувственную сторону, сторону удовольствия.
Не случайно европейские школьники носят клетчатую «форму» - они пришли учиться, подчиняться учителю, а не получать удовольствие. «Юбка в клетку – не кокетка».
На основании того, какая составляющая – геометрическая или цветочная, - в орнаментах доминирует, они делятся также на два типа. В тех русских орнаментах, что мы видели во дворце XVII века, доминирует именно геометрическая сторона, а цветочная, чувственная ей подчинена. Все эти витиеватые растительные узоры и пестрые цветы вторичны по отношению к структурности всего рисунка. Это сразу чувствуется.
В убранстве же зала XVIII века все орнаменты были принципиально иными. Там на первое место выступала именно «цветочность», а геометрия подчинялась ей. Такой цветочный орнамент символизирует гедонистическое, чувственное начало. Это был гедонизм в чистом виде, ощущавшийся до тошноты отчетливо. В узорах XVII века его не было совершенно, - там были торжественность, помпа, величие, но не чувственность. То же, кстати, впечатление производят и традиционные оклады икон.
В свое время Константин Крылов написал очень интересный текст. Он задался вопросом, почему в западных фильмах всё наполнено невероятным, невозможным гламуром и глянцем, им как будто «намазаны» и дома, и машины, и улицы? Это потому, как объяснил Крылов, что режиссерами художественных фильмов на Западе становятся в основном бывшие рекламщики, которые и игровое кино снимают так, как будто хотят что-то продать. Рука у них так набита.
Но Крылов мыслил здесь недостаточно глубоко. Все эти объекты выглядят настолько глянцевыми потому, что Запад рассматривает их все как чувственные. Это насквозь гедонистическая цивилизация, и особенно резко этот эффект глянца бросается в глаза, если глаз уже отвык от западных фильмов. Там всё гедонистично, всё сексуально. И дома, и машины, и улицы сняты сексуально. Это так потому, что в западной культуре чувственное начало (а его высшее выражение – сексуальность) выдвинуто на первый план. И уже в изобразительной культуре XVIII века это было ясно различимо – чувственность и тлен, не говоря уж о более позднем искусстве типа Обри Бердслея – вот уж где тлен в чистом виде!
Вообще, чувственность в искусстве Запада вышла на первое место уже в эпоху Возрождения – у Леонардо, Микеланджело… Когда "мерой всех вещей" стал человек - то есть встал в центре Вселенной, заместо Бога - то естественно, на первое место выдвинулись его чувства и желания. Ранее они были вторичными, как бы в подчинённой форме. Европейский Ренессанс был, по сути дела, провозвестником животного начала в человеке. Поскольку человек является человеком лишь тогда, когда признаёт себя подчинённым высшему, а не низшему.
Мы же как благочестивая цивилизация должны вернуться к своим началам…
Для тех, кто хочет прослушать голосовую запись:
Listen or download Орнамент в либеральной и for free on Prostopleer
Journal information