Концовка романа правильная. Герой не мог от неё не уйти. Ретт и так не слишком тяготел к семейной жизни - простоянное времяпровождение в борделях, дружеское общение с куртизанками тому лучшее подтверждение. Да и мужчина, не женившийся до 40, даже 35-ти, к созданию семьи, как правило, неспособен.
Ретт Батлер запал на героиню потому, что она была труднодостижимой добычей. Потом он её достиг. Кроме того, он с самого начала понимал, насколько они похожи. Даже слишком. Однако не всякое сходство обещает счастие в супружестве.
Далее он довольно быстро уразумел, что любит дочь куда сильнее. Чувство к жене отошло на второй план. Собственно, он этого и не скрывал, куда больше времени проводя с дочерью. И с бОльшим удовольствием.
Ведь в дочери он получил то, что не имел вообще - бескорыстную, искреннюю любовь. Дети всегда обожают отцов, которые ими занимаются, куда более, чем матерей. Потому что отцы, как правило, интереснее. Парни, никогда не бойтесь, что у вас родится девочка - такой чистой и светлой любви вы ни от кого более не получите!
Беда сурового воина в том, что не сумел разобраться в себе. Он бессознательно продолжал мечтать о сыне, и потому воспитывал дочь как мальчика. Столь развитая мужественность всегда связана с недостатком рефлексии; одно неизбежно сопутствует другому; поэтому осознать, что там, в душе, герою было практически невозможно. В этих условиях гибель дочери была вполне закономерна.
Если любовь к ребёнку ещё как-то привязывала Батлера к жене, то после его смерти уже ничего не обязывало. Как цель, красивая женщина была достигнута. В браке он побывал. И что?
Смерть ребёнка - причём, уже второго - была не просто личной трагедией, но крахом всего жизненного концепта. Батлер разом утратил всё, к чему привязался, что успел полюбить. Ретт понял, что единственное, что у него осталось - это он сам. "Настоящий мужчина - тот, кто стоит на земле одиноко" (Генрик Ибсен).
Герой убедился, что не создан для совместной жизни. Смерть обоих детей, постоянные семейные сцены - и это с женщиной, дьявольски на него похожей.
Жизнь в одиночестве удавалась ему гораздо лучше. А с простой куртизанкою было несравнимо больше понимания. Какое решение вы бы приняли на его месте? Продолжать жить с алчной стервой, жертвуя ради неё собой?
Скарлетт, конечно, потом было плохо одной - тем более, что в ней точно такой же крах, осознание иллюзорности, вымышленности любви к Эшли Уилксу произошло несколько раньше. В глупой женской головке наконец уместилось нечто кроме собственных потребностей (вспомнилось бессмертное толстовское "маленькое умственное женское хозяйство"). А именно - осознание того, что у неё, патологической и меркантильной интриганки и благородного героя семейной гармонии наверняка бы не было. Мировая литература пестрит такими историями.
Мужчина для женщины почти не бывает целью, чаще всего он только средство - не остаться одной, завести детей, достичь семейной гармонии... Целью может быть женщина для мужчины. Ну, или добычей, на худой конец.
Тургеневские персонажи обжигаются на людях негодных и переключаются на хороших. Со Скарлетт произошло прямо противоположное. Как и у Тургенева, судьба оставила героиню одинокой именно тогда, когда она поняла всё.
Journal information