Не следует смотреть новые фильмы. Даже если они кажутся хорошими. Особенно же - ни в коем случае нельзя смотреть фильм, который сейчас идёт. Причём не обязательно если он новый - даже если это старая русская самая что ни на есть классика, всё равно нехорошо.
Нужно собирать коллекцию правильных, проверенных фильмов. И потом выбирать тот, что ближе сейчас по душе. Выбрать свободно, который хочется. А не который навязан неизвестно кем, сеткою телевещания. Самое хорошее, если оно навязано здесь и сейчас - разве не делает нас зависимыми в целом? От телеящика "разве может быть что доброе"?
Если выходит новый фильм, и даже известно, что он весьма стОящий, то его всё равно нельзя смотреть сразу в программе. Нужно записать и посмотреть в будущем, когда отлежится, и когда будет настроение именно для него. А ещё лучше - на компакте купить. Хорошая вещь должна быть осязательна.
В том, чтобы включив телик, сразу начать смотреть фильм, есть что-то нехорошее. Некий нездоровый дух. Упоение новизной, что ли... Или потеря внутренней свободы, зависимость от программы передач.
Не могу толком объяснить это, так чувствую. На следующий день спросонья сформулировал.
Один из комментаторов замечает, что можно избежать навязывания фильма телевизором, если пойти в кино, когда ты хочешь и на тот фильм, который сам выберешь. Но и здесь присутствует сама идея навязывания – текущим репертуаром, и выбор становится подчинен политике кинотеатра. И у телевизора, и в кино человек как бы встраивается в текущее время, добровольно подчиняется ему, тому самому «духу века сего», духу, господствующему в данное время, витающему в воздухе, - дьяволу.
Правильная, истинная свобода человека (а свобода – это образ Божий) заключается в способности объять все три времени - прошлое, настоящее и будущее. Так же, как в древних мифологических представлениях лесная белка живет, присутствует в трех разных мирах – нижнем подземном, среднем, мире людей, и верхнем, мире богов, непрестанно перемещаясь между корнями и ветвями Мирового Древа, так и человек должен (и может) присутствовать и управлять своим прошлым, настоящим и будущим.
Дух времени удерживает нас в настоящем, заставляет плыть по течению, цепляет к современности, как якорь. Если я иду в кино на определенный сеанс, я отрезаю для себя метафизическую возможность проникнуть в будущее или прошлое, я подчиняюсь тому, что приготовило настоящее. Как если бы мифологическую белку приковали за лапку к стволу, не оставив возможности ни подниматься, ни опускаться, зато снабдив вкусными орехами и обустроенным домиком. Когда мы сидим у телевизора, мы все – белки, прикованные за лапки в "среднем мире", но устроенные с комфортом.
Но мы можем «обмануть» настоящее. Записать фильм в память телевизора, купить его на диске и посмотреть потом, когда захотим мы сами. Таким образом мы оказываемся вне течения времени, отвязываем якорь духа времени, реализуем свою свободу.
Принадлежность к духу времени проявляется в разных, чисто бытовых явлениях. В погоне за последней модой, например. А купив модную вещь через полгода, или не покупая ее вообще, мы уходим от диктата настоящего.
Сохраняя эту метафизическую свободу, мы сохраняем образ Божий. Наше «я» должно стремиться к Богу, преодолевая настоящее время – наш быт, культуру, кино в том числе. Это и есть самое главное – стремление к Богу, самосовершенствование, а если мы принадлежим нынешнему времени и позволяем ему над собой господствовать, мы уже не способны к совершенствованию. Принадлежа текущему времени, можно лишь течь вместе с ним, пассивно существовать. В этом случае мы ничем не «лучше» животных: они ведь точно так же существуют, личностно не совершенствуясь, текут по реке времени – едят, спят и размножаются.
Человеческое в нас появляется именно тогда, когда мы преодолеваем дух времени.
Таким образом, отказ от смотрения телевизора можно рассматривать как одно из практических упражнений по преодолению духа времени. Потому что телевизор, на самом деле, очень важный фактор нашего существования. Он самый крепкий якорь, прикрепляющий нас к настоящему, именно он более всего господствует над нашей душой. По сути, не было бы в квартире телевизора и нескольких современных девайсов, как можно было бы определить год, в котором человек живет? Всё остальное, что нас окружает, более долговечно, более вне-временно. Это через телевизор входит дух времени.
Поэтому смотреть телевизор подряд ни в коем случае нельзя.
P.S. Во время моей службы в храме, в начале 90-х, был такой эпизод. Во время литургии среди прихожан кто-то начал лаять. Отец настоятель, своим бесподобным певучим голосом, сказал: "Бегемооот. Поди, узнай, что там такоооооое".
На службе была женщина с её сыном, который утверждал, что в мать вселился бес. Временами она начинала говорить очень неразборчиво и странным мужским голосом. Причём даже вполне толково отвечать на разные вопросы, касающиеся нечистой силы. В конце службы, когда народ разошёлся по домам, мы это проверили. Это было невероятное зрелище. Навсегда запомнил фразу, донёсшуюся откуда-то из желудка женщины, полуразборчивую, но всё же её можно было разобрать: "Смотрите, смотрите, телевизор. Все моими будете".
Кому интересно послушать вторую часть моим сонными и тупым голосом, без Катиной литературной правки, втыкайте:
http://www.divshare.com/download/19790721-cd2
Journal information