Прохоров, весьма осуждающе, пишет:
«Характер российского общества, в отличие от западноевропейского, определяется не столько соглашением подданных и государственной власти об обоюдном соблюдении законов, сколько молчаливым сговором о безнаказанности при их нарушении».
(213-я страница текста, на который ссылался).
Это он кого-то там цитирует, но не суть. Главное же вот в чём. Указанный характер российского общества самый что ни на есть правильный. Россия - даже шире, Русь - живёт не законами, но идеями. То есть идеалами. И она, в своей глубине, понимает, чувствует, что идеала достичь нельзя. Что не мешает в целом к нему стремиться, иметь его в виду. Именно это никак не возьмут в толк критики социализма, религии, России...
Поэтому речь идёт о послаблении, которое равно человечности.
Когда мент говорит "по-человечески", то на самом деле, употребляет очень важную, даже ключевую для русского сознания фразу. Когда я это понял, то даже несколько раз испытывал его коллег. Достаточно произнести, как у любого мента меняется лицо. Как бы это сформулировать? Становится менее холодным, отстранённым, и более понимающим, доверительным. В мышлении, даже лучше сказать, в душе мента происходит мгновенное переключение с одной системы ценностей на другую.
Если вдуматься, то ведь мент - с его простотой, с теми же взятками - в большей степени носитель русского менталитета. Чем тот, кто бесконечно анализирует да рефлексирует.
Ещё я на полях книги Прохорова написал: "Ага, а у Запада нет глобальных недостатков". Есть, и ещё какие. По сравнению с ними, наше несоблюдение законов - детская игра. Однако почему-то все ухватились именно за законы.
А ведь законничество - это западничество. Если не сказать хуже - жидовство. Христос намеренно акцентировал, что законы вторичны. Он повторял и повторял это, во множестве притч. Однако цитаты из Евангелия на сей счёт почему-то никто не любит. Может, потому что Запад ставят выше? "Русскому достаточно перестать любить Запад, чтобы увидеть Бога".
Суть христианства - в послаблении. Послабление равно человечности. Из человечности (то есть справедливости) следует, что закон не может быть идеальным. Ведь закон нужен, как способ воплощения справедливости, а сама справедливость - важнее. Именно она есть высшая русская ценность.
Законничество эквивалентно гуманизму, а он - удел недоразвитых. Или ограниченных. Как лучше?
P.S. Кое-какие дополнительные аспекты в этом комментарии.
Journal information