Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Categories:

О "добреньких" людях или Что такое дьявол в душе


Одна знакомая разразилась следующим рассуждением. "Не все понимают, как это сложно - быть добренькими. Они опутывают близких сетью своей ненавязчивой услужливости и развешивают на ней крючочки своих маленьких милых хороших дел, о которых никто не просил. Это называется просто помощью. Канонические добренькие к тому же умалчивают о своей доброте, и потому она, открываясь случайно, тем еще более доказывает прекраснодушие наших героев...

Не все понимают, как это выгодно - быть добренькими.
Повсюду развешенные крючочки нежданных бескорыстных услуг цепляются к вашей коже и саднят. Это называется чувством вины. Вы ничего не занимали, но оказываетесь должны..."

Хотелось вскрыть психологические механизмы, самую сокровенную суть это поверхностной доброты. Разразился следующим рассуждением.

Это свойство – не само по себе, как некое прирожденное свойство, вроде эгоизма или лени. Раз оно сформировалось в человеке, значит, является разрешением некоего противоречия. По Гегелю именно так – всё возникает как разрешение противоречия.

Будем исходить из того, что человек делает это (является «добреньким») неосознанно (т.к. если сознательно – значит, человек, просто сволочь). Работает бессознательный механизм, направленный на одну из двух вещей – или бессознательное желание манипулировать людьми, получить какую-то выгоду, или желание чувствовать себя хорошим, быть любимым, востребованным. Значит, именно этого человеку не хватает в душе. То есть не хватает либо самооценки, либо любви. Значит, он плохого о себе мнения, и потому старается угодить.

В науке это называется «психологической взяткой». Почему человек это делает? А что если это свойство (поведение) не имеет непосредственного отношения к окружающим людям?

Человек «дает взятку» не им, но скорее, судьбе. Он недоволен своей судьбой и хочет ее изменить, раздавая «взятки».

Очень многие – и я в том числе - верят, что судьба умеет наказывать и вознаграждать за отношение к другим. Уже писал, что судьба постоянно нас как бы испытывает. Испытывает через встречи. Если мы плохо относимся к хорошим людям, судьба будет посылать нам все худших и худших, и наоборот. Делая добро другим, можно в какой-то степени, управлять своей судьбой.

Таким образом, «психологическое взяточничество» – бессознательное желание изменить свою судьбу, проявление глубинного недовольства ею.

Люди, которым раздаются «взятки», рассматриваются (или, вернее ощущаются нашей душою) как инструменты манипулирования судьбой. Везде далее буду писать это слово с большой буквы, поскольку имею в виду некие общие закономерности, касающиеся всех, а не судьбу отдельного человека. "Взятки" раздаются, следовательно, для того, чтобы доказать Судьбе, что "взяточник" достоин лучшей участи. То есть здесь проявляется не отношение к другим, и даже не столько отношение к себе, а отношение к Судьбе. Сами по себе другие люди "добренького" не интересуют. Не уверен также, что он испытывает к ним нечто вроде симпатии. Здесь другое.

Наша душа имеет свойство напрямую общаться с Судьбою, минуя сознание.

Бывает, что люди, недовольные Судьбой, осознают это и могут четко сформулировать причины недовольства. Например, у нас происходит несчастье. И тогда мы говорим: «Почему именно у нас? Что я, хуже?» Это другой случай. Если это недовольство имеет свойство проходить через сознание, осознаваться, оно не перерастает в глубинные механизмы. "Добренький" же никогда не осознаёт всех своих проблем.

Но если человек хочет изменить Судьбу, значит, он её боится. Он опасается получить от неё что-то нехорошее. Потому и «задабривает», как язычники задабривают многочисленных божков.

Это означает, что в самой глубине души у человека сидит страх. Этот страх больше, чем у обычных людей, у которых не доходит дело до «взяток». Это страх перед Судьбой, страх по сути своей языческий.

Человек традиционной культуры мог снять этот страх, обратившись к Богу. Христос учил именно этому. Вспомним молитву «Отче наш». Там упоминается, во-первых, «хлеб наш насущный даждь нам днесь» – в то время это было весьма актуально, человек мог в любой момент остаться без пищи, и «избави нас от лукаваго» - то есть, в переводе на язык современного сознания, "не оставь нас без покровительства". Человек той культуры просил у Бога помощи, и это было существенно, когда жизнь была слишком непредсказуема, и многое зависело от внешних обстоятельств, от Судьбы.

Традиционная культура, а вместе с нею и христианская традиция (учение Христа ей не противоречит, Он это вполне однозначно сформулировал: «Не думайте, что я пришёл нарушить закон... не нарушить Я пришёл, но исполнить» "Да не мните, яко прiидохъ разорити закон... не прiидохъ разорити, но исполнити" (Мф. 5:17), научив людей просить помощи у Бога, избавили их от этого страха. Т.е. у человека традиционной культуры от этого страха были эффективные механизмы защиты. Язычник точно так же обращался к своим богам с просьбой отвратить Cудьбу. Эти механизмы, говоря языком советской психологической школы Выготского-Гальперина, интериоризовались, ушли вглубь души, поселившись там в виде некоей полноты, уверенности, что в мире есть Базовое Добро. Самое главное, самое глубокое помещение в душе традиционного человека никогда не было пустым, при всех его суевериях оно всегда было заполнено позитивом.

Наличие этого страха, его "неснятость" говорит о том, что на последней душевной глубине у человека нет Бога, он не чувствует некую высшую силу, которая могла бы помочь ему преодолеть этот страх. Это означает, что внутри человек носит в себе ад.

Поэтому человек чувствует себя один на один с Судьбой, он экзистенциально, по-сартровски, одинок, и ощущает в душе, в сердце, что у него нет помощи, ему самому придется разбираться с этой могущественной силой. И оттого он все время в панике. Такие люди суетливы, заполошны, все время куда-то спешат, боятся чего-то не успеть, боятся, как бы чего ни случилось.

Получается, что человек, дающий «психологическую взятку», в глубине обезбожен, имеет обезбоженную душу. Вот так мы докопались до самого глубокого этажа человеческой психики.

Почему же тогда одна часть людей, которые недовольны судьбой, становятся, наоборот, злыми, как будто мстят другим за то, что тем повезло в жизни больше, и стремятся уравнять счет, а другая часть становится "психологическими взяточниками"? Это уже более высокий этаж психики, и различия связаны с какими-то конкретными обстоятельствами жизни человека. С воспитанием в детстве, например. Скажем, ребенок сделал что-то хорошее, а родители его несправедливо наказали. Здесь речь идет о своего рода переключении.

Полагаю, что в указанном случае работает совсем другой механизм: у человека в душе есть Высшие ценности, есть Бог, в отличие от «взяточников», у которых его нет. Но человек становится богоборцем, борется с Богом в своей душе, делая зло назло. То есть, считая, что судьба несправедливо лишила его неких благ, обделила его, на самом деле борется с Богом. Именно так рассуждает пушкинский Сальери, считающий, что за свой многолетний кропотливый и самоотверженный труд более заслужил гениальность, божественный дар, в отличие от баловня судьбы Моцарта. Моцарт, возращаясь из трактира, без какого-либо напряжения и труда, с ходу набрасывает изумительную музыку, которая Сальери никогда не удавалась. Наигрывает её, да ещё предлагает представить его, Моцарта, с молодой девкой, в которую он (между прочим, отец семейства) ещё и влюблён. Причём не серьёзно, но слегка. Уж Сальери бы, коли влюбился... Так и представляешь его, в шитом золотом камзоле, торжественно и молча возвышающегося в открытом ландо во время поездки по набережной с дамой сердца...

Кому Моцарт рассказывает и наигрывает? Сальери, который во имя святого искусства отрёкся от всего, не стал заводить даже семью. Где здесь справедливость? Нет, нужно её восстановить, устранив Моцарта физически – иначе все погибнут, всё сословие трудолюбивых и честных, но бесталанных ремесленников от музыки. Ведь их же после Моцарта никто слушать не будет. Все многолетние труды пропадут даром. А дети Моцарта его талант не наследуют, это ж всем известно. И поскольку Сальери лучше всех понимает этот расклад, и, кроме того, пользуется безграничным доверием Моцарта, то именно Сальери призван избавить человечество от этого вредоносного исчадия ада.
То есть такой человек, как Сальери оспаривает решение, которое ему присудила Судьба. Он не готов смириться и стать вторым, признать свою вторичность и подчинённость. То есть наличие иерархии. Вот он, либерализм в действии.
С 1986 года занимаюсь разбором этой трагедии. Отравляя Моцарта, Сальери выступает против Бога. Нетрудно видеть, что следующим шагом будет отравление самого себя.

У человека, осознанно недовольного судьбой, есть Бог, но он не готов поверить в Его правоту, в Высшее благо, и потому с ним борется. У «психологического взяточника» Бога нет вообще. "Психическое помещение", отведенное для Высших Ценностей у него пустует, и потому он старается задобрить, подкупить непонятную для него Судьбу. Она постоянно окружает "добренького" человека в виде людей, от которых неизвестно чего ждать. Ведь если в человеке нет доброты, как сумеет он увидеть её в других?

В душе у такого человека есть некоторое бессознательное обожествление других людей. Точнее, он в своём бессознательном рассматривает их как своего рода языческих божков, которым надо принести жертву. То есть другие люди – в каком-то роде идолы, через которых происходит общение с Судьбой. Я даю им «психологическую взятку», и тем самым надеюсь, что Судьба это зачтёт.
Но от такой жертвенности до ненависти лишь один шаг. Поскольку это внешняя доброта, она не имеет настоящей основы.

Очень многие, особенно женщины, признают, что Судьба умеет наказывать. То есть верят в Судьбу.

На действительности, у очень многих из нас есть Бог в душе, на самом нижнем, специально отведённом для этого этаже психики. Тертуллиан именно это имел в виду, когда утверждал, что в глубине каждая душа – христианка (Ну, правильный Тертуллиан, домонтанистского периода))

«Есть Бог в душе» - разумеется, несколько резковато звучит. Ведь многие из нас не верят в Бога. Поэтому сформулирую более корректно.

Рассматриваемое «помещение» в душе занято самыми Высокими Ценностями, ощущением Судьбы, внутренней наполненностью, уверенностью в том, что в мире есть Абсолютное Благо, высшее добро. Что добро выше и важнее всего остального.

Высшее добро – не обязательно Бог. Многие из нас не верят непосредственно в Бога, но уверены, что «во Вселенной что-то такое есть, и оно высшее».

Самый глубокий (и самый важный) этаж нашей психики должен быть занят ощущением Высшего Добра. Исходя из этого ощущения в человеке есть «ведание добраго и лукаваго». Мы, оценивая свои или чужие поступки, всегда соотносим их с этим глубинным чувством, хотя и не всегда это понимаем. Такое сравнение чаще всего идёт на уровне ощущения себя хорошим или плохим, не выходит на сознательный уровень. Всем, полагаю, известно вполне определённое ощущение, когда сделали что-то неправильное и гадкое. Вот это трудноописываемое чувство грязи внутри.

Если это есть, то дальше человек может либо жить в соответствии с этим базовым мироощущением, либо начать противодействовать ему, бунтовать, бороться с базовым добром, как это делал пушкинский Сальери.

Если же такого ощущения нет, сбита самая главная система человеческих координат, непонятно, что делать. И тогда это помещение заполняется окружающими людьми, превращающихся в своего рода маленьких божков. Пустота внутри, в помещении, предназначенном для Базового Абсолютного Добра, создает множество мелких божков и заставляет давать им «психологические взятки».

Сформулирую ещё раз. Вся проблема заключается в наполненности самого глубинного этажа в психике. Если ребёнка воспитывали правильно, хвалили и наказывали только по делу, он сызмальства видел перед собою примеры справедливости и добра, а также примеры адекватного наказания зла, то указанное «психологическое помещение» никогда не будет пустым. И если маленького человечка не наказывала злая воспитательница в яслях. И если его (в младших классах) регулярно не избивали в туалете старшеклассники, отбирая карманные деньги, и оставаясь при этом ненаказанными.

Когда ребёнку был явлен и явен пример доброты, то есть превосходство добра над злом, то у него выстраивается система ценностей, связанная со справедливостью. В этом случае в душе не поселится ад. Если же детство было несчастливым, не было явных, простых и убедительных примеров торжества добра, то добро и зло как бы меняются местами. "Я хорошо сделал, старался, а меня наказали". Или наказали ни за что. И так много-много раз. Таким образом задаётся некая универсальная модель на будущее. "Я же знаю, что если я сделаю хорошо, то мне будет плохо. Ну так давай буду делать плохо так, как выгодно здесь и сейчас. Всё равно ничего абсолютного справедливости нет". Именно это имел в виду Достоевский, заявив устами своего героя, что "если Бога нет, то всё дозволено". Подразумевалось Высшее Добро в человеческой душе.

Следует также оговорить, что рассматриваемое «психологическое помещение» не может быть занято неким "абсолютным злом", то есть дьяволом. Это неверно. Там может быть либо Бог (то есть Высшее Добро), либо пустота. Если есть Добро, то дальше человек либо борется с ним, либо его принимает. Где это «переключение» произошло, мы чаще всего не знаем, это обычно никому неизвестно. Это уже подробности конкретного педагогического процесса. Это относится к тому, что можно назвать "загадкой человеческой личности".

Если же у человека нет ни добра, ни зла в этом самом главном «психологическом помещении», то он не становится добрым или злым. Он становится «добреньким», и начинает раздавать всем «психологические взятки», чтобы задобрить Судьбу посредством мелких божков. Думаю, что такого человека даже внешне легко определить - он должен быть очень неуверенным в себе, услужливым и каким-то суетным. Кроме того, он почти наверняка как-то по особенному будет не любить одиночество и тишину. Так что, если человек, с которым вы недавно познакомились очень уж склонен к уступчивости, постоянно стремится вам угодить, если у него с утра до вечера включён телевизор, и даже ночью, когда он спит, играет музыка, если ясно, что он не выносит одиночества и тишины, - присмотритесь к нему внимательно. Может, это "добренький" человек?

Собственно, само по себе это не плохо, и с такими людьми вполне можно жить. Однако не следует забывать, что к "добреньким" нужен особый подход. А именно, вам, скорее всего, придётся быть внешней опорой для его внутренней неуверенности в себе, восполнять внешними средствами то, что отсутствует у него в глубине души, постоянно удерживать его от скатывания в пучину собственных страхов. Почти наверняка он будет - по крайней мере, в начале отношений - постоянно грузить вас своими многочисленными страхами. Вам никогда не приходило в голову, что полную тишину и одиночество могут любить лишь очень сильные люди?

Ещё раз о различиях двух типов психики. В первом случае человек добр внутренне (что не исключает у него проявлений нормальной эпизодической человеческой злости:), потому что у него на базовой глубине есть различение добра и зла. Во втором случае он "добренький" внешне. Потому что внутри него различения добра и зла нету. Там нету вообще ничего, пустота. И нет у него неприятного ощущения, когда совершает грех. Его душа вся растворилась в страхе и постоянном выплачивании "психологических взяток". "Добренький" человек существует в иной, отличной от нас системе душевных и нравственных координат. Его жизнь есть постоянное убегание от опасности и страха, непрерывное забивание внутренней пустоты. А её, как я писал, можно заполнить чем угодно. Добро, зло - в принципе, всё пойдёт.

Нормальный, психически полноценный человек существует в системе нравственных координат. У него есть чёткое различение добра и зла. Когда он творит лукавое, даже вынужденно, у него возникает неприятное ощущение греха на душе. До уровня сознания оно не всегда доходит. Он чувствует, что сделал что-то гадкое, неприятно ему, камень лежит на сердце. Это вполне явное переживание, с которым мало что можно спутать - что наша душа чем-то испачкана.

И это так потому, что у нормального человека есть глубинный внутренний ориентир, с которым он соотносит не только свои поступки, но и поступки других. Когда окружающие творят зло, нам тоже становится от этого неприятно. Мы чувствует это потому, что в нас есть Базовое Добро, его эталон, с которым всё соотносится. Точнее же - такое соотнесение есть функция нашей души, оно происходит автоматически.

У "добренького" человека этого базового эталона нет. У него внутри пустота. Но на что тогда он ориентируется? Какие у него есть ощущения при совершении плохих или хороших поступков?

Его основное ощущение - это пустота и страх. Его жизнь - постоянная гонка, чтобы забить этот страх перед пустотою, давая всё новые и новые "психологические взятки". Этот страх внутренней пустоты тоже не доходит до сознания.

У "добренького" нет внутри зла. По своей сути, он не злой человек. Но очень важно понять, что доброта его - внешняя, не имеющая базы, и потому в любой момент может превратиться в свою противоположность. А ощущение внутри никак не изменится - так и останется пустотою. В отличие от психологической нормы, тяготящейся грехом. И я не уверен, что "добренькому" человеку доступно раскаяние. На основании чего будет он каяться? Ведь ощущения греха, тяжести на душе нет.

Как мы различаем чёрное и белое, у нас есть чёткое ощущение зла и блага. У "добренького" же человека нет чёткого их различия, он же живёт прежде всего пустотою и страхом. Это и есть его жизненная система координат. Уже из неё вытекает желание в данной ситуации поступить так, чтобы чувствовать спокойствие на душе. То есть отсутствие страха. Не знаю, как поточнее обозначить это. Ради выгоды? В общем, нормальный человек ведёт себя по разному. Он может быть злым, добрым, умным, глупым, эгоистом, альтруистом... "Добренький" человек борется со страхом и пустотою в душе. На это уходят все его силы.
Тем не менее провести грань между альтруистом и "добреньким" вполне возможно. Если отказаться от помощи настоящего альтруиста, он пойдет себе дальше по жизни и поможет кому-то другому, не напрягаясь. Если попытаешься отказаться от помощи и услуг "добренького", он вымотает душу и другому человеку, и себе.

«Добренький» человек всегда слабый. Это сейчас он раздаёт «психологические взятки». А в критической ситуации без зазрения совести может подложить огромную свинью. Ибо ощущение базовой пустоты и вытекающего из неё страха так и остаётся неизменным. Что ни делай - доброе, злое - страх и пустота остаются всегда.

Почему ребёнок боится темноты? Потому что там не поймёшь что, там пусто. Ребёнок ведь страшится не темноты самой по себе, но неизвестности. Пустота и есть такая неизвестность. По этой же причине мы боимся смерти.
Не только природа, но и наша душа - часть её - боится пустоты. Точно такой же страх пустоты у "добренького" человека. Что делает ребёнок в страшной темноте? Начинает громко говорить, чтобы забить свой страх. Что делает "добренький" человек? Раздаёт "психологические взятки".

Нас делает сильными только Добро. Лишь высшие ценности дают человеку настоящую силу. И настоящую уверенность в себе.

К слову, это ощущение некоего Высшего добра вы в себе всё время ощущаете. А говорили, что неверующий)))

"Какой тип педагогических ошибок приводит к появлению "добреньких"? Это же очевидно. Когда ребенок должен заслуживать внимание и любовь родителей. Когда воспитание строится по схеме: "Скажи спасибо, что мы тебя вообще на свет родили. Ты нам обязан. А мы еще подумаем любить тебя или нет." Любовь к ребенку должна быть безусловная. Просто за то, что он есть. Также как и к своим близким. Но, мы все время скатываемся в состояние мелкой торговли чувствами.
В детском доме-то тоже дети все время слышат упреки: "Скажи спасибо, что тебя вообще тут кормят. Иждивенец." Вот человек всю оставшуюся жизнь и пытается заслужить наше внимание, нашу дружбу.

Я знаю одного человека, у которого очень авторитарная мать, которая все время твердила ребенку о его недостатках и изводила всю семью (отца просто-напросто не любила. Причина всегда проста. Под носом был другой человек, за которого чуть не вышла замуж, а он стал успешным. Как итог - ненависть и злость к детям и мужу за то, что ее судьба состоялась не так). Ребенок вырос умным, образованным, жутко неуверенным в себе, но компенсировал это все сверхобщительностью и услужливостью. И попробуйте не принять его дружелюбия и услужливости, на вас тут же обрушится ледяная ненависть, хорошо скрываемая. И тонкие, язвительные уколы. Вообщем, жесть.

И как себя не так повели родители? Что советовать родителям? Не жить во лжи? Любить своих детей просто за то, что они есть? Любить их такими какие они есть?

Знаете, я теперь сталкиваюсь с больными детьми, чаще, чем раньше. И вот я действительно понимаю, зачем они рождаются на свет (раньше для меня это было пустым, красивым звуком): потому что они никогда не оправдают ваших надежд, не станут такими как все, а вы обречены их любить. Вот такими, больными, обузой. Вот и видишь настоящую любовь, когда ты ничего от него не ждешь. Просто любишь за то, что он есть. Страдаешь, конечно. Вообщем, глаза у этих матерей совсем другие. А мы здоровых получаем, и калечим их. Из поколения в поколение. Да что тут говорить. Больная тема, вообщем.

Да, и про отношение к такому вот "добренькому". Тут еще вот что может быть: человек, чувствует, что его оплетают, заискивают, жаждут дружбы, а в ответ хочется оттолкнуть, отвязаться. Фальшь чувствуешь, противно, не хочется. На самом деле может эта такая же реакция, как и на нищих? Что, мол, тут просите? Самим не хватает. Бросили копейку и пошли с мерзким чувством. Лучше бы не попадался на глаза, настроение не портил своими культяпками и просьбами. Так и тут. Просто не хочется нянчится с человеком и в причинах доискиваться. ЧТо там у него, почему он так делает. Вот я тоже с тем своим знакомым человеком, не хочу разбираться что с ним и как. Мне не хочется возиться, терпеть, делать вид, что мне это нужно и приятно. Мне хочется обидеть и оттолкнуть. Вот и получается, что в итоге это моя проблема, в самой себе. А не этого "добренького" человечка." (Добавление от читателей).
Tags: богословие, диктофонные записи, педагогика, психология, философия
Subscribe
promo kot_begemott august 8, 04:34 123
Buy for 50 tokens
Если можете, поддержите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments