Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Categories:

Метафизика развода


В лучшей, возможно, книге, посвящённой психическим проблемам развода («Дети разведённых родителей: между травмой и надеждой») Г. Фигдор убедительно доказывает, что один из родителей - обычно тот, с кем остался ребёнок, то есть мать - начинает восприниматься в сознании этого последнего как олицетворение идеи долга и многочисленных ограничений. В то время как отец, к которому ребёнок приезжает на выходные начинает восприниматься как олицетворение принципа гедонизма, ни к чему не обязывающего удовольствия от жизни, наслаждения. Такое ролевое и функциональное разделение практически неизбежно, и может быть преодолено (и то не всегда) целенаправленными и осознанными усилиями.

При разделении единой христианской Церкви происходит то же самое. На обломках былой "дружной семьи" возникают две цивилизации, одна из которых обязательно будет жить ценностями, связанными с исполнением своего долга, с наложением многочисленных ограничений, а другая будет ориентирована на наслаждение жизнью и бесконечный комфорт.

Фигдор утверждает, что родители ребёнка - как в полной семье, так и после развода должны быть единомысленны и составлять единую волю в воспитании ребёнка. Дабы у него сформировалось правильное мировоззрение, правильная система ценностей, нормальная психика, да и вообще чтобы он не разбаловался.

Точно так же и в плане "воспитания" всего человечества. Этим, в идеале, должна заниматься единая цивилизация, выросшая на основе единой христианской Церкви. Основанной единым Сыном Божиим. "На камне сем..."

Разделение происходит именно по линии между наслаждением и долженствованием. При разделении единой Церкви её восточной части досталось понимание долженствования, служения высшей идее, которая перешла в нашу восточно-христианскую цивилизацию. Если наша цивилизация изменит этой жизненной парадигме доложенствования, то она погибнет. Будет проглочена соседями, преуспевшими в искусстве "глотания".

Католичеству досталась римская идея наслаждения, и она целиком и полностью перешла в западную цивилизацию. После разделения Церкви она расцвела махровым цветом.

При любом таком разделении водораздел произойдёт именно между удовольствием и служением идее, то есть долгом. Думаю, эти две характерные черты должны просматриваться и в иных конфессиях при их разделении. Деление именно по этому принципу вполне закономерно, по другому быть и не может.

Если бы разделения Церкви не произошло, то и цивилизация, формирующаяся под влиянием единой Церкви, была бы совершенно иной. Принцип наслаждения в ней также наличествовал бы, но в неявном, неразвитом виде, как некое подспудное искушение, с которым - каждый по мере сил - стараются бороться. После разделения этот принцип не только выплыл на поверхность, но и обрёл собственную свою органику - Запад.

Однако нетрудно видеть, что и деление Церкви происходило под уже формирующимся стремлением её западной части к восстановлению реалий римского мира. Ну и восточных интенций, разумеется. Однако сначала всё это было в зачаточном состоянии, и обрело необходимые формы и возможности для развития именно после разделения Церкви. Так что разделение Церкви лишь подчеркнуло различия между христианским Западом и Востоком, и окончательно развело их в разные стороны. В этом смысле оно было повторением грехопадения Адама и Евы.

Тот, с кем живёт ребёнок постоянно (всё время), олицетворяет собою долг. Тот, к кому он приезжает эпизодически, связывается в восприятии ребёнка с наслаждением жизнью. Поскольку ребёнок приезжает редко - раз в одну-две недели, то от него не слишком многое требуют. Таким образом, сама ситуация развода ведёт к баловству ребёнка. Для преодоления такой разбалованности разведённым родителям необходимо интенсивно сотрудничать в воспитании (Фигдор приводит примеры и общие принципы такого сотрудничества).

Нетрудно видеть, что "дети" некогда единой христовой церкви достались Православию. Занятно, что как и в случае с мужем и женой, каждый обвиняет другого в развале семьи. Мать говорит детям: "Отец бросил нас". Отец считает, что его выгнали.

Каждый убеждён, что без него единая некогда семья лишилась самого главного. Отец - что семья осталась без руководящего и напраляющего центра. Без того, кто даёт семье социальный статус и фамилию. Кстати, это правда.
Мать убеждена, что семья - это она сама + дети, и что существование отца вне семьи бессмысленно. Это неверно, так как у отца может быть своё призвание, которое он реализует теперь вне семьи. Однако это своё призвание, свой внутренний огонь практически невозможно передать детям в ситуации развода.

Точно так же Православие считает, что католичество откололось от церкви, а католичество - что православие. Это был развод в чистом виде. С той лишь разницей, что наш Запад весь ушёл в свой эгоизм и не заморачивается проблемой, что у него осталась жена и дети. О своём долге перед Богом он окончательно теперь забыл.
А христианский Восток остался с детьми. Однако как может воспитать женщина? Воспитывает живой пример личности-мужчины; женщина органичивается прививанием навыков и (чаще всего неубедительными) нравоучениями. Так и христианский Восток начал вырождаться в направлении чистого обрядоверия.

Не говоря о том, что теперь, когда соблазны западной красивой и сытой жизни обрели явный характер, христианский Восток постоянно подтачивает соблазн стать Западом, отказаться от своего служения, и даже от детей, и отдаться миру наслаждений. "Чем я хуже мужчины? Почему я не могу, как он?"

Каждый должен оставаться на своём месте. Если восточно-христианская цивилизация утратит свою идентичность и постарается примкнуть к Западу, то кому же тогда достанется идея долженствования? Мусульманам, что ли? А может, Китаю? Что произойдёт, если о деле нашего Отца все позабудут?

В идеале, конечно, должно быть наоборот: дети принадлежат главе семьи, отцу. Но при разводе всё меняется местами. Точно так же и западное христианство изменяет своему главному призванию - хранить идею единства, и в то же время, быть проводником инноваций.

Именно в результате "развода" Церкви Запад трансформирует свою сущность, из мужчины он превращается в женщину, с её изначальной склонностью к красивой жизни и наслаждениям. В то время как России достались мужские ценности. И в развитии христианского мира России надлежит выйти на первый план. Это её долг перед Богом.
Tags: ecclesia, Восток - Запад, идеология, ссылки, философия, христианство
Subscribe
promo kot_begemott august 8, 04:34 123
Buy for 50 tokens
Если можете, поддержите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments