Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Categories:

Мода как внутренняя пустота


Давно размышлял над феноменом моды. Почему она возникла? Какова необходимость в ней? Ведь если она существует, значит, она удовлетворяет какому-то противоречию в человеческой душе. Поскольку по Гегелю всё возникает как ответ на некое противоречие. Именно нехваткой объясняется возникновение нового.

Получается, что человеку (и шире – народу, всему человечеству) в душе чего-то не хватает, и эту пустоту он и стремится заполнить модой. Кроме того, мода – это постоянная изменчивость. Человек постоянно стремится к какой-то новизне, имеет в ней потребность.

Будем рассуждать от противного – что человек должен иметь, чтобы у него не было потребности в моде? Какое пространство в душе должно быть заполнено, чтобы не возникло необходимости заполнять его погоней за внешним видом? Каким должен быть человек, лишенный потребности в непрестанном изменении своего стиля?

Стремление к моде в большей степени свойственно женщинам, чем мужчинам, больше подросткам, чем взрослым, то есть людям менее внутренне устойчивым, более нуждающимся во внешнем самовыражении, имеющим большее стремление к новизне как таковой. Это как раз те качества, которые в большей степени свойственны женщинам, нежели мужчинам.

В стремлении к моде скрывается то же явление, что и в недавно рассмотренном феномене «добреньких» людей. У гонящихся за новизной (как правило, это женщины, поэтому будем говорить здесь о «коллективной женщине», о «женщине» как всем человечестве) нет в душе какого-то наполнения, которое есть у относительно равнодушных к моде.

Женщина «забивает» модной одеждой некий внутренний страх. Если она долго не покупает обновок, то начнет испытывать дискомфорт. Таким образом, мода своим возникновением обязана внутренней слабости человечества. Человечество не является в этом смысле «мужчиной» - внутренне уверенным и не нуждающимся во внешних подпорках. Человечество – это неуверенный «мужчина», то есть мужчина, испытывающий страх.

Апостол Пётр, обращаясь к женщине, говорил "Имже да будет не внешняя, плетения влас и обложения злата, или одеяния риз лепота, но потаенный сердца человек, в неистлении кроткаго и молчаливого духа, еже есть пред Богом многоценно" (1. Пет. 3:3). Мода возникает именно как отсутствие Бога в душе, как результат маловерия. Если у человека вера глубока, он становится внутренне уверенным, и не нуждается во внешних имитациях уверенности. Человек, уверенный в высших ценностях, не нуждается в моде. Существование самого это феномена говорит о том, что в человечестве есть страх, и нет истинной веры и истинной уверенности в себе. Не случайно далее Пётр продолжает: вы - духовные наследники древних примеров благочестия, "благотворяща и не боящаяся ни единаго страха" (1 Пет. 3:6). Именно этот страх и имел в виду апостол.

Но как выглядит абсолютно уверенный человек, совершенно не нуждающийся во внешних подпорках? Ведь всю человеческую деятельность можно свести к компенсации внутренней слабости или пустоты. Я тоже пишу тексты по сути от некоей внутренней неуверенности. Значит, абсолютно уверенный человек, не имеющий этой самой внутренней пустоты и страха не делает и не желает ничего, как Будда.

В нашей православной культуре наиболее близко к этому идеалу монашество. Абсолютный монах не нуждается вообще ни в чем, кроме Бога, и это совершенство достигается прежде всего послушанием духовнику и смирением. "Послушание выше поста и молитвы".

Представим себе этого достигшего абсолютного совершенства христианина. Он идет к своему духовнику, и спрашивает у него, как ему жить. Человек уже видит духовными очами горний свет, молитва Иисусова автоматически в сердце совершается... Вроде как ему уже ничего не нужно, остаётся только сидеть под деревом, да общаться в Богом смотреть на свой пупок и говорить "ОМ")) Нужна ли такому человеку мода?

Духовник, понимая, что перед ним совершенный христианин, может благословить только на одно – начать служить другим, передавать свой опыт, духовно окормлять людей, исцелять их души. И "абсолютный христианин" станет делать именно это, причем не из ощущения своего совершенства (такого ощущения у него и нет), а из послушания. Самому праведнику это было бы уже не нужно. Возможно, все немного иначе, и совершенный христианин напрямую может получить это задание от Бога. Здесь важно провести отличие христианской культуры от буддизма.

Самое главное то, что наш "абсолютный христианин" будет делать это из смирения и послушания. Между тем, большую часть дел мы совершаем по гордости, для самоутверждения, или для удовольствия. Моцарт писал музыку потому, что это приносило ему наслаждение, это было его душевным развлечением. А Сальери писал из гордости, чтобы достичь композиторских высот и стать лучшим. В христианстве же все творчество – из смирения, как путь осознания и преодоления своих недостатков, это творчество совершенно иного качества.

Человечество нуждается в моде потому, что оно слабо в вере. В этом смысле человечество – «коллективный добренький», просто это качество существует в неявной форме. Посредством моды человечество забивает страх внутренней пустоты.

И прежде всего так поступают женщины, поскольку их вера еще меньше, и у них нет внутренних моделей для понимания того, что такое Бог, они не мыслят подобными абстракциями. О том, что такое женское христианство я уже много раз писал.

Мода изобличает вовсе не творческие потенции, но маловерие человечества. Его неспособность творить Божью волю.
Tags: М_и_Ж, диктофонные записи, религия, философия, христианство
Subscribe
promo kot_begemott december 12, 04:34 123
Buy for 50 tokens
Если можете, помогите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments