Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Category:

Коррупция, либерализм и человеческая натура или Почему невозможен социализм


Вынесу ответ на комментарий анонима. Решил раз и навсегда сформулировать свою позицию, чтобы не было больше вопросов.

Взяточничество и коррупция - однозначное зло. Однако в рамках либеральной парадигмы бороться с ними невозможно. Эта борьба обречена, и причины я изложил в комментариях выше. Кстати, не смогли победить её и в Российской Империи, и даже при Петре I, а у него какая уж была харизма. Любая борьба со взяточничеством обернётся тем, что взяток будут брать меньше, но берущих станет больше - в соответствии с тем, что пишет Аузан.

Не следует считать русских хуже всех. Не нужно говорить, что у нас самое ужасное взяточничество. Взяточничество и коррупция существуют везде, но в странах Запада они принимают более изощренные формы. В Европе та же самая диаспора чурок скинулась бы на хорошего адвоката, и результат дела был бы тот же самый. Но внешне всё выглядело бы вполне законно - ведь судье никто не заносил. Адвокаты перечисляют часть гонорара в особый фонд, откуда деньги идут судьям, судьи об этом знают, и заинтересованы в том, чтобы дело выиграл дорогой адвокат. А ещё там искусственно затягивают следствие, чтобы выжать из истца-ответчика побольше. Поэтому дорогой адвокат - почти всегда гарантия выигранного дела. Вот одно из описаний правосудия в Америке:

«Я заметил странное пересечение взглядов моего лоера и лоера противоположной стороны. Тогда не придал этому значения…
Наконец, нашли документы. Приходим на суд. Смотрю, подбегает какой-то клерк, и мой лоер тоже что-то ему шепчет. После этого мы сидим, а нас все не вызывают и не вызывают. Потом уже я узнал, что между судейскими и лоером бывает такой сговор: лоер платит какие-то небольшие деньги клерку и тот обещает вызвать его подзащитного последним. Лоеру это выгодно: восемь часов просидел – 1600 долларов в кармане.

Иногда лоеры затягивают процесс до тех пор, пока у клиента все деньги не кончатся. После чего вас просто бросают. Эти адвокаты платят судьям, клеркам, сговариваются с лоерами противоположной стороны и тянут, тянут, тянут… Есть такой анекдот в Америке. Молодой лоер хвастается старому: «Я только что выиграл такое дело!» – «Ну и дурак! На этом деле ты мог бы всю жизнь кормиться!».

И тогда я набрался злости и решил добиться справедливости. Нашёл в библиотеке федерального суда Манхэттена книгу одного профессора «Как самому подать в федеральный суд». Изучил её… Забегая вперёд, скажу, что теперь эта книга – секретный документ, её никому не выдают.
– То есть как?
– Ну, я потом попробовал её взять ещё раз, но не нашел в каталоге, изъяли. Спросил знакомую девочку из библиотеки, в чём дело, она подтвердила, что книга изъята из свободной выдачи. Дело в том, что американские суды очень не любят дел «pro ce», то есть поданных гражданами без помощи адвокатов. Потому как вся судебная система Америки построена на том, чтобы дать заработать адвокатам. А уже через институт лоеров идут взятки судьям, клеркам и так далее. Судьи страшно не любят, когда человек ведет дело «pro ce». Даже несмотря на то, что таких дел в Америке ультраничтожное количество… И ещё один важный момент, почему судьи ненавидят дела «pro ce». Человек, который ведёт дело самостоятельно, неуправляем. А любой лоер очень даже управляем – через коллегию адвокатов, например. Если в федеральном деле, связанном с госбезопасностью, прокурорам справиться с лоером не удаётся, его просто убирают из дела через коллегию адвокатов за какую-нибудь мифическую «неэтичность».

Нет, какое-то правосудие в Америке, конечно, возможно, если это громкие дела, получившие огласку. А в обычной практике судьи хамят, опаздывают на заседания, воруют документы из дела. Воровство судьями документов вообще стандарт судейского поведения в США. Рассчитано всё на то, что вот судья какой-то документ украл, а ты потом годами, десятилетиями добивайся справедливости. Как-то мне попались в газете слова певицы Аиды Ведищевой, я их даже записал: «Когда я разводилась со своим американским мужем, на моей стороне была правда, а на его стороне были деньги. У меня было 25 юристов, которые раздели меня до нитки. Я проиграла. Я не судилась за деньги. Я только хотела узнать, на каком этапе можно добиться правды в США, всё ли здесь значат деньги. И после того как у меня прямо в зале суда пропали документы, я многое поняла»
(Нашёл в Сети).

Об этом все на Западе знают, и помалкивают, осуждая нас прежде всего потому, что у нас другие, менее изощрённые формы взяточничества. И ещё призывают к большей открытости! Мол, у них-то всё открыто да прозрачно… И действительно: выглядит всё очень цивилизованно, деньги перечисляются через особые фонжы, никто никому не заносит... Почему-то полюбили все это слово - "цивилизованно".

Но у нас обо всём этом не знают, и судят о взяточничестве как о каком-то особенном зле, причём с точки зрения абстрактной абсолютизированной законности, которой нигде в мире не существует. Вообще нигде. Ах, какой кошмар, кавказцы занесли и купили следствие! Во всём мире было бы то же самое, только покупка была бы в разных формах. И в чём тогда разница?

За преступление нужно наказывать. Но наказание бывает разное. При либерализме и монетарном мышлении, монетарном измерении всего на свете, оно выражается в том, что родственникам кавказцев пришлось заплатить кучу денег, чтобы выкупить своего. Это тоже, в некотором роде, наказание. Да, деньги пошли судье и тем, кто его крышует. А на Западе - не так? Там тоже деньги пошли бы адвокату, а часть гонорара - судье. А не смог наскрести на хорошего адвоката - сиди в тюрьме.

Взяточничество при либерализме есть неизбежное зло. Да не будет для нас секретом, что в мире существуют неизбежные виды зол, например, болезни. Их лечат, но человека в целом не вылечивают - он потом всё равно умирает. Взяточничество также не будет искоренено до конца. Не надо быть идеалистами. Потому что оно коренится в самой глубине нашей натуры.

Но никто этой картины в целом не видит. Все, как бабы, зацепляются за внешний факт взяточничества и начинают вопить: ах, какой ужас! Смотрите, какие нарушения закона!
А ещё до 1917 года были такие абстрактные гуманисты, они тоже вот так осуждали отдельные факты русской жизни и судили их с точки зрения некоего идеализированного Запада. И доосуждались потом.

В Вашем конкретном случае единственный выход был - вывести 10 тысяч человек на площадь в ближайшем городе, придать делу максимальную огласку (кстати, и в Америке то же самое советуют). Создать из добровольцев, друзей и родни потерпевшего постоянно действующий комитет за контролем над следствием. Войти в этот комитет. Тогда исход мог бы быть другой.

Есть ещё иной вариант, назовём его условно "кавказским" (хотя лет 200 назад он русским вполне подходил) - всем этим 10 тысячам человек собраться по 100 рублей и тоже занести судье. Но это невозможно, и все понимают, почему. Потому что мы не кавказцы. Да и тот, кто собирает, половину положат в карман.

Любые другие способы борьбы существуют только в головах абстрактно мыслящих умников, которые считают, что со злом нужно бороться потому, что оно зло. Вырывая это зло и эту борьбу из общего культурного и проблемного контекста.

===А то вот даже закуситься боишься порой с таким "горным орлом", даже если за правду - ну драка, телесные повреждения, - за него дадут, за тебя - нет. Здравствуй, небо в клеточку, да ещё и виноватым окажешься.===

Разумеется. Но куда большим злом будет, если в результате таких эксцессов вся Россия восстанет, и к власти придут националисты. Тогда кавказцев либо не будет вообще, либо они будут ходить полностью зашуганные и мести улицы, а не работать в милиции, судопроизводстве, не контролировать банки и торговлю. Поэтому нельзя вопрошать, "если мне кто объяснит, как эта история со взятками пошла на пользу России, буду благодарен". Это неверная постановка вопроса. Речь в моих коммах шла о том, не была бы большим злом борьба со взяточничеством, причём борьба особого рода, разрушающая куда более важные основы русской жизни.
Кстати, Гитлер еврейских банкиров Германии не трогал, Вам это известно?

Именно поэтому в самом скором времени русские будут либо полностью зашуганы и опускать глазки перед любым кавказцем. Либо создадут какие-либо самоорганизованные группы, которые будут наказывать кавказцев, уклонишихся от официального правосудия. Суды Линча.

===Кстати, слышал, что у многих чиновников мечта - перевод на Кавказ. Просто манна небесная. Я у одного спросил, мол, ты же языка не знаешь, что ты там науправляешь? А в ответ - и не надо языка, посадил местного заместителем, официальным или нет, и подписывай бумажки, что он приносит, да деньги греби лопатой. А что, тоже России на пользу===

России на пользу присутствие Кавказа в наших границах. Ради этого нам приходится терпеть их специфический уклад, присутствие (чаще всего негативное и неконструктивное) в нашей жизни, а также то, что, например, большинство воров в законе были грузинами. И мы будем всё это терпеть. По принципу, который сформулировал один американский президент: "Он сукин сын, но он наш сукин сын". И сукина сына не переделаешь, можно только сделать своим. Кавказ - наш сукин сын, и это хорошо. Ради этого его и завоевали. Русской кровью, кстати говоря.

От этого нужно отталкиваться, а не от абстрактной идеи беззакония на Кавказе или кавказского беззакония в России. Там всегда так было, они неисправимы. А у нас ещё можно исправить кое-что.

===Один из отрицательных героев (убеждённый западник) у Достоевского говорит, что "русскому человеку честь - одно только лишнее бремя". Потом ещё Булгаков эту фразу вспоминает и называет паскудной. Может, и её стоит принять как аксиому и увидеть в ней "особый русский путь"?===

Наконец-то мы подошли к самому главному. К особому русскому пути. Любимая моя тема))
Россия уже 20 лет идёт не по какому-то особому пути, но всячески, во всевозможных отношениях, пытается копировать Запад. Результат - взяточничество, коррупция, да и тот самый произвол кавказцев, который никому не нравится. Однако утверждаю, что победить взяточничество в этих условиях и на этом пути невозможно. Не пересажаешь же всё население страны? Потому что берут все, и будут брать, несмотря на любую борьбу, ввяжись в неё хоть сам Путин. Эта борьба заранее обречена. А кто не берёт - я, например - просто отказались от должности начальника.

Если человек станет чиновником, то будет брать. Это неизбежно. Совершенно то же самое было и в Российской Империи. И в Киевской Руси. Даже хуже было.

Невозможно бороться со взяточничеством в нынешних идеологических условиях. Невозможно говорить всем, "живите в своё удовольствие" и одновременно отказывать в необходимых для этого инструментах. Если вам поставили задачу вскопать землю, но не дали лопату - вы же сами её сделаете из подручных средств, верно? И не будете думать, насколько она соответствует ГОСТу на изготовление лопат - поскольку думаете больше о поставленной задаче. Как смогли, так и сделали.

То же самое со взяточничеством и коррупцией. Если не хочешь, чтобы не брали и не откатывали - задачу соответствующую не ставь. Не утверждай, что самое главное - свобода и удовольствия отдельного человека. Что это высший смысл, ради которого мы и живём. Что именно в этом главная цель человеческой жизни. Законы, сами по себе, не воздействуют на мораль индивида. Куда большее влияние имеет господствующая идеология, то, что принято всеми. В условиях либеральной идеологии взяточник не может испытывать самомалейшие угрызения совести. Русский человек куда больше верит в общественную мораль, а не в закон.

Стало быть, надо изменить идеологические основы общества. Именно основы, потому что те самые понятия чести - не главная, но лишь составная часть. Невозможно приучить всех к понятиям чести напрямую - точно так же, как нельзя лечить воспаление снижением температуры. Честь сама по себе вторична, понимаете? Её нельзя привить только потому, что это вот такое хорошее понятие и многим хорошим людям нравится. Этого недостаточно. Социальные процессы так не организовываются. Хорошие люди - не начальники, ничего не решают. А у начальников этой чести уже нет. И не может быть.

Люди - в смысле не отдельные выскочки, а основная масса, ибо думать нужно прежде всего о ней - живут честью не сами по себе, потому что им это понятие нравится и вообще так воспитали родители. Но только если понятия чести включены в общий идеологический, принятый всеми, контекст. И включены в качестве необходимой составной части. В нынешний же идеологический контекст понятия чести не вписываются совершенно. Над ними смеются - причём те, кто принимает решения. Именно поэтому честь на Руси "лишнее бремя".

Те, кому честь потребна, ничего не могут сделать. Те, кто могут сделать - не имеют потребности в чести. Это несовместимые вещи. Но несовместимые только при либерализме.

Следует изменить идеологию всего общества. Именно идеологию в целом, а не вводить понятия чести напрямую, да ещё наказаниями и посадками, то есть палочными методами. Тем не менее, многие предлагают именно это. Во имя законности хотят пересажать всё общество. Вместо того, чтобы задуматься об идеологических реформах.

Но идеологию нельзя изменить произвольно, принять как закон, саму по себе, ввести сверху, только потому, что в обществе есть люди, которым вздумалось столь высоко её ценить. А ценят её потому, что не стали чиновниками, кстати говоря. Стали бы - так иначе начали бы петь. Думаете, эти люди чести - из какого-то особого теста, не из того же, как миллионы чиновников? Не нужно ставить себя столь высоко. Или быть настолько наивными. Нужно думать о проблеме в целом, охватывать весь контекст проблемы.

Маркс писал, что идеология относится к надстройке. Она вторична от базиса. Нужно сначала изменить базис. Иными словами, следует коренным образом перустроить общество. Нужно построить такое общество, при котором чиновники не смогут злоупотреблять, как минимум, в нынешних масштабах. Только после того, как базис общества изменится, можно менять надстройку. Или иначе: сначала ввести надстройку, но во имя её, под её флагами, начать коренное переустройство базиса общества.

То есть нам нужно как минимум - пересмотреть итоги приватизации (поскольку это базис самой воровской системы - ведь на высших эшелонах власти находятся люди, которые во всём этом участвовали, а потом их сменят их же дети). А как максимум - перестроить общество на социалистических началах, когда основные средства производства принадлежат народу. Общество, провозгласившее главным не удовольствия индивида, но справедливость. Невозможно взять да и привить людям понятия чести, при этом ничего более не меняя.

Люди, которые об этом задумываются понимают, что и в этом случае формы кумовства и взяточничества останутся. Потому что люди везде одни и те же. Ничего не изменит социалистический перворот. Да, изменятся формы собственности, но человеческая природа-то останется прежней, и начнёт требовать своё. "Гони природу в дверь - она влетит в окно". И такое общество будет заново обречено, как был обречён и СССР. А как сделать его жизнеспособным и конкурентоспособным, никто не знает, ибо никто не представляет механизм, который смог бы в значительной степени компенсировать пороки человеческой натуры.

Социалистический эксперимент провалился, и где гарантия, что общество, построенное столь высокой ценой, не будет снова нежизнеспособным? Именно поэтому к идеям социализма относятся с настороженностью. Слишком высока цена, уж если рисковать, так гарантированно. "Революций бескровных не бывает".

Именно этим объясняется некоторая... скажем так, нерешительность, неуверенность Зюганова. Отсутствие боевого духа в его глазах. Ибо чувствует, что дело не имеет важной - если не самой важной - составляющей. И отсюда же его нежелание брать власть. Именно поэтому все относятся к нему иронически - не чувствуют его собственной увернности в победе. Ибо если нет правильного понимания, куда идти - в нашем случае, непонятно, как бороться с человеческой природой - победа невозможна в принципе.

Захвати сейчас власть революционеры - всё будет то же самое. Ну, может, лично он не будет жить на откатах. Но общество в скором времени скатится к тому же бардаку, что был в СССР. И Зюганов это чувствует, хотя, возможно, не признаётся в том себе. Кстати, поэтому же и в народе нет сколько-нибудь заметных революционных интенций. Русские уже накопили социальный опыт, хорошо знают, чем он может окончится. Зачем наступать на грабли воторой раз?

В Беларуси, например, существует иная форма вымогательства, я намеренно цитировал коммент в виде отдельной записи. То есть вымогать всё равно будут. Совершенное общество построить невозможно. И одною из главных ошибок большевиков было непонимание этого факта, специфический максимализм. Большевики - а равно и Маркс, на которого они молились - не учли один из самых главных факторов. А из него уже понаделали бессчётное количество ошибок. Типа, если изменить формы собственности, то все недостатки - как капиталистического общества, так и человека вообще - автоматически исчезнут. Марксизм-ленинизм был классической утопией. Нам на лекциях в МГУ рассказывали о ленинском подходе к проблеме: "сначала нужно захватить власть, а там посмотрим, что делать". Захватили, и что? Сама "ленинская гвардия" тут же зажила в особняках с прислугой, стала ещё хуже брать взятки, и потом всё покатилось по наклонной. Собственно, иначе и быть не могли - высочки, parvenue никогда не отличались высоким благородством. Это последне должно настаиваться в поколениях, как хорошее вино. Истории о высокой идейности большевиков первого призыва - не более, чем миф.

Задача "воспитания нового человека" была поставлена только на словах, поскольку истинного понимания человеческой природы не было. Всё это понимали наши философы, но их же в качестве экспертов и консультантов никто не привлёк, а предпочли выслать на Запад на корабле... Всё же самоуверенность большевиков была изумительна...

И потому негативные проявления при социализме - например, проституцию или организованную преступность огульно именовали "пережитками прошлого", что не позволяло со всем этим полноценно бороться. В результате на слишком многое закрывали глаза. Ну как же, ведь мы такие правильные...

Кстати, в московских православных гимназиях точно такая же семейственность и расслабуха. Меня всего аж тошнило от сходства. И в воздухе витает точно такое же самолюбование: а чего напрягаться, у нас же самая правильная вера... В результате дисциплины никакой нет. Самолично вопрошал завуча, почему не заводит дневники... О, как нехватает христианству социализма, а социализму христианства!

В связи с изложенным представляется наивным желание некоторых товарищей сменить путинское руководство. Мол, придут к власти другие, честные люди - и взяточничество сразу исчезнет, из системного превратится в приемлемое, эпизодическое. Ага, щазз. Система снова воспроизведёт саму себя. Скажу более: даже если у власти оказался бы Сталин, то и он ничего поделать бы не смог. Уже писал об этом. Как видите, проблема не решается даже социалистической революцией.

Причём, обратите внимание, не утверждаю вовсе, что ситуацию со взяточничеством изменит сам по себе социализм. Уже была такая утопия - ничего это не изменило. Нужно комплексное изменение общества и самого человека. И у меня лично нет ясной картины, что нужно сделать.

Природа человека неизменна - она одновременно эгоистична и слаба. Это связано с грехопадением первых людей. Следует, таким образом, начать врачевать человеческую природу. Это удобнее всего сделать с помощью христианства. Которое при этом должно быть особым образом переосмыслено, приближено к реалиям наших дней. Именно христианство должно вооружить новых социалистов важнейшими теоретическими положениями о природе человека - тем, что их предшественникам так не хватало.

Важный пример: именно у старообрядцев существует та честь, которая Вам так нравится. Там все невозможно честные, даже купцы. И так всегда было, и сейчас, и даже до 17 года - тогда именно старообрядческие купцы были эталоном порядочности. Однако наше общество не примет старообрядчество как идеологию - оно слишком от него далеко ушло. Стало быть, нужно так переосмыслить христианство, чтобы сделать его и приемлемым для общества, и достичь той самой "старообрядческой цели".

Точнее, нужно не реформировать его, а создать - как бы это выразить? - адаптер между христианством и современной культурой. То есть некая концепция, переосмысляющая христианство и позволяющее понять его современному человеку. Само же христианство следует оставить без изменений.
Tags: За Сталина!, Россия, Русская Идея
Subscribe
promo kot_begemott december 12, 04:34 119
Buy for 50 tokens
Если можете, помогите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments