Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Category:

Город и село в зеркале прогресса и традиции


Рассмотрим традиционную культуру в "чистом виде". С достаточной глубокой древности в традиционном обществе уже существовали города, наряду с сельскими поселениями. То есть, по большому счету вместе с городами появилось и противопоставление городской и сельской жизни и культуры. Города стали ассоциироваться с ремеслами и торговлей, село – с земледелием и скотоводством.

Можно ли считать, что уже тогда сельские жители только и думали о том, что бы перебраться жить в город? Что городская жизнь сразу же, с момента возникновения первых городских поселений, начала считаться более престижной, чем сельская? У Изабеллы Шангиной в книге "Русские девушки" описано, что в конце XIX века для сельских парней считалось очень круто иметь пиджак, смазные сапоги и часы на цепочке, "как у городского". Именно такие парни пользовались у девушек наибольшим успехом. То есть, уже тогда город и его стандарты жизни считались символом высокого статуса. Уехать жить в город означало повышение статуса.

В традиционной культуре такого социального возвышения города над деревней не было. Было бы любопытно постараться воспроизвести менталитет сельского жителя, те черты мировоззрения, которые позволяли держаться своих корней и занятий, не давали уехать в город или стыдиться своего образа жизни. Такую идеологическая формула, в самом общем виде, уже существует: «Где родился, там и пригодился».

Городская жизнь представлялась чуждой, совершенно другой, даже неестественной - мы тут, на земле, всем понятным делом заняты, сеем, пашем, ходим за скотиной, а они там в городе что? Живут в тесноте, непонятно чем занимаются, всякий у них там разврат, и вообще, "всё зло из города". Сельская жизнь, наоборот, считалась правильной, исконной. И вера у нас самая правильная. Не случайно "крестьяне = христиане".

Каждый человек нуждается в определённых мировоззренческих рамках, в том, чтобы понимать, что есть "правильность жизни". Правильность жизни для традиционного человека заключается в том, чтобы продолжать жить там, где он родился и где жили его предки, и заниматься тем, чем занимались они. Любое изменение - это было "неправильно".

В контексте рассуждений о Беларуси я не раз задавался вопросом, каким образом власть могла бы привлечь современных людей к сельской жизни. Рассуждал тогда в первую очередь об экологии – чистый воздух и вода, экологически чистые продукты, хорошие люди, правильные отношения между ними, не испорченные индивидуализмом. Но для традиционного человека этих доводов не существовало. Для них основным доводом было «так заведено», то есть отсылка к традиции, к прошлому, к опыту предков. То есть главным авторитетом было прошлое. Человеку традиционной культуры вовсе ни к чему было что-то доказывать: он прекрасно знал, что в деревне ему лучше. То же самое считал про себя и городской.

При переходе от традиционного общества к современному приоритет меняется – теперь самое главное – это будущее, развитие, прогресс. То, что будет впереди. Современная цивилизация преимущественно городская. С развитием связан именно город. Он является эталоном, символом успеха.

Ранее в моих текстах указывалось, что главное отличие нашей цивилизации - доминирование прогресса над традицией, примат новизны над давно сложившимися, устоявшими формами жизни. В Европе такое "переключение" произошло в эпоху Возрождения, в России - благодаря реформам Петра I. Изменения были самые что ни на есть кардинальные. Коротко их можно сформулировать следующим образом. Если тонет одновременно ребенок и отец, и спасти можно только одного, то женщина традиционного общества будет спасать отца, а женщина "общества прогресса" – наверняка ребенка. Года три назад устраивал опрос среди читательниц, 80% стали бы его спасать.

Для традиционного общества ребёнок был человеком даже не второго, но третьего сорта - что, разумеется, не исключало к нему материнской любви. С ним не цацкались, как сейчас. Было иное отношение к сексу, смерти, труду, различным удовольствиям... Сложно даже вообразить все изменения менталитета, которые с тех пор произошли.
Кстати, именно тогда начал происходить переворот, когда удовольствия стали доминировать над обязанностями, что привело к эффекту, о котором я ранее писал - знатью стали не воеводы, но актёры, вообще деятели искусств.

Можно обожествлять только одно – или прошлое, или будущее.

Однако более всего волнует результат. Если развитие важнее традиции, то и город становится важнее деревни. Следовательно, правильный, полноценный человек - прежде всего городской. То есть самое главное для человека – не отстать от времени, постоянно повышать статус, иными словами, сбежать из деревни в город.

Как только мы переключаем взгляд от прошлого к будущему, мы убиваем деревню. Село начинает восприниматься как что-то устаревшее, а ее жители - второсортными. Провозгласив доминирование развития над традицией, мы убили деревенский уклад автоматически.

Дьявол не в мелочах, он в приоритетах. Если традиция доминирует над развитием, то каждый будет сидеть на своем месте – крестьянин в селе, ремесленник в городе. И все собой довольны. Если доминирует прогресс, деревня автоматически начинает считаться вторым сортом, и люди утекают в города. В обществе, поставившем развитие во главу своего бытия, правильной жизнью оказывается только городская, деревенская же воспринимается как однозначно неправильная. Вспомним показательное высказывание Карла Маркса - "идиотизм деревенской жизни".

"Если удовольствие есть благо, то большее удовольствие есть большее благо". Именно таким образом возникает цивилизация "глобальных кочевников", не ценящих свою родину и постоянно переселяющихся, где лучше. "Ubi bene, ibi patria". Ведь если способность к развитию важна сама по себе, то логично не держаться за свой город и даже страну, а переселиться туда, где "городность" (то есть уровень развития) выше - скажем, из Москвы в Лондон, а из Лондона в Нью-Йорк. Как закономерный результат - перестают ценить своё отечество, постоянно сравнивая его с "более развитыми" державами. На практике это выражается в том, что если ранее девушки предпочитали городских парней в пиджаках, то теперь - европейцев во фраках.
Государствам, находящимся на более низком уровне развития следует хорошо понимать, что в мире, где принята эта парадигма, они оказываются в положении заведомо невыигрышном. И не только по причине "лузерства" собственных парней.

Как можно начать восстанавливать status quo? Начинать следует не с развития патриотизма, а с изменения отношения к развитию как таковому, то есть изменения отношения к деревне. Надо сделать так, чтобы деревня ценила саму себя, но при этом традиционность не «забивала» прогресс.

Как можно было бы вернуть людей в деревню? Надо найти такую хитрую идеологическую формулу, которая заставила бы людей ценить деревенскую жизнь. Причем ни с помощью аргументов традиционного уклада (они однозначно не работают), ни с помощью искусственного повышения «статусности» сельской жизни.

Нужно изменить взгляд людей на самих себя, изменить их самооценку. И одновременно соединить традицию и прогресс. Нужно найти в прогрессе такие элементы, которые позволяют выдвинуть вперед традицию, и найти в традиции такие элементы, которые позволяют оправдать прогресс. На их основании нужно создать такое искусственное идеологическое образование, которое заставит людей ценить деревенский уклад жизни.

Для города и деревни существовали свои собственные формы удовольствия и проведения досуга, которые, возможно, отличаются друг от друга кардинально. Горожане уже не водят хороводы и не ходят в ночное. Ярмарка на престольный праздник местного храма для них не является событием номер один. До тех пор, пока ценилась деревенская жизнь, ценились и формы развлечений – ярмарки, ряженые...

Как только деревенская жизнь стала восприниматься как второсортная, это развлечения были обречены на вырождение, а кроме них, для горожанина в деревенской жизни вообще не осталось ничего привлекательного. Разве только сидеть по избам, пьянствовать, да смотреть телевизор. Завидуя при этом счастливым обеспеченным горожанам, которых там показывают.
Tags: Русская Идея, диктофонные записи, философия
Subscribe
promo kot_begemott декабрь 12, 04:34 120
Buy for 50 tokens
Если можете, помогите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 43 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →