Наказание- практически единственная возможность показать ребёнку, что такое добро и зло.
До определённого возраста - чаще всего довольно большого - рациональные доводы на детей не действуют. На ребёнка воздействуют, скорее, сами интонации, сила и убедительность речи воспитателя.
Когда мы наказываем ребёнка (разумеется, при соблюдении всех условий правильного наказания: сила наказания должна соответствовать величине проступка, наказание должно быть своевременным, чтобы ребёнок понял, за что его наказали, то есть в его сознании и, самое главное, душе должна возникнуть чёткая связка "проступок->наказание") - мы тем самым выстраиваем у него систему нравственных и всех прочих жизненных координат. Скажем, отбирать чужие игрушки нехорошо, спички - не игрушка, болгарку без папы включать нельзя, после обеда следует поблагодарить маму, и так далее и тому подобное.
Либеральный постулат, запрещающий наказания "во имя свободы, поскольку любое ограничение есть зло" на самом деле не ведёт к развитию ребёнка как личности. Поскольку наказание как таковое личность вовсе не подавляет и развитию никак не вредит. Напротив, либеральное воспитание ведёт к тому, что у выросшего человека не будет существовать никаких нравственных координат кроме "свобода-несвобода". То, что связано со свободой - хорошо, то, что её ограничивает - всегда плохо. Будущая личность будет жить по принципу "всё дозволено".
Странно и непоследовательно, что либеральная идеология, столь значительное внимание уделяющая законности, соблюдению законов и, соответственно, наказаниям за нарушение их, тем не менее, в плане детского воспитания от этого наказания призывает отказываться. Почему бы и преступников не воспитывать длинными нравоучениями и оставлением без сладкого?
Кроме всего прочего, здесь имеет место ещё и рационалистический миф - идеализация человеческого разума. Ребёнка воспитывают не логические аргументы и длинные правильные нравоучения, он воспитывается непосредственно - наглядным примером, делом, самой жизнью. А ещё - педагогическими усилиями, поощрениями за успех, за любое хорошее дело, наказанием за плохое.
Рациональные доводы начинают воздействовать на человека тогда и только тогда, когда он задаётся целью саморазвития, то есть не раньше 15-16 лет, когда задаётся вопросом, для чего он живёт. Впрочем, либеральный и рационалистический миф всегда идут в одной связке.
Не следует забывать о народной мудрости, что ребёнка следует воспитывать, пока лежит поперёк лавки. Странно, что либеральная парадигма, которой от силы-то 100 лет, предлагает нам отказаться от тысячелетнего опыта, и предлагает поверить, что рациональное убеждение может быть заменой традиционного воспитания. Если бы это было так, народ додумался до того же самого давным-давно.
Journal information