Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Categories:

Лубочная живопись и эволюция культуры


Что у нас было до лубка? Петрушка (народный кукольный театр), иконопись, резьба по дереву - причём в весьма развитой форме (достаточно вспомнить культуру оконных наличников, резные сани и деревянные игрушки). Эти три жанра были предпосылкой появления лубка.

Каковы истоки народного кукольного театра? Петрушка ведет себя наоборот, пародирует, дурачится. Можно считать его развитием скоморошества, которое является весьма древним институтом.

Откуда могли взяться скоморохи? Ясно, что истоки этого явления уходят в глубину древности и что их начала надо искать в светской «низовой» культуре.

Существовала ли светская культура в древности? Можно точно утверждать, что существовали две власти, две силы – светская власть вождя и духовная власть жреца (условно назовем его так). Жрец заклинал богов и духов, просил у них помощи и благоденствия.

Со временем действия жреца развивались, среди жреческого окружения могли выделиться "консерваторы" и "реформаторы", и соответственно, всегда существовало нечто вроде "оппозиции" жрецу или вожаку, своего рода "альтернативные вожаки", желающие занять его место, критикующие его действия. "Но молодой вожак поставил точку так - уже задумал, как меня убрать".

Всегда, когда есть развитие (даже просто изменения), найдутся те, кто за новшества и кто категорически против них. Кроме того, всегда есть молодая поросль, которая стремится утвердится в племени и требует новизны. Всегда приходит новизна с молодым поколением - это оборотная сторона самоутверждения, стремления занять более высокое место в устоявшейся иерархии.

В любом племени всегда были изгои – слабаки, или уродцы, непригодные для охоты или обычной работы, и потому ищущие альтернативное место в иерархии. Найти себе пару они были не в состоянии - традиционное общество очень серьёзно и даже жёстко относилось к созданию семьи, даже если бы девушка влюбилась в скомороха, то выйти за него ей бы не дали. Работал тысячелетиями отлаженный механизм воспроизведения потомства. Оно должно быть и обеспеченным, и здоровым. Детей в семьях было много, болезненного мальчика и девочку могли сразу начать готовить к монастырю, об этом подробно пишет И. Шангина. Но у таковых был выход и вне религиозной жизни - в анти-религиозной.

Именно такие изгои и могли становиться скоморохами - они развлекали остальных. У болезненного мальчика было больше времени, чтобы развиваться, общаться со старшими (стариками, теми же самыми каликами перехожими) и думать - он же не был принят молодёжным сообществом, основой существования которого было вовсе не развлечение, а нахождение себе пары. Со временем создался и своеобразный канон поведения скомороха, определилась тематика и даже мелизматика его творчества.

Наиболее веселое представление – это пародирование, во-первых, представителя власти (которую всегда не любили), а особенно - священнослужителя, жреца, на радость его "партии недоброжелателей". То есть скоморох – это своего рода "антижрец". Именно роль "антижреца", а не "антикороля", на мой взгляд, более всего выражает суть скомороха.

Самый главный вопрос - почему остальному племени такое высмеивание стало интересно? Почему оно с одобрением стало относиться к дурачествам и пародиям, а не отвергло их как кощунство? Почему общество приняло существование не одного единичного "антижреца"-скомороха, "антикороля"-шута, а целого института, существовавшего в разных странах? Почему на Руси всегда издевались над священниками и боярами - причём не всегда заслуженно? Ведь именно такое общественное одобрение и позволило возникнуть институту скоморошества. Всякая функция стремиться обрести собственную органику.

Тут придется идти еще глубже в понимании нашей души. Человеческая природа двояка. В человеке есть два борющихся между собою стремлений - стремление и к правильному, положенному, высокому (это проявляется в осознании долга, в выполнении положенных предписаний – работать, соблюдать предписанные нормы, религиозные посты и обряды) и тяготение к удовольствиям, которые, в конечном счёте, тяготеют к низменному, к танатосу, к извращению повседневных норм. Эта борьба двух стремлений есть результат грехопадения - до него стремление к жизни явно доминировало над стремлением к смерти.

Эта вторая потребность и выразилась в принятии и понимании роли скоморохов, а для самих скоморохов – в сознательной постановке себя на более низкую социальную ступень... Кстати, церковь мгновенно вычислила демоническую направленность низового смехового творчества, отчего старалась с ним всячески бороться, обычно руками государственной власти - это хорошо показано в картине "Андрей Рублёв" Тарковского:



(Один из монахов посреди представления исчезает, на 5:55 видно в окошке, как он разговаривает со всадником вдалеке, потом возвращается уже после инцидента со стрельцами и старается своих спутников как можно быстрее увести, пока присутствующие в избе не догадались, что "стуканул" на скомороха именно он. Немаловажно, что стрельцы разбивают и музыкальный инструмент, бывший у общины - гусли. Работать надо, а не развлекаться)
Один эпизод из этого отрывка советская цензура вырезала - там, где скоморох показывает голый зад. М.Бахтин пишет о большом значении оголения телесного низа в народной смеховой культуре.


Таким образом, все предпосылки для возникновения лубка уже были налицо: наличие развитой смеховой культуры и наличие готовых объектов для осмеяния.

Надо полагать, что представления скоморохов не были бесплатными - это было нечто вроде наших музыкантов в подземных переходах - кому-то понравилось, проходил мимо да бросил грошик, или хотя бы одарил пирогом (выступления же были на ярмарках, все приезжали со своим товаром). То есть это был, в некотором роде, устойчивый бизнес. Все знали, что скоморох с голоду не умрёт.

Кстати, у Тарковского показано, как мужики-зрители кормят скомороха после его импровизированного представления: дают ему хлеб, лук и кружку с каким-то напитком, скорее всего, брагой. Вообще, сцена со скоморохом выдержана у Тарковского с высокой степенью достоверности. Точно так же этот скоморох бы и на ярмарке плясал, и получил бы ещё больше. Именно так он ощущает себя более востребованным в обществе, в каком-то смысле даже статусным персонажем, поскольку находится в центре всеобщего внимания, и, кроме некоторой самореализации, получает воздаяние за свою деятельность. Это уже не забитый маломощный работник, который держится на отшибе. Так что, похоже, мне удалось доказать, что у слабосильного деревенского парня прямой путь либо в монастырь, либо в скоморохи.

Отсюда недалеко до того, чтобы "закрепить" этот бизнес на деревяшке, сделать его источником дохода в не-ярмарочное время.

Большинство исследователей русского лубка (Островский, Ровинский, Снегирёв, Соколов) считают его заимствованием с Запада. Такой взгляд предполагает, что, не появись простые гравировальные картинки на Западе, то и у нас их бы не было.

С этим взглядом трудно согласиться, так как он неявно предполагает полную "неизобретательность" русской культуры, пассивно заимствующей всё новое. Иными словами, наша культура предстаёт при таком взгляде как своего рода косная платоновская материя, которую оживляют и оплодотворяют привнесённые со стороны эйдосы.

Наша культура не менее активна, чем и все остальные, однако в развитии её есть и своя специфика. Она безусловно бы дозрела до изобретения лубка, тем более, что и потребности в нём были (это хорошо показывает Б.М.Соколов в книге "Художественный язык русского лубка").

Культура - причём любая, что наша, что западная, что восточная - как и всё живое на земле, идёт по пути наибольшей экономии сил. Ни к чему создавать заново, если можно в готовом виде взять у соседей. Это, кстати, хорошо видно по заимствованию терминологии: усваивают термин там, где всего более развито явление. Мы у Запада усвоили всю бизнес-терминологию, типа "маркетинг" и "менеджмент", они у нас - "dacha" и "sputnik". В своё время весьма удивило, что даже малознакомые с нашей культурой рядовые англичане хорошо знают, что такое дача. А все вместе мы усвоили у Востока "гарем", "сераль", "халат", "караван", "пахлаву, "рахат-лукум". Все знают, что такое "караван" - это когда различный транспорт идёт друг за другом. Это явление впервые появилось и закрепилось на Востоке - караваны верблюдов, а теперь это понятие употребляют и водители фур - "мы шли караваном". Заимствования могут быть самые разные.

Поэтому утверждения о тотальном заимствовании лубка как жанра не являются вполне корректными. Формулировать следует иначе: что заимствование могло быть.
Tags: видео, диктофонные записи, история, культура, русское, философия
Subscribe
promo kot_begemott august 8, 04:34 123
Buy for 50 tokens
Если можете, поддержите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments