Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Category:

Культура и отношение к евреям


В социальной психологии давно известно: представитель иного народа, для того, чтобы быть принятым на правах равного среди коренной национальности, должен превосходить её представителей. Например, русские школьники всегда будут смотреть на болгарина немного отчуждённо - но до тех пор, пока не станет круглым отличником, или успешным спортсменом. Сможет превзойти в чём-нибудь очевидном - сразу примут за своего. То же самое касается и остальных областей жизни.

Отношение к инородцам, вообще чужакам, с несколько завышенной планкой - совершенно нормальное дело. Если, конечно, эта планка не слишком высока, как то бывает у националистов.

Именно описанное превосходство - и только оно - позволяет ослабить, а то и совсем "выключить" древний инстинкт "свой - чужой". Инородцы об этом знают, чувствуют, чем чаще всего и объясняются их успехи в различных областях.

Что ещё может отличаться по принципу "свой - чужой"? Признание данной земли своей, готовность трудиться именно здесь, и - это самое главное - готовность её защищать. В некотором роде, любой искренне желающий покинуть Родину, уже является инородцем. Также являются инородцами (в переносном смысле) те, кто говорят: "если война начнётся, я не буду защищать олигархов/сталинский режим/гнусное самодержавие" (нужное подчеркнуть). Но, собственно, я не о них.

Являются ли евреи, родившиеся в России, "своими" людьми? Да, если признают нашу землю своим Отечеством, трудящиеся именно здесь (поездки на заработки за границу в расчёт не берутся), и готовые с оружием в руках защищать страну в случае необходимости. При этом вера у них может быть любая, лишь бы не входила и противоречие с перечисленными условиями.

Если человек сызмальства приучен думать, что у него есть иное, духовное Отечество, особенная "обетованная земля", куда он впоследствии обязательно уедет из религиозных соображений или по зову предков; если родители постоянно внушали ему инаковость, ставили грань между ним и его сверстниками, а то и возвышали над ними - то нет ничего странного, что коренные жители это вскоре почувствуют и будут относиться как к чужаку. Собственно, именно этим всеобщая нелюбовь к евреям и объясняется.

Отсюда понимаем и их необыкновенную способность хорошо устроиться - ведь еврейская "инаковость", по сути дела, абсолютна. Она тем сильнее, чем глубже религиозность. Говорящая им, что где бы они не родились, это не родная их земля. Лично разговаривал с очень умным и хорошим парнем – тот, будучи с детства весьма религиозным, имел вполне определённое, весьма духовное отношение к земле предков, только и жил намерением уехать. Сейчас живёт в Израиле (впрочем, не слишком хорошо), бывает в России раз в год...

Да, собственно, и не только евреи - любая секта, противопоставляющая себя коренным жителям, будет иметь больший жизненный успех - имеется очень мощный стимул превзойти местных по возможно большему числу показателей. Общее правило таково: коренные никогда не напрягаются. Особого стимула нет. Все москвичи знают: идущий в метро вверх по эскалатору почти наверняка приезжий.

Сколь угодно чистокровный славянин, не желающий защищать Россию из неких "высших соображений" (переход на трёхперстие, гнусность монархического режима, гнусность сталинского режима, гнусность либерального режима), то есть имеющий, в некотором смысле, "обетованную землю" в собственных идеях и мечтах, в принципе от еврея не отличается. И тот, и другой - чужие. Это отношение можно назвать своего рода "духовным власовством".

Напротив, следует признать своим сколь угодно махрового еврея, если он признаёт Россию единственным своим Отечеством и готов защищать. И - что немаловажно - детей к тому же готовит. При этом не имеет значение, например, его занятие бизнесом и участие в дележе "советского пирога".

Вовсе ни к чему очень высоко держать планку "свои - чужие", как это выражено у малых народов, не имеющих сильной, развитой культуры, единственной отрадой которых является националистические проявления.

Отношение к евреям как к чужакам, безусловно, не является антисемитизмом. Поскольку точно такое же отношение проявляют любые коренные национальности по отношению к инородцам. Точно так же в колыбели либерализма, Америке, школьники будут рассматривать русского соученика как чужака. Бороться с таким отношением - то же самое, что воевать с кровообращением. К слову, в Израиле к русским точно так же относятся, как к чужакам. Христианин вообще не может попасть в Кнессет.

Антисемитизм – это другое. Это когда евреи рассматриваются как худшая из всех наций, или, более того, как особенное мировое зло. А здесь всего демонстрируется работа нормального комплекса опознания "свой-чужой".

Если евреи полагают своё Отечество в каком-другом месте, то есть сами причисляют себя к чужакам - то непонятно, почему к ним должны относиться иначе, чем к другим? Такое отношение, в общем, идёт не от коренной нации, и оно вполне логично и легко объяснимо.

Могут задать вопрос: а зачем, собственно, нужен, этот архаичный националистический комплекс? Время малых племён, беспрерывно враждующих друг с другом, давно прошло. Мы живём в мире толерантности и свободы, в наше время вполне можно обойтись без него...
На это следует задать встречный вопрос: а, собственно говоря, почему от него следует полностью отказаться? Из того, что нечто существовало ранее, в стародавние времена, ещё не следует, что это однозначно вредный пережиток. Если что-то существует, то, как правило, по необходимости.

В современном взаимосвязанном мире очень трудно сохранить свою аутентичность, подлинность национальных культурных образов. Это касается как нации, так и отдельной личности. Слишком много соблазнов вокруг, соблазнов сделать своим не просто чужое, но разрушительное. Для нормального выживания культура обязательно должна представлять себе границу, за которой начинается другая. Иначе - её поглотит культура более развитая и сильная. Поскольку границу усвояемости установить достаточно трудно, проблема решается тем, что в обществе есть два борющихся между собою вектора: интернациональный и патриотический. Войну, противоречие культур, никто пока не отменял.

Собственно, великая культура именно так и определяется - по спокойному, уравновешенному, нерадикальному отношению к чужим, и, в то же время, неистеричная готовность отстаивать свои традиции и культурные стереотипы перед лицом инокультурной экспансии. В то же время, развитая культура не стесняется заимствовать. Она берёт своё там, где его находит.

Сильный накал националистических настроений в обществе парадоксальным образом доказывает его внутреннюю слабость. Общество ослабляют как гипертрофированный национализм, так и интернационалистические утопии. Либерализм и коммунизм, прежде всего.
Tags: Das jüdische Problem, антибунтарство, культура, либерализм, философия
Subscribe
promo kot_begemott august 8, 04:34 123
Buy for 50 tokens
Если можете, поддержите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments