"Объявив общечеловеческую, внеклассовую мораль "сладенькой побасенкой" лакеев буржуазии, подчинив ее классовому, а затем государственному интересу, большевизм разрушил самое главное в ней - ее универсализм. Государство "диктатуры пролетариата" избавило своих подданных от такого внутреннего барометра нравственности, как совесть, превратив мораль в категорию административно-командной системы: морально все то, что ведено и дозволено властью.
Особое значение имело доктринальное обоснование этого присвоения нравственности "государством нового типа". Марксизм, зачислив культуру и нравственность в разряд надстройки, лишил их автономного - самоценного и самодовлеющего характера.
Мефистофельская проницательность "великого учения" была направлена на то, чтобы развенчать всеобщность этих столпов человеческой духовности, показать, что в их основе изначально лежит корыстный классовый интерес, что их пафос есть превращенная и сублимированная форма чего-то более подлинного и реального, нежели они сами. Нечто подобное осуществлял другой мастер и учитель заподозривания - основатель психоанализа 3. Фрейд.
Его "либидо" играло ту же редукционистскую роль, что и материальный классовый интерес у Маркса. ".Экзистенциальчый анализ считает человека существом, ориентированным на смысл и стремящимся к ценностям (в противоположность ходячему психоаналитическому представлению о человеке как о существе, детерминированном преимущественно влечениями и стремящемся к наслаждению)..."
А.С. Панарин, "Философия политики"
Journal information