Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Category:

Русская религиозная живопись. Наша современница, Елена Черкасова (р. 1959)




"...Знакомство с творчеством Елены Черкасовой обязывает зрителя задуматься над старой проблемой соотнесения светской живописи и церковного канона. Причем почти любая большая или малая ее композиция свидетельствует о том, что не о букве канона она печется. Ей достаточно передать только намек на реальное изображение человека или животного, архитектурного строения или растения. Даже тексты, органично встроенные в изобразительный ряд, она не всегда четко и до конца прописывает. Для нее важно обозначить божественный ритм, найти место красочному пятну и линии в живописной вселенной. Буквы, человеческие фигуры и крылатые серафимы — это всего лишь равновеликие изобразительные атомы ее картин. В произведениях Черкасовой ощутима изначальная слитность человеческого существования и того, что давно стало притчей. Заканчивая, например, описание небольшой работы «Притча о бесплодной смоковнице», Елена делает характерное уточнение: «Около дерева надпись: бесплодная смоковница — это я. Ласточки летают низко, как перед грозой». Художник живет притчей, и притча живет вместе с ним в земном мире.

...Определяя источники творчества Черкасовой, говорят о «влиянии фаюмского портрета, европейского и русского примитива, византийской книжной графики, коптского и эфиопского народного искусства, а также грузинской иконописи». Возможно, подобные утверждения формально верны и логичны. Упомянутые национальные школы и стили при желании действительно можно напрямую или по касательной обнаружить в картинах Елены. Но не игрой в стили и их комбинации друг с другом живет этот своеобразный художник. Форма картин у Черкасовой вторична и возникает, как мне представляется, без особых специальных усилий. Она явно видит своих «небесных граждан» внутренним зрением и радуется, когда они оказываются с ней рядом, похожими на окружающих людей.

...При всей церковной начитанности Черкасовой, она не переусложняет свои изобразительные толкования Святого Писания. Скорее происходит обратное. Добиваясь монументального, то есть эпического звучания каждой библейской или евангельской сцены, она освобождает поле картины, а равно и входящие в нее отдельные «клейма» не только от случайных или второстепенных предметов, но и от излишней детализации, сводя нередко фигуры людей, тела животных, архитектуру и растения к знаку. В этом плане ее тексты и буквы равновелики этим живым знакам и органично заполняют промежутки между ними («Притча о бесплодной смоковнице», «Премудрость» и т.д.) или служат изящным декоративным обрамлением («Ноев ковчег», «Триптих с пеликаном и вороном», «Левиафан» и т.д.).

Черкасова любит изображать простые предметы человеческого обихода. Кувшин, чайник, глиняная крынка, стеклянная банка или бутылка — все выглядит в ее натюрмортах очень весомо и значительно. Эти предметы почти не оставляют места фону, вытесняя за пределы холста даже собственные тени. Это почти авангардистский ход мышления. Нечто подобное делал в своих ранних натюрмортах 1960-х годов Михаил Рогинский. Он называл это «эстетикой простых вещей». В работах Черкасовой нет ни малейшей авангардной эпатажности. Это не вызов той или иной традиции, набившей оскомину от бездушного школярского употребления. Это прорыв к сущности вещей, к их первозданности.

...Кстати сказать, словесные комментарии Черкасовой видятся мне очень убедительными и ценными. Они немногословны и прозрачны, как всякая чистая лирика. Они идут из глубины и, несмотря на то что не могут заменить само изображение, тем не менее существенно уточняют его.

Судя по интенсивности, с какой Елена работает в последние годы, можно утверждать, что она переживает один из лучших периодов своего творческого развития, вселяя и в нас, зрителей, надежду на победу светлого начала и спасительной красоты. (Источник)

Венчание


Большой улов


Преподобный Силуан Афонский. 2000. Холст, масло


Премудрость. 2001. Холст, масло


Медведь преподобного Серафима. 2000. Холст, масло


Дождь в Троицын день. 2001. Холст, масло


Лето живота нашего. 2000. Холст, масло


Самарянка. 2000. Холст, масло


Притча о бесплодной смоковнице. 2000. Холст, масло


Левиафан. 2001. Холст, масло


Письма Златоуста к Олимпиаде






Троицкая вечерня


Райская птица


Вхождение праведной души в рай


Адам и Ева снова в раю


Елеазар и Ревекка


Иона во чреве кита


Волхвы


Брак в Кане


Апостол Павел в Эфесе


Аз есмь истинная виноградная лоза


Просьба сирофиникиянки


Ангел вопияше «Радуйся»


103 псалом


Искушение в пустыне


Спасение твари


Матушки и кошки



Уход кота
Tags: живопись, русское, христианство
Subscribe
promo kot_begemott декабрь 12, 04:34 120
Buy for 50 tokens
Если можете, помогите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments