Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Categories:

Что такое классическое искусство? или о попсе в русском нацизме и мировой истории.


(расшифровка диктофонной записи)

Сегодня посетил дневник одного нациста, и обнаружил занятное рассуждение по поводу классической музыки. Автор заявляет, что вся классическая музыка – «еврейское искусство» и оно действует в первую очередь на руку евреям.
Доказывает он это чрезвычайно интересно. Обратите внимание, говорит, что большинство музыкальных исполнителей классических произведений– евреи. Начинает перечислять фамилии. Мол, их притягивает «собственное искусство». Там ещё было что-то, что, мол, классическая музыка – сентиментальное, жалкое искусство, недостойное истинного арийца, и всё в таком роде. К сожалению, имя этого парня не запомнилось, да оно и не имеет значения. Так вот: сейчас я буду его точку зрения опровергать.

Пробую дать иное, я бы сказал, неклассическое определение классического искусства. Суть классики в том, что наслаждение искусством для неë - не главное, но второстепенное. Вот классический симфонизм Моцарта. Является ли Моцарт в нашем понимании западным композитором? Безусловно. А призывал ли он к наслаждению? Нет. И.С. Бах? Тоже нет (намеренно беру немцев 17-18 веков, уж их-то никто не заподозрит в излишней демократичности). У Баха ещё более ярко выражена идея долга перед Богом. Вот этот органный драйв, «Пассакалия до-минор», остинатный мотив, который всё время о чём-то напоминает, который стучит, как чеховская колотушка.
Нет смысла рассматривать большие формы у Баха – Пассионы, оратории, "Мессу си-минор", достаточно взять «8 маленьких прелюдий и фуг для органа». И там всё то же самое. Музыка Баха – даже в рамках его куцей протестантской парадигмы – это беспрерывное обдумывание идеи долга перед Богом: ну как же, Он же нас спас, Он мучился на кресте, мы не должны никогда об этом забывать, мы искуплены дорогой ценой, мы теперь несём ответственность… Это очень суровая, мужественная музыка, она ставит одни вопросы. А что такое нынешнее западное христианство? Бог нас спас, наслаждайтесь жизнью, последняя проблема уже отпала! А танцульки в американских церквях?
Возможен ли сейчас И.С. Бах? Кому был бы нужен сейчас его напряжённый драйв, его призыв? Как он был бы воспринят в соответствии с логикой постмодерна?

Что есть вот эта европейская расслабуха? Сидишь у края бассейна, пальмы, загорелые люди плавают, резвятся весёлые сытые детишки, девушка рядом с тобой красивая на белоснежном лежаке, лёгкий, расслабляющий музон играет, официанты коктейли холодные приносят… Всё для тебя, ведь ты этого достоин. Вот в этом и заключается смысл жизни. Но в классике ничего этого нет!
И вот чем отличается классическое искусство от попсы. Классическое искусство отличается драйвом, таким вот напряжением. Оно держит тебя в напряге. Оно не дает расслабиться. Какие коктейли у Глинки? Девушки у Брамса? Там сплошная проблема, сплошной вопрос, вызов. Тема развивается, и ты вынужден за ней следить – а куда она дальше повернёт? И она всё время «работает» в тебе, «работает», накручивает твою душу... Это чистое бабство – рассматривать классику как предмет наслаждения.

Что делает классическое искусство? Оно призывает. Правильно? Что такое напряжение? Это разность потенциалов между тем, что есть и тем, что должно быть. Это призыв. А призыв к чему? К чему можно призвать человека? А призыв может быть только к чему-то высшему, поэтому оно и искусство классическое. Призыв к более высокому состоянию. А чтобы прийти к более высокому состоянию, надо делать над собой постоянные усилия. Если ты расслабляешься, получаешь удовольствие от жизни, не делая никакого усилия, то это уже попса. А здесь ты как раз делаешь усилие.

Смотрим дальше, что получается. То есть по сути дела тот же самый принцип долженствования. Ты должен. Поэтому возникает драйв, вот это вот напряжение, потому что ты должен. Кому-то высшему себя. Ты призван к высокому служению, к исполнению долга. Жизнь прожить – не поле перейти.

Призыв к наслаждению не бывает классикой. Это попса. Классика – это то, что требует, это то, что напоминает об обязанностях и ответственности перед чем-то высшим. «Над тобою что-то есть, - говорит классика. – имей это в виду». На небе – Бог, на земле – Царь. Помни, кто ты такой есть. Винтик. Если бы не единое целое (целое человечество, олицетворяемое Богом, целое государство, олицетворяемое Монархом, весь твой народ) – ты был бы никто. Ты являешься Личностью лишь по мере твоего приобщения к этому миру Великого и целого.

Попса же ставит тебя в центр мира. Нет ни Бога, ни Царя, вернее, они существуют лишь для того, чтобы доставить тебе удовольствие. Нет ничего, кроме тебя и твоего нынешнего наслаждения. Всё на свете должно быть «хорошо для пищи и приятно для глаз». Всё сводимо к комфорту и наслаждению. Все проблемы решаемы. Не заморачивайся ты глобальными вопросами! Получай от жизни кайф!

Почему классические произведения всегда создаются в период абсолютной монархии? Потому что монарх есть олицетворение отцовской сущности. Отец, который олицетворяет долг, систему ограничений и запретов. Панарин так о нём говорит в моей любимой статье о Сталине: «то, что представляет собой делегированную власть общества над человеческой инстинктивной природой и олицетворяется требовательным Отцом». Отец, как удерживающий фактор. Православный Монарх, удерживающий от распространения «тайну беззакония»: «ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий». Все наши обязательства сводятся в конечном счёте к удержанию собственных инстинктов, к воздержанию от соблазнов. А в государстве аналогом будет сильная власть, требующая от человека работы над собой. Государь также имеет над собою нечто высшее. Мир устроен иерархически, и распад этой иерархии, всеобщая атомизация, приведение всех в состояние потребителей – и есть «тайна беззакония». Этот нацист, он вообще, Библию-то читал?

Что такое монархия? Вы все должны - монарху. У вас есть перед ним обязанности, он может с вас что-то стребовать, и вы станете перед ним по стойке «смирно». Абсолютная монархия – это своего рода классика в политике. Классика – это абсолютная монархия в искусстве.

- Символично, что в Англии королева-мать, а не король, то есть не отец.

- То есть на самом деле классические произведения искусства и создаются вот в период монархии, когда есть фактор долженствования. Все обязаны же монарху, это всеобщий такой господин. Но все и объединяются вокруг монарха. Именно поэтому и создается классика, что в обществе благодаря монархии распространены идеи долженствования, идеи обязательства, а не идеи расслабухи, что жизнь это сплошное наслаждение: заработал – и расслабляйся. Грабанул банк, утащил у мафии саквояж с деньгами – и потом всю жизнь живешь на проценты где-то в Мексике. Ты никому ничего не должен, ты же заработал себе на жизнь. И, соответственно, твоё искусство теперь – попса. То есть на самом деле, классика отличается от попсы именно таким образом.

Но мой нацист не оперирует оппозицией «наслаждение» и «долженствование». А зря. В этом – ключ к пониманию того, кто и что формирует западную цивилизацию, а теперь подбирается и к нам. Порядочному нацисту следовало бы анализировать сущность явления, а не рассматривать его оболочку – национальность исполнителей, например. Ему следовало бы сконцентрироваться сначала на попсе. Из того, что попсу могут исполнять чистокровные германцы, славяне, англо-саксы, решительно ничего не следует. Она "работает" независимо от национальности исполнителя, и причëм в определëнном направлении. Как представляется, автор за деревьями не видит леса. Ну так я расскажу ему,где он, этот лес.

Какую систему ценностей несёт в мир попса? К чему призывает? Это куда важнее, чем проблема национальности исполнителя музыкального произведения. Моему нацисту следовало бы задать вопрос: кому в конечном счёте выгодно, чтобы весь мир был охвачен попсой? Чтобы он превратился в одну сплошную попсу? Чтобы люди окончательно забыли о парадигме служения и долженствования, и чтобы даже восточное христианство стало попсовым – по дороге в бассейн заехал в церковь, причастился, теперь всё полностью круто. Ведь ты этого достоин! . И нацизм моего автора – на самом деле, попсовый, поверхностный нацизм. Он никогда не догадается, кому такой нацизм выгоден… И кому более всего были выгодны погромы, которые переводят внимание на отдельных людей, а не на целостную проблему. Куда как выгодно подставить крайних, дать выпустить пар, а потом и обвинить! И ведь всë по закону, комар носу не подточит...

- То есть идея долга существует только там, где существует иерархия ценностей? Да и вообще понятия иерархии и долга взаимосвязаны?

- Совершенно верно. А там где нет иерархии, нет Отца, объединяющего собою нацию, олицетворяющего собою важную общую идею, там не существует идеи долга, там «никто никому ничего не должен». И там нет Бога. Либо есть попсовое понимание того и другого. И именно поэтому при демократии не могут рождаться высокие произведения искусства, потому что в обществе не распространена идея долга, подчинения высшему. Вообще идея подчинеения, которую в современном обществе профанируют с помощью аккуратно и добросовестно насаждаемой мифологемы "тоталитарности".
Ну, то есть теоретически при демократии ты должен подчиняться, конечно, закону, но это все вторично, это формы, в которых происходит твоё наслаждение жизнью. При демократии вся жизнь сводится к наслаждению, тем самым сама жизнь становится попсой.

- То есть получается, что закон – не подчиняется Богу, то есть закон – это ступень иерархии. Вот царь – ступень иерархии, священник – ступень иерархии, а закон нет – это просто посредник.

- Именно так.
Tags: Восток - Запад, Русская Идея, идеология, христианство
Subscribe
promo kot_begemott august 8, 04:34 123
Buy for 50 tokens
Если можете, поддержите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments