"Хотя Маркса представляют борцом за рабочее дело, в реальности он буржуазный идеолог. Начинал карьеру как редактор буржуазной газеты. Жестко цапался со всеми социалистическими движениями, что отражено в "Манифесте", где 2/3 ода английскому буржую и 1/3 - поношения всех социалистических движений.
Основным оппонентом Маркса был националист, вроде нашего народника. Что этот националист понимал под "отчуждением" понятно - буржуй пользует рабочего как инструмент собственного проекта, вместо того, чтобы вместе работать на общее благо. Поклонявшийся дешевым и качественным английским сюртукам, Маркс не мог оставить категорию отчуждения без внимания. Потому что в этом виде она была опасна для "прогрессивных" английских буржуев. Немецкий пролетарий мог не захотеть идти в стойло "прогрессивного" английского капитализма. Поэтому Маркс истолковал отчуждение с точки зрения "науки". То есть английской натуралистической буржуазной политэкономии. С точки зрения человека экономического, который создан по образу и подобию Бога, и потому его хлебом не корми - дай что-нибудь произвести. Проект, естественно, индивидуальный. У бога общества не было. Творил сам. Один.
"Отчуждение" в марксистском формате означает что "человек рожден буржуем, а повсюду он рабочий". Заточено такое "отчуждение", разумеется, не против буржуя. С ним как раз все в порядке. Он по образу и подобию. Реализует индивидуальный проект. Это рабочие "животные", потому что им средств производства не хватило и они вроде рабочего скота на фабрике.
Это представление заточено специфически против социалистов, толкующих о некоем справедливом обществе, единстве, нации. Потому что все это отчудит не только рабочего, но и буржуя от его "сущности". Отсюда ненависть к "некоему минимуму", общине и т.п. Отчуждение у Маркса - это отчуждение Homo economicus от его хомоэкономической сущности - реализовывать индивидуальный проект максимизации наживы. Рабочие тоже дорастут до уровня человека, но в отдаленном светлом будущем. Процесс нельзя форсировать.
Это не случайно, что марксизм использовали против социализма. Он как раз и создавался против социализма, как троянский конь, в котором буржуазная идеология (марксисты называют ее "наука" и "материализм") была благополучно доставлена в стан националистически настроенной интеллигенции и легитимизирована там "освободительной" демагогией.
Сам Маркс, разумеется, не виноват. Он. как и наши диссиденты, искренне верил в дешевые и качественные английские сюртуки и поклонялся им."
Journal information