Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Categories:

Симон Кордонский. Лекция в МГУ для «Клуба 2050″ (15.05.2012)


Восторг, вообще. То, что Дума должна представлять именно сословия, а не партии, я писал ещё в 1997 году)) Когда Кордонский вовсю занимался мелкими полевыми исследованиями))
Полностью здесь, у меня самые существенные цитаты.

"...Одна из основных задач, которые я решаю в преподавании на кафедре, это прививка от реформаторства. То есть, с нашей точки зрения, которую студенты, похоже, разделяют, основные беды в нашей стране от того, что у нас стремление все изменить, нежелание принять социальный порядок таким, какой он есть, и отсутствие понятийного аппарата для описания этого социального порядка...

...есть еще отсутствовавшее в советской системе активное население, то есть, предприниматели и лица свободных профессий. Предприниматели, живущие на доходы с рынка, и лица свободных профессий, живущие на гонорары. Кто у нас живет на гонорары? Юристы живут с гонораров, часть научных работников – грант это же гонорар. Проститутки живут на гонорар. Священнослужители живут на гонорар. Это все активное население, имеющее такой источник как гонорар. Это все сословные структуры. То есть, это вообще находится вне поля внимания и политиков, и социологов, то, как она сформировалась за эти десять лет, и как она постепенно начинает жить своей жизнью. То есть, ей сейчас, для того, чтобы стать настоящей сословной структурой, не хватает сословного самосознания.

...Люди воспроизводят в ответах на вопросы клише, которые задаются средствами массовой информации. И первая реакция, когда приезжаешь в малый населенный пункт, начинаешь с людьми разговаривать, люди начинают жаловаться. Жаловаться на то, что жизнь плохая, на то, что начальство плохое, что платят мало – в общем, это вам известно, как это происходит. Но стоит с ними посидеть, пообщаться, кое-где даже и выпить, как ситуация меняется на прямо противоположную. Оказывается, что у этого человека все хорошо, а вот плохо – у тех, у его соседей. И бедность там, и пьют… Но на самом деле мы просто смотрим, считаем… Бедных в нашей стране нет. У нас было большое исследование лет пять назад о бедности. Люди не определяют себя как бедные. «Мы живем как все». Даже если мы живем на доллар в день. Бедными считаются выпавшие из социальной системы – алкаши, деграданты, мигранты. А все остальные живут «как все».

...Мы столкнулись с тем, что существующее социальное расслоение в нашей стране невозможно описать в терминах, традиционных тем более. Ну здесь нет богатых и бедных. А кто есть? Власть говорит нам, что есть служащие государственные, есть бюджетники, есть маргиналы, судимые всякие, есть предприниматели. Но откуда они возникают, что это за категории такие.

...Есть сословное расслоение. Обычно считается, что сословия – это то, что было когда-то, в имперские времена, а потом это исчезло, и сейчас у нас какая-то другая структура. Мы определили сословие, как группы, сформированные государством для нейтрализации каких-либо угроз. Есть внешняя угроза, и появляются сословия военнослужащих, есть внутренняя угрозы, и появляется сословия правоохранителей. Есть угроза нарушения социальной справедливости, распределительной, и появляется сословие государственных гражданских служащих. Да-да-да.

Кроме того, справедливости могут реализоваться по-разному. Они могут реализоваться в реальности и на самом деле. Что значит «в реальности» – это как прописано в законе каком-то, или в нормативе. А на самом деле, это как-то все переделывается в ходе социальных процессов. Ведь в реальности, как говорил Станислав Ежи Лец, «в реальности все не так, как на самом деле». Вот в этом социально-историческом моменте мы с вами сейчас живем. У нас очень хорошая реальность. У нас достаточно хорошие законы. У нас прекрасное, с точки зрения макроэкономики, экономическое состояние. А на самом деле, мы видим что происходит. И каждому видно, что есть уравнительная справедливость «в реальности, по закону», и есть уравнительная справедливость «на самом деле, по понятиям». То есть, когда ресурсы распределяются сообразно принадлежности к конкретизированным группам корпорации.

Есть распределительная справедливость «в реальности»... У нас нет классового расслоения, у нас нет богатых и бедных, я вам про это уже говорил. У нас нет вот этого – коммунистов, практически нет. У нас есть распределительная справедливость «в реальности», и уравнительная справедливость «на самом деле». Есть корпорации, классы, сословия, и коммунистические группы. И для нашей сегодняшней ситуации характерно вот это и вот это: корпоративная и сословная социальные структуры.

...Мигалки видели? Это знаки сословной принадлежности. Звания, награды видели? Это признаки сословного общества. То есть, сформированные, начиная с 2002 года, где-то с десяток сословий, некоторые из которых я вам потом покажу, по каждому из них есть отдельный закон. И наследованные с Советского Союза некоторые сословия, которые не распались с ходе послереволюционных преобразований. Это бюджетники, причем под бюджетниками понимается совершенно не то, что обычно понимается. «Бюджетники» – это не люди, живущие с бюджета, это люди, занимающиеся выполнением государственных конституционных обязательств, прописанных в Конституции Российской Федерации.

...Кто у нас живет на гонорары? Юристы живут с гонораров, часть научных работников – грант это же гонорар. Проститутки живут на гонорар. Священнослужители живут на гонорар. Это все активное население, имеющее такой источник как гонорар. Это все сословные структуры. То есть, это вообще находится вне поля внимания и политиков, и социологов, то, как она сформировалась за эти десять лет, и как она постепенно начинает жить своей жизнью. То есть, ей сейчас, для того, чтобы стать настоящей сословной структурой, не хватает сословного самосознания.

Это же не плохо, не хорошо. Ведь сословная структура это не только наш феномен. Социальная политика в Европе, например, привела к тому, что там сформировалось рентное сословие. Понимаете? И там тоже это не осознается, не описывается. Люди, живущие на пособия разного рода. Есть во всех социальных системах, но другое дело, где находится власть? У нас власть находится здесь.

Голос из зала – В одном из сословий?

Кордонский – Да. Она сконцентрирована А там, где был капитализм, сейчас его меньше становится, она рассредоточена в политической системе.

...В нашей системе Парламент должен иметь функцию согласования интересов мелких сословий. В Советском Союзе такая форма была – называлась «съезд КПСС» и «пленум ЦК КПСС», где раз в четыре-пять лет собирались представители всех сословий Советского Союза, и находили компромиссы при утверждении плана социально-экономического развития Советского Союза. У нас сейчас такой функции нет. Она номинально закреплена за Думой, но Дума не представляет всех сословий.

...отличие нашей системы, с нашей точки зрения, от других, в том, что у нас она в принципе не рыночная, а ресурсная. Ресурс – это все то, что распределяется государством. Ресурсом может быть что угодно. Сейчас у нас несколько видов ресурсов базовых – это сырье, информация, финансовые ресурсы и что-то еще. Движущей силой рыночной экономики является цена денег. То есть, ставка банковского процента. Движущая сила ресурсной экономики является норма отката. То есть, если ресурсы распределяются, то за них надо платить. И это называется «откатом». Без отката ничего бы не было, экономика бы не двигалась...

...Ну, учитель, например, получает образовательный ресурс, он его распределяет ученикам, и за это имеет минимальные подношения, или не минимальные, это зависит от типа школы. Здоровье в нашей системе национализировано, оно принадлежит государству. Оно должно распределяться в системе учреждений здравоохранения. Значит, приходит этот ресурс, распределяется финансовый ресурс в больницу. Естественно, больница, в лице главного врача, должна этот ресурс оплатить, дать откат. Попадает этот ресурс к врачу, и врач, соответственно, должен это откатить, взяв при этом с пациента. То есть, система логически построенная, если бы еще не боролись с ней, она могла бы работать. (смеются)

... Появился поток, мощный поток, непонятных трансфертов финансовых, из регионов за границу. Что это означает? Это означает, что в результате реализации разных политик местная власть, чиновники на уровне полковника и подполковника, региональные и муниципальные, получили какое-то количество ресурсов. Они получают эти ресурсы потому, что им их дали для нейтрализации каких-то угроз, как я говорил. Вот они говорят, что у нас страшная безработица, что у нас моногорода, и всякая лапша на уши. Поскольку этой угрозы нет, безработицы нет, мы не видим безработицы в стране, во всяком случае, на уровне муниципалитетов, а ресурсы надо осваивать, а их нужно осваивать, потому что в следующий раз не дадут, если не освоишь, то они кэшируются разными способами. И кэш этот накапливается в чемоданах, его нельзя конвертировать в настоящие деньги, потому что этим людям запрещена предпринимательская деятельность. Все, что можно купить, они уже купили, и заграничное жилье есть, и они пытаются эти деньги увести за границу, там их перевести в настоящие деньги, в валюту, а потом внести как инвестиции. И вот тот поток инвестиций, о котором нам сейчас рассказывают, это российские деньги, «отмытые» за границей, и вновь ввозимые в нашу страну. Очень интересная экономика.

...Что такое первое лицо в нашем государстве? Это лицо, которому все жалуются. Жалуются на то, что с них много берут, и что им мало дают. Я работал в аппарате, во власти, и я просто видел этот поток бумаг, который идет с периферии страны, сплошные жалобы. И первые лица государства, первое лицо государства, должны фильтровать этот поток обращений, и соответственно, наказывать тех, кто много берет, и отдавать дополнительные ресурсы тем, кому мало дают. Вы видите – газеты читаете, телевизор смотрите: сплошные жалобы, обращения к верховной власти, для того, чтобы она разобралась с теми, кто много взял, и пожалела тех, кто плохо живет, и дала им дополнительные ресурсы.

...гражданское общество. Мы как-то взяли и посмотрели в населенных пунктах, что это такое. Ну, там есть десять тысяч человек, сорок официальных организаций гражданского общества. Вообще там где-то сотня в этом населенном пункте сумасшедших разного рода, которые входят во все организации гражданского общества. Поэтому, итоговая цифра гражданской активности получается очень высокой. Но они существуют, эти организации, постольку, поскольку существует поток ресурсов, которые они осваивают. То есть, настоящих организаций гражданского общества, таких, как за границей, что ли, хотя я тоже не очень уверен, что они есть, у нас просто нет. Точно так же и с политическими всякими формированиями. У них нет, вы это видите сами, ни социальной базы, ни нормальных программ. Программы все под копирку написаны, у всех партий, от коммунистов до либералов. То есть это некие феномены вот этого пограничного слоя, создающие имитацию того, что как кажется этим людям, есть за границей.

...Вы слышали термин «второбытные поселения»? Вообще казалось, что в радиусе сотни километров от Москвы, есть, наверное, с полсотни…Около восьмидесяти поселений, в которых живут люди, такой дауншифтинг, имеющие более-менее приличный уровень образования, поверившие в какую-то мифологию, и заложившие и продавшие свое имущество, купившие землю, и пытающиеся вот на этих землях организовать свой миф.

...Представьте себе муниципалитет, маленький, сорок, пятьдесят тысяч человек. Там, где-то около пятисот – представители разного рода государственных структур и муниципальных структур. Все они живут в данном населенном пункте, естественно, их благосостояние во много зависит от благосостояния этого населенного пункта. Им нужно лечиться, им нужно учить детей, им нужно проводить свободное время. Заняты они тем, что создают угрозы, пишут бумаги по своим иерархиям, и рассказывают власть предержащим о том, что у них все плохо, и для этого требуются дополнительные ресурсы, и кому-то их нужно осваивать. Но чтобы эти ресурсы освоить, нужно договориться между собой. И в процессе этих договоренностей формируется специфический вид гражданского общества, мы их называем «гражданское общество служивых людей». Это не организованное гражданское общество, в принципе не поддающееся организации, более того, если организация возникает, то тут же возникает термин «организованная преступная группа». Оно инертное, но у него есть очень интересные институты – это рыбалка, охота, приход сейчас, баня, обязательно.

...Где-то это больше, где-то меньше, но процесс идет. Вот такого оформления членов служивых сословий разного рода во вполне определенную социальную группу, и с формированием соответствующего самосознания. Но проблема в том, что там слов нет для описания того, что с ними происходит.

...Вот вы заметьте, много говорят о проблемах образования, но никто не говорит о том, что, скажем, есть какие-то проблемы в системе подготовки кадров в Академии ФСБ или в Академии МВД, или в Таможенной Академии. Там все путем. Там вполне содержание и обучение соответствует деятельности. В то время, как… я отвлекусь… Московский Университет и Высшая Школа Экономики, непонятно кого готовит. 60% выпускников работает не по специальности. То есть, система образования работает на воспроизводство уже отмершей социальной структуры, она готовит еще рабочих, крестьян и служащих, в отличие от специализированных организаций ведомственной системы образования.

...Власть призвана заботиться о народе, народ должен поддерживать власть, голосует за нее на выборах. Власть заботится о предпринимателях, создавая условия для развития бизнеса, предприниматели платят налоги и выполняют те социальные функции, которые государство на них возлагает в рамках социальной ответственности бизнеса. Отношения между народом и предпринимателями выстраивается гармонично, например, народ приветствует развитие рыночной экономики, а предприниматель действует, исходя из потребностей народа. И власть следит за нарушителями социальной справедливости, изолируя их от общества. Это в реальности, как прописано. А вот на самом деле несколько иная ситуация у нас. Власть заботится о самой себе, а народ просто выживает. В выборах участвуют преимущественно бюджетники старших возрастов, часть работающих по найму и пенсионеры. Власть убирает предпринимателя, а предприниматели избегают платить налоги, избегать повинности, которую власть называет социальной ответственностью бизнеса. Народ ненавидит предпринимателя, а предприниматели стараются нажиться за счет народа. Власть сажает людей не за что, а люди, ставшие в результате маргиналами, ненавидят власть. Вот в реальности, на самом деле..."
Tags: Россия, Симон Кордонский, социология, цитаты
Subscribe
promo kot_begemott august 8, 04:34 123
Buy for 50 tokens
Если можете, поддержите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments