Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Categories:

О любви, культуре и взаимопонимании


Удалось приблизиться к пониманию фразы Пушкина, которая не давала покоя несколько лет - "мы, русские, как-то несчастливы в жизни семейственной".

Традиционная семья держалась прежде всего на продолжении рода. Любовь в нашем понимании ей была не нужна. Потому что деторождение первично. Целью семьи было материальное выживание. Тут не до счастья, не до взаимопонимания. Цели другие.

Какая может быть любовь, если люди женяться, потом что "так заведено"? Она здесь не требуется, да и быстро умрёт в деревенской рутине. Такая семья до сих пор сохранилась в маленьких провинциальных городках.

В современном обществе деторождение отодвигается на второй план. Семья - это прежде всего обмен эмоциями, культурой. Главная цель современной семьи - гармоничные отношения, когда люди поддерживают друг друга (прежде всего эмоционально).

Поэтому современная семья принципиально отличается от традционной. Она обязательно должна основываться на любви. Именно потому, что это - союз двух индивидуальностей, основа взаимоотношений которых - не столько продолжение рода, но, скорее, обмен культурой. Гармоничные же отношения без культуры не бывают. Что же до рождения ребёнка, то это вторичное. Именно поэтому в больших городах такая низкая рождаемость. Люди "голосуют ногами" не за ребёнка, а ищут в семейном союзе другого - взаимопонимания, взаимоподдержки, гармонии отношений. Любовь как таковая и гармоничные отношения для них важнее, чем продолжение рода. Потому что это особенность нашей культуры.

Гармония отношений не есть счастье. Если одному из супругов плохо, и второй его поддерживает, то первый испытывает эмоциональный всплеск. Это не счастье - какое же счастье, когда плохо? Это именно гармоничные отношения. Следует разделять счастье как таковое и гармоничные супружеские отношения. Именно этого сейчас и ищут люди в браке, а не рождения ребёнка.

Ребёнок должен родиться в семье с гармоничными отношениями. Ибо в современном обществе дети - прежде всего граждане общества с определённой культурой. И родители должны, во-первых, передать ребёнку свою культуру (аккумулированную у обоих), а во-вторых, продемонстрировать ребёнку пример, преподать ему стереотип гармоничных супружеских отношений. Дабы он по этому же принципу создал свою семью. Цель современного общества - увеличение культуры и трансляция её будущим поколениям. Именно поэтому у нас низкая рождаемость. Увеличение культуры идёт на первом месте. Качество становится важнее, чем количество.

ПРИМЕЧАНИЕ.
Противопоставление образа современных отношений, основанных на любви, и традиционных, отчень хорошо показано у Пушкина. В "Евгении Онегине" есть место, где Татьяна беседует со старой нянечкой:

«Не спится, няня: здесь так душно!
Открой окно да сядь ко мне».
— Что, Таня, что с тобой? — «Мне скучно,
Поговорим о старине».
— О чем же, Таня? Я, бывало,
Хранила в памяти не мало
Старинных былей, небылиц
Про злых духов и про девиц;
А нынче все мне тёмно, Таня:
Что знала, то забыла. Да,
Пришла худая череда!
Зашибло... — «Расскажи мне, няня,
Про ваши старые года:
Была ты влюблена тогда?»

XVIII

— И, полно, Таня! В эти лета
Мы не слыхали про любовь;
А то бы согнала со света
Меня покойница свекровь. —
«Да как же ты венчалась, няня?»
— Так, видно, Бог велел. Мой Ваня
Моложе был меня, мой свет,
А было мне тринадцать лет.
Недели две ходила сваха
К моей родне, и наконец
Благословил меня отец.
Я горько плакала со страха,
Мне с плачем косу расплели
Да с пеньем в церковь повели.

XIX

И вот ввели в семью чужую...
Да ты не слушаешь меня... —
«Ах, няня, няня, я тоскую,
Мне тошно, милая моя:
Я плакать, я рыдать готова!..»
— Дитя мое, ты нездорова;
Господь помилуй и спаси!
Чего ты хочешь, попроси...
Дай окроплю святой водою,
Ты вся горишь... — «Я не больна:
Я... знаешь, няня... влюблена».
— Дитя мое, Господь с тобою! —
И няня девушку с мольбой
Крестила дряхлою рукой.

XX

«Я влюблена», — шептала снова
Старушке с горестью она.
— Сердечный друг, ты нездорова...

(Источник)

Нетрудно видеть, что няня - представитель традиционной культуры - приходит в ужас, когда Татьяна начинает говорить о влюблённости. Она крестит Татьяну, чтобы избавить её от этого дьявольского наваждения, лишнего в жизни традиционного человека. Выражение "Господь с тобою" в данном случае означает именно ужас (его также употребляла моя бабушка, 1901 года рождения, человек вполне традиционной культуры, и я очень хорошо помню интонации. Было очень эффектно произнести эту фразу на семинаре по научному коммунизму:). Точно так же, как для человека традиционной культуры в случае болезни было логичнее обратиться сначала к Богу (священнику или шаману), а не к врачам. Именно поэтому нянечка кропит Татьяну святой водою.
По логике няни, дьявольское наваждение должно исчезнуть, после чего Татьяна выйдет замуж "просто за хорошего человека", по взаимной симпатии, разумеется - традиционная культура её не отменяла. Всё должно происходить не по каким-то непонятным (и чаще всего разрушительным) страстям, а так, как заведено от века, как положено. Для няниной культуры, в общем, так и есть.

В традиционном браке любовь была не только не нужна, но и излишня. Где тут взяться взаимопониманию, которое, собственно, и есть проявление того самого обмена культурой? В обществе же Татьяны считается очевидным, что семья должна создаваться только по любви. Взаимопонимание, взаимообогащение культур двух супругов обязательно. Именно поэтому Татьяна, в отсутствие Онегина, пробирается в его библиотеку и изучает его книги. Она стремиться понять и усвоить его культуру. Точно так же стремится понять культуру возлюбленного и героиня последней части фильма "Рассказы". Тоже своего рода Татьяна нашего времени. И герой точно так же недотягивает по глубине личности до неё, как не дотягивал до Татьяны Онегин.

Собственно, роман Пушкина и доказывает первоначальный тезис. "Мы, русские, несчастливы в жизни семейственной" - потому что где нет любви, не может быть и счастья.

Несмотря на это, Татьяна впоследствии поступает как человек традиционного общества - выходит замуж не по любви, а по настоянию матери, чтобы семейными заботами заглушить собственную тоску от неразделённого сильного чувства:

Меня с слезами заклинаний
Молила мать; для бедной Тани
Все были жребии равны...
Я вышла замуж.

Не уверен, что ей это удалось. Но это уже совсем другая тема...


Расписывать лень, по желанию аудитории могу выложить довольно большую диктофонную запись, где обсуждаю все эти идеи с молодой красивой девушкой)) Там хорошо видно, как я пришёл к этим формулировкам. Девушка - человек общительный, у неё великое множество знакомых. Сама из провинции. В деталях расказала мне, как выглядит унылый традиционный брак.
Tags: М_и_Ж, Пушкин, материалы к семинару
Subscribe

  • (no subject)

    В 1991 году в Москву приехал министр финансов Чили Серхио де ла Квадро. Надо сказать, что российские младореформаторы с большим уважением…

  • (no subject)

    "Теория демократического мира — порождение утопического республиканского мессианства — оказывается на удивление удобной гипотезой. Поскольку…

  • Счастье и Христианство

    Направлено ли Христианство на то, чтобы сделать людей счастливыми, принести им счастье? Полагаю, нет. Христианство существуют в системе других…

Buy for 500 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments

  • (no subject)

    В 1991 году в Москву приехал министр финансов Чили Серхио де ла Квадро. Надо сказать, что российские младореформаторы с большим уважением…

  • (no subject)

    "Теория демократического мира — порождение утопического республиканского мессианства — оказывается на удивление удобной гипотезой. Поскольку…

  • Счастье и Христианство

    Направлено ли Христианство на то, чтобы сделать людей счастливыми, принести им счастье? Полагаю, нет. Христианство существуют в системе других…