Самые различные представители РПЦ любят распространяться о том, что-де советский период нашей истории был типичным искушением, в который, по маловерию и прочим слабостям впал русский народ. Из этого обычно делается вывод, что мы, русские, должны покаяться в этом грехе - примерно так же, как немцы каются за свой фашизм. Их нам ещё и в пример ставят.
Далее, утверждается, что беды, выпавшие на нас в ХХ веке - ни что иное, как Божья кара за то, что истинного покаяния русские не принесли. Мол, если бы не было 17 года, то немцы бы никогда не напали. Нас уверяют, что-де одно - особой, духоносной логикой - напрямую связано с другим.
Не собираясь оспаривать первое утверждение (его вообще мало кто понимает), остановлюсь на всех последующих. Ни из чего не следует, что русский народ должен каяться в грехе богоотступничества перед всем миром.
1. Отнюдь не весь русский народ поддался революционному соблазну. Воспользовавшись слабостью существующей власти, революцию совершила кучка заговорщиков, принадлежащих к образованному сословию - и отнюдь не все из них были этническими русскими. К ним примкнула пьяная голытьба, вдохновленная большевистским лозунгом "грабь награбленное!". Значительная часть русского народа все 70 лет советской власти воспринимала её, а равно и марксистскую идеологию как нечто чужеродное. К КПСС относились как к своего рода выскочке, чёрту из табакерки, появившемуся неизвестно откуда. Каков именно процент не принимал советизм - вопрос дискуссионный, но думаю, больше половины политически активного населения страны. К слову сказать, интеллигенция прозрела самой первой. Социалистический строй достаточно быстро трансформировался в азиатский способ производства, и стал более всего выгоден господствующему классу, навязывающего этот строй всему народу военной силой, так что народ ничего не мог поделать. Господствующему классу и следовало бы каяться прежде всего. Однако РПЦ предлагает покаяться всему народу в целом. Сама же она предпочитала дружить с большевистскими властями, а Сталину так вообще пели дифирамбы. Не угодно ли начать покаяние с самих себя?
2. Рассматривая методологию молитвенной жизни (по-настоящему) верующего человека, Иисус говорил: "Егда молишися, вниди в клеть твою, и затворив двери твоя, помолися Отцу твоему, иже в тайне: и Отец твой, видяй в тайне, воздаст тебе яве" (Мф. 6:4). То же самое было рекомендовано и по поводу милостыни: "Внемайте милостыни вашея не творити пред человеки, да видими будете ими: аще ли же ни, мзды не имате от Отца вашего, иже есть на небесех. Егда убо твориши милостыню, не воструби пред собою, якоже лицемеры творят в сонмищах и в стогнах, яко да прославися от человек..." И далее: "Тебе же творящу милостыню, да не увесть шуйца твоя, что творит десница твоя, яко да будет милостыня твоя в тайне" (Мф. 6:1-4). В этой же главе Христос отдельно обговаривает, что в молитве не следует быть многословным, "яко язычницы". И, далее, в той же главе - что людям надо прощать их грехи. Наконец - в продолжение той же логики - мы читаем, что, соблюдая христианский пост, не нужно показывать это на лице другим людям. "Яко да не явишися человеком постяся, но Отцу твоему, яже в тайне" (Мф. 6:18).
Думается, то же самое относится и к покаянию социальному, в прегрешениях, совершённых целым народом.
3. Ни из чего не следует, что мы должны перед всем миром, а особенно перед Западом - кто, в самом деле, назначил его священником? И каково благочестие его самого? И если Запад - весь такой из себя христианский супер-пупер лидер, то не угодно ли ему, по примеру Христа, умыть ноги у своих учеников?
4. Ни из чего не следует, что русские должны каяться вслух, гласно, да ещё и с покаянным видом. Каяться нужно наедине перед Богом, как и учил Спаситель. Ну так мы и будем каяться перед Ним, а не перед неким абстрактным и аморфным "мировым сообществом" (на деле, оно сводится к западным народам, которых, к слову, не раз спасали). И каяться нужно "в тайне". Это наше личное религиозное дело - коль скоро проблема советского периода истории рассматривается в религиозных терминах. Его, к слову сказать, можно рассматривать и в терминах экономических.
Что же касается гласности вообще, как таковой - то то это точно такая же ересь, как масонский лозунг "свобода, равенство, братство". Сама по себе гласность проблемы не решает. Идея гласности - такая же глупость, как утверждение, что в спорах рождается истина. Гласность - инструмент очень гибкий, если следует использовать весьма избирательно.
5. Ни из чего не следует, что русские должны каяться совместно, а не каждый по отдельности, келейно. А тогда это тем более наша проблема, никого она не касается.
6. Зная некоторые особенности западных народов, можно смело утверждать: знаменитое покаяние немецкого народа в фашизме - выражаясь словами Христа, "творится пред человеки", "дабы видимо будет ими". Запад - как раз и есть тот самый лицемер. Покаяние его поверхностно. Это типичный "повапленный гроб", "полный изнутри всяких нечистот". Что-то, воля ваша,
7. Что касается нападения немцев в 41-м как результат отпадения русских от Бога - то почему же немцы нападали на нас в 1913, и ещё ранее? Получается, мы всегда, во все времена, были самым грешным народом, заслуженно претерпевающего посланные Богом испытания? То есть нам следует каяться чуть ли не во всей русской истории? Это ли не абсурд?
8. Если уж осмыслять всё в терминах религиозных, то следует идти до конца, как то и делается до сих пор в традиционных культурах. Если нападение врагов свидетельствует о духовной слабости пострадавших, а то и о грехах и маловерии их, то победу - также в религиозных терминах (ведь мы должны быть последовательны, мыслить в одних и тех же категориях?) - следует понимать как однозначное доказательство правой веры. Ну и как оно, применительно к марксистко-ленинскому вероучению?
9. Наконец (это чуть ли не самое главное), утверждения, что немцы вторглись в нашу страну, дабы избавить от ярма большевизма (либо намёки на то) - высшее достижение геббельсовской пропаганды. Именно высшее, так как действует до сих пор, и разделяется многими русскими националистами, верящими, как известно, немцам более, чем собственным предкам. Несмотря на то, что Геббельс был большая умница (угадайте, кто первый придумал тащить олимпийский факел своим ходом из Афин в страну Олимпиды?), негоже русскому патриарху придерживаться такого, либо сходного мнения. И уж тем более транслировать его всероссийской пастве.
Нельзя быть уверенным, что призывы к покаянию в советизме должны раздаваться с самых высоких
Утверждения, что патриарх избран волею Божией, а потому не может ошибаться, и мы должны в любом случае смиряться перед его мнением, как священноначалия - оставьте глупым бабкам.
Journal information