Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Category:

Размышления о русском танце


"Пляска природы и человека пляс

Божественный мир вокруг нас наполнен жизненными ритмами и движениями. Ритмами приливов и отливов, закатов и восходов. Движением рек, водопадов, порывами ветра, и легким дуновением.

Человек с древности ощущал пляску и танцы природы и пытался двигаться с ними согласованно. Пробовал влиять на тварный мир и явления природы своим ритмом и движением. Так родилась культура, обряды и обычаи.

Например: в культе солнцу, хороводы заводили солнечный круг, кулачные бои и костры на горах приближали небесный жар-огонь к земной весне-расцветанию.
В культе предков яркие пляски, танцы, удары, состязания были доказательством состоятельности живущих, способности мочь, нести, достигать, продолжать Род-племя.
В культе плодородия, аграрном и семейном, удары-дроби, телесный контакт, поцелуи, катание по полям, разрывание чучела, кровопролитие в кулачках, броски в борьбе способствовали плодородию Земли-матушки и деторождению в семье-общине:
«топчи землю-грибы будут, салуй девок любить будут».
Так, мировоззрение, через душу проявляло себя в теле, а тело выражало это языком пляски, языком ритмопластики.

Человек – Человек. Выход в люди

Выход на круг плясать, всё равно, что выход в люди, а для некоторых как прогулка на казнь.

«пошла плясать, доски гнутся,
сарафан короток, ребята смеются»


Преодоление страха, который сопутствует любому публичному выходу, есть основная задача. Дышите, друзья, и двигайтесь, всё будет здорово!

«Отчего не поплясать, отчего не топнуть,
Неужели в этом доме, половицы лопнут!»


После выхода, удара-утверждения, следует «проходка». Во время «проходки», вы осваиваете пространство круга, освобождаетесь от последних, «липнущих» к вам, комплексов-зажимов, и, «захватывая» территорию, захватываете и внимание людей в кругу.

«Пошла плясать по одной доске,
Не ругай меня мать, я и так в тоске»


Захватив внимание, самое время сделать «заявление». Для «заявления» в пляске хороши «выкрички» и частушки, которые своей короткой и ёмкой формой выражают ваши представления.

«Мы пришли сюда не драться, и не девок отбивать,
Наше дело молодое, нам охотно погулять»


Да, ещё нужно их «подтвердить», как печатью в конторе нотариуса. «Подтверждение» происходит дробью, буквально вбивающей фразы частушки. Монолог можно считать состоявшимся. Осталось пройти по кругу, собрать «срез» внимания и выйти из круга, либо вызвать кого на соперничество - «перепляс».

Вызов соперника, диалог

Для парня выход в «перепляс» - это показ своей удали, состязание. Нельзя «ударить в грязь лицом». Парни подначивают друг друга, «берут на слабо», поддевают.

«Если хочешь показаться, ты в присядку попляши,
А порты с тебя повалятся, мочалом привяжи»


Подначивая, нет задачи «опустить» (обидеть, оскорбить) человека, эти «подначки» дозированы, для укрепления. Не так бывает сейчас, в современности, унижают, чтобы доминировать и казаться сильными, но на самом деле, бедные «садисты» всего лишь на время «забивают» этим свои комплексы неполноценности.

«Поддёвки» - это проверка психической состоятельности, как и перед любым боем, битвой. Это коллективное и подсознательное прививание возможности устоять в брани психической, проявить волю.

В «переплясе» между парнями возникает «диалог» – состязание. Напряжение, кураж, удаль создают радостное и восхищенное состояние у всех присутствующих, особенно у девушек. Девушка решает внутренне с кем она хочет плясать-танцевать этот вечер («кто ж меня танцевать будет»). Задача в «переплясе» - выдержать взгляд соперника, ответить на движение своим движением, сплясать чётко и слаженно, в заданный темп и ритм.

Мужики в пляске более основательны, поражают свободой и чёткостью народ и свои «половины». Если и куражатся - то мастерски, любой выплеск эмоций у солидных мужиков и «бородачей» бодрит народ, вызывает улыбки и смех: «смотри как парень завёлся, ишь чё выделыват, могёть ешшо», «а ну кто почище моего, давай!, выходи!».

«Ну–ка, Федя выходи, в расходку попляши,
Свою басеньку походочку народу покажи!»

«Девки, девки, где вы были, когда был я молодой,
А теперя моё рыло обрастает бородой»


«Хлопушки» по всем частям тела показывают удаль и «могутность» биться-бороться, отстаивать «своё», кроме того, разогревают тело, как в бане, снимают напряжение и недобрые взгляды.

Вызов парнем девушки, женщины

«Ты зачем меня ударил, балалайкой по плечу,
Я затем тебя ударил, познакомиться хочу»


Отношение в пляске – переплясе парней, мужиков к женскому полу особое. Состязательность игривая, мягкая, ироничная, весёлая.

«Выходи плясать на пару, я не знаю как Вас звать,
Вместо дроли, сероглазая, пойдём со мной гулять»


Парень вызывает в перепляс «девку», но может получить и отказ. Девушка и сама может выйти в круг, если боевая, и пригласить взглядом, платком приглянувшегося парня. У девушек вообще богатый набор намёков, «недомолвок», взглядов, вот и сидит - ждёт когда парень догадается, «стреляет» глазами и т.д. Парни же более толстокожи, и не всегда понимают, чего от них хотят, бывает и как телки «мнутся» подолгу. Вот потому, сообразительным и ловким весь Цвет девичий на вечёрке и достаётся.

Потому, как от парня ждут инициативы и активности, он ведёт!

Женщин замужних («баб»), пришедших на вечёрку-праздник без мужа (не пляшет, на заработке, и т.д.), парни могли пригласить, но с особым отношением, не как к девушке. Они оказывали таким образом почёт-уважение, и назывались в танце – почётники.
О правильности происходящего на вечёрке, следят и понимают десятки глаз. «На деревне не спрятаться, не уйти от придирчивых глаз». Всегда есть острые ответы «под руку» плясунам, это комментарии со стороны:

«Это чей паренёк задаёт колена,
Не достало бы ему осинова полена»;

«Это чей паренёк на кругу ломается,
Перед моей матанею, она не догадается»;

«Вы пляшите, пол не проломите,
У нас под полом вода, вы не утоните»;


Постановка рук в пляске

Где находятся руки в пляске, «играет» не последнее место. Так, например, руки в «боки», - это и расширение видимых габаритов тела, захват внимания, стать, постановка в позицию.

Девушки более скромно поднимают руки, обычно одну руку с платочком, две - реже. О функции платка, более подробно см. в «ОДЕЖДА и ОБЫЧАЙ». Две руки воздевают «бабы», это издревле знак прошения благосклонности богов, знак - прошение плодородия, деторождения. Роженицы на вышивках так и изображаются с воздетыми руками.
Руки движутся и ими оказываются знаки приятия, отстранения, сближения, прощания и др.
Мужские движения в пляске с девушкой, женщиной носят оберегающий характер, а также демонстрацию воли и удали.
В пляске мужской движения рук, а также ног напоминают своей координацией движения в бою, борьбе.

Танцы

«Ты куда меня повёл, такую раскрасавицу,
Я туда тебе веду, иди не разговаривай»


Парные танцы это подготовка к семейной жизни, умение слушать и слушаться. Парень учится вести ровно, без рывков, чувствует натяжение в моментах кружения, вовремя отпускает и «ловит» свою пару. Настоящий мужик это уже умеет, он ведёт точно, без лишнего напряжения, слушает, что происходит с его половиной, не только ловит движения, но и мысли и поправляет, правит. Вот это и есть умение слушать и вести свою девушку, а затем и жену по жизни. Домострой в действии.
А она слушается, а всё потому что плывёт, буквально парит в танце, это же состояние полёта ей хочется продолжить в семейной жизни. Позволить собой управлять может только счастливая женщина. И она позволяет, если парень или мужик понимающие и способны вести и управлять.

На мужике весь танец держится, и вся жизнь. Для мужика по жизни это просто формулируется как «Надо» и мужики передают это как традицию парням. Для женщины это звучит как «Хочу», и девушкам они впоследствии передают свою шкалу соответствий парня, за которого можно выйти замуж.
Это и есть то самое: «как и за кого правильно выйти замуж». Когда параметры необходимые для полёта создаются, срабатывает механизм открывания ключа в замке, и внезапно для неё самой, в душе, звучит «Хочу».

В этот момент в кружении не только ноги от пола «отрываются» у «девки», но и душа, и сердце. Почему и говорят «вскружил голову». Главное чтобы у девушки был не сбитый механизм распознавания. А если компас сбит, жди беды.
Если всё совпало, танец состоялся. Танец состоялся, и свадьба недалеко. А там и жизнь-плавание-полёт, в котором жены как в танце отпускают своих и ждут их. Все как в танце, идти за своим, и ждать своего, естественно и природно для женщины. Это обретение состояния взаимной целостности.

Пляска-терапия

В пляске есть ярко выраженный терапевтический эффект. Всё тело двигается, прохлопывается, контактирует с другими участниками действия. Ритмизуется, интонирует. Когда пляшут, не болеют и здоровья «целое беремя».
Есть и социальная терапия. В пляске, невозможно злиться, обижаться на кого-то, держать в себе, напрягаться. Все здороваются, кружатся, смеются, радуются. Ритм, общение, снимают комплексы и зажимы.
Боль, недуг, неприязнь, можно проплясать, выплясать, снять двигательно и эмоционально. Пляска и танцы это замечательное профилактическое и лечебное действо..."

Андрей Каримов https://vk.com/ladsibir (из книги (пока рукописи) "Мужской Мир" (понятия, события, смыслы) январь 2013 год, г.Новосибирск. Обратная связь: ladsibir@mail.ru"

На ту же тему: http://kot-begemott.livejournal.com/1678512.html
Tags: М_и_Ж, психология, русское, цитат
Subscribe
promo kot_begemott december 12, 04:34 121
Buy for 50 tokens
Если можете, помогите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments