"Первоначально танец, как действо, в любой древней народной был обращён к природе и божественному (духовному) миру, и нёс ритуальный смысл, т.е. человек или группа людей была как центральное звено в неразрывной цепи между небом и землёй. И до сих пор, в ряде деревень, водят и проводят свои традиционные танцы, так водятся курские «карагоды», поморские «столбы» или псковский «кружок». Когда начинает звучать музыка, либо песня, либо просто традиционный ритм, в человеке просыпается особое состояние, где он ощущает связь и с небом, и с «корнями», а порой и со своими предками, которые плясали подобное в свои времена, да и вообще со всем окружающим (через свою душу).
Сам же пляс – это смех и юмор, открытость и игра, порой, в обличье национальных костюмах, через которое, человек несет миру красоту своей Души, веселье себе и окружающему миру! Рассказ о прошлом Руси, тк в моментах действа, очень часто поются песни с упоминанием о былинных героях, князях иль других мудрых правителях или просто деяний людей на просторах своего иль чужого Отечества. Со всем тем, что и сформировало и формирует по ныне – нашу народную, русскую культуры и народные же традиции. Одна из частей которой, и именуется – русской пляской или ПЛЯСом.
Русская пляска несет в себе, как и импровизацию, так и четко вымеренные танцевальные фигуры — коленца — которые бывают весьма разнообразны. Участники пляски свободно использовали их по своему усмотрению. И если пляс шел в свободной форме, без привязок к определенному набору коленьев, каждый из участников может занять то место, которое ему хочется, при плясе.
В основе плясов, все ж, имеется ряд характерных движений - приемов. Один из наиболее явных и распространенных – шаг плясовой, который может состоять из множества разнообразных элементов, в т. ч. из приседаний, подъёма на цыпочки, подскоки и прыжки и др. Распространённым вариантом шага были дробушки, т. е. быстрые движения ногами на одном месте. Плясовой шаг может сопровождаться игрой, жизнью – тела, в том числе и покачиваниями бедрами, что особенно было характерно для женской пляски.
Пляс или пляска, могли быть, как женскими, так и мужскими, если они были не смешенными.
о время гульбы (гуляния) в плясе могли принимать участие все те, кто фактически находился в этот момент на улице или в избе. Да так, что говорили в народе, что плясали "в три ноги", "ажно пыль столбом стоит" или что "полавочье трясется, половица приговаривает". Кроме массовых плясок были еще так называемые групповые пляски, в которых принимала участие только часть присутствовавших на празднике людей, остальные играли роль зрителей, подзадоривая плясавших. Массовые и групповые пляски могли быть только мужскими, только женскими или смешанными.
Женские пляски отличались от мужских. Они были более лирическими, в них преобладали движения руками, плечами, головой, покачивания бедрами, красивый мелкий шаг, дробление ногами.
В старинной русской песне о таких плясках говорилось:
"Пред Петрушечкой
Пойду рёбрушком,
Пред добрыми людьми
Пойду белыми грудьми,
Перед мальчиками
Пойду пальчиками.."
(Цит. По К. Голейзовскому. С. 326).
Мужские пляски отличались быстротой и некоторой агрессивностью, для них были характерны быстрые коленца: присядки, резкие взмахи руками, притоптывания, верчения. Хороший танцор, с точки зрения крестьян, - это тот, для которого характерна "живность", "лихость", "вертость".
В стихотворении Н.Я. Прокоповича
"Повесть о том, как Садко богатый был в гостях у царя морского", написанном в 1836 году,
лихой плясун описывается так:
"Гость Садко царю играет,
Царь морской не утерпел,
В зубы бороду хватает
И в присядку полетел.
Час, другой прошел - он пляшет,
Головой, руками машет,
Ухватившись под бочок,
Царь кружится, как волчок,
Плещет радостно в ладошки,
То притопнет гуслям в лад,
То попятится назад,
На одной вертится ножке,
И, отряхивая пот,
От веселья инда ржет"
(Цит. по К.Голейзовскому. С. 326).
Хотя наряду с массовыми и групповыми плясками в деревнях были распространены пляски парные и сольные. Данные плясы могли исполняться женщиной и мужчиной или двумя женщинами, двумя мужчинами, для того, что бы показать себя, свою удаль или красоту движения жизни. Хотя, порой, имели и состязательный характер: каждый старался показать себя, да свои умения в пляске - "переплясать" своего соперника.
Плясам учились с малых лет, как и многому другому, вбирая с малых лет – национальную, русскую культуру и ценности, да и, зачастую, обучаясь этому делу на праздниках и гуляниях, вне специализированных школ. Подсмотрел, увидел и уже пробуешь плясать, тк движения просты и интересны, а через них и можно посмотреть, на сколько жив ты сам и твое тело, где оно сковано иль зажато, где живет оно, играет, а где и нет. Что б в следующий раз, можно было, поправить (излечить), да изладить и пуститься уж с новыми силами – в пляс.
Зачастую этому помогали и старики, которые наблюдали за происходящим, могли ободрить советом или показать частушкой, какой недостаток виднеется у пляшущих, аль помочь советом или делом, как избавиться от порока (несовершенства), как в теле, так и в духе (мышлении, сознании, психологии и тп). Порой оно ощущается как некая очищающая сила. Так, например, на Вологодчине рассказывают плясуны: «Пляшешь и волосы дыбом встают, а ты как летишь». Можно называть это по-разному, но речь идёт о вполне реальных ощущениях живых людей, людей с силой русского духа.
С возрастом навыки шлифовались, придумывались новые «коленца». Танцоры старались не только повторить, но что-нибудь своё придумать отсюда большое разнообразие самобытных русских переплясов, которые жили в разных деревнях иль местах, но редко были похожи на соседские. Хотя умение чувствовать и понимать движение, пляс, а в чем-то и саму изменчивую жизнь, помогали быстро обучаться новому и охранять, да и множить – народные традиции и культуру.
Соревнуясь в пляске, народ, щеголял ловкостью, удалью и грацией, праздничными нарядами, которые сами же и изготавливали. Парни и девушки присматривались друг к другу и чтобы понравиться, старались и в танцах показать себя. Через показ же, почувствовать друг друга, да и понять, на сколько человек пред тобой – подходит для жизни совместный на многие года.
Чувствуется же, в плясе, и характер человека, его норов и поведение, без масок и личин.
До Революции, а во многих местах и до Великой Отечественной войны проводились состязания плясунов — чаще всего на ярмарках. На известных плясунов порой «спорили» и делали ставки. Победитель получал хороший приз в виде подарка, угощений или денег. Добыча, как правило, делилась на всю «честну́ю» компанию. Состязания проходили в виде парной и одиночной пляски в форме перепляса. Переплясывая, один из плясунов показывал одно движение или их комбинацию, соперник должен был их в точности повторить. Затем показывал свои. К каждым выходом движения усложнялись. Иногда, в переплясе были другие правила: соревнующиеся, попеременно показывали свои движения, при этом нельзя было повторять предыдущие. Проигрывал тот, у кого первого заканчивался набор «выкрутасов».
Порой танцевали одновременно «до упа́ду» — кто первый упадёт от усталости. Пляс позволял человеку прочувствовать всю полноту и радость праздника, почувствовать себя свободным от забот и тревог будней!
Сейчас народный танец воспринимается как платочки-сарафанчики, девушки задирающие ноги, мужички в сапогах, отчебучивающие присядку... И вот еще немного и, возможно, появиться еще и медведь с балалайкой. Все б ничего, только это "сценический народный танец", в котором хореография давно убила всё народное, а самое главное - добралась и до смысла танца, и его назначения, как его понимали наши предки.
Народный танец или же ПЛЯС (об этом мы поговорим, чуть позже) очень просто и глубоко воспроизводит традиционный уклад, те практически урок серии "как видели мир русские люди".
Особо, чрез него, проглядывались особенности взаимоотношения мужчины и женщины.
Ведь многое проявляется чрез дело и тело, а через это уж проявляется Дух и Душа человека.
Причём очевидна иерархия этих частей: Душа телом правит и через него проявляется, а не наоборот.
Хотите верьте, а хотите и проверяйте.
Обратите внимание, как пляшут в деревнях. Гармонист заиграл, а все стоят, мнутся, жмутся, переглядываются, переминаются, но на пляс не выходят, нееет!
Почему?
Потому что душа как огонь, должна заняться, разойтись, загудеть охотой.
Без охоты - какой пляс? Не покатит. Вот стоят и набираются жару, охоты.
И вот сперва брови повелись (да-да, именно с них пляс начинается, как у царя морского от гуслей Садко), потом ножки подтопывать стали, руки "зачесались", а потом только ноги "сами" в круг выходят.
Очень важно, что первыми в круг плясать выходят парни (этих зажигать долго не нужно - возраст такой, что вспыхивают сразу), потом мужики (эти поосновательнее будут, потяжелее на подъём).
Начинается перепляс: друг друга подыначивают, поддевают, выпендриваются: я вот так сплясал, а ты? - а я почище твоего, слабо так? Постепенно втягиваются самые скромные и тяжёлые, раззодоренные и раздразнённые пляшущими. Вот душа зажглась, пошла движуха. Заодно таким переплясом приводят в порядок тело: суставы разогревают, снимают напряжение похлопыванием ладоней (а вы думаете эти ладошки просто так?), тело наполняют движением.
А девки тем временем примечают удальца, с которым охота весь вечер танцевать. Девка может выйти в круг и плясом показать, к кому расположена. Или подождать, посидеть выразительно, пока избранник сам не додумается и пригласит. Но первый шаг делает парень! Он зачинает приглашением их танец! С мужика всё начинается и всё тут. Девушка при этом может и отказать, если парень не по нраву. Но такую позовут-позовут да и оставят в покое - будет со своим нравом в одиночестве доживать жизнь досиживать вечер..."
Источник: https://vk.com/topic-34067041_28829720
На ту же тему: http://kot-begemott.livejournal.com/1678132.html
Journal information