Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Categories:

Размышления о русском танце-2


"Первоначально танец, как действо, в любой древней народной был обращён к природе и божественному (духовному) миру, и нёс ритуальный смысл, т.е. человек или группа людей была как центральное звено в неразрывной цепи между небом и землёй. И до сих пор, в ряде деревень, водят и проводят свои традиционные танцы, так водятся курские «карагоды», поморские «столбы» или псковский «кружок». Когда начинает звучать музыка, либо песня, либо просто традиционный ритм, в человеке просыпается особое состояние, где он ощущает связь и с небом, и с «корнями», а порой и со своими предками, которые плясали подобное в свои времена, да и вообще со всем окружающим (через свою душу).

Сам же пляс – это смех и юмор, открытость и игра, порой, в обличье национальных костюмах, через которое, человек несет миру красоту своей Души, веселье себе и окружающему миру! Рассказ о прошлом Руси, тк в моментах действа, очень часто поются песни с упоминанием о былинных героях, князях иль других мудрых правителях или просто деяний людей на просторах своего иль чужого Отечества. Со всем тем, что и сформировало и формирует по ныне – нашу народную, русскую культуры и народные же традиции. Одна из частей которой, и именуется – русской пляской или ПЛЯСом.

Русская пляска несет в себе, как и импровизацию, так и четко вымеренные танцевальные фигуры — коленца — которые бывают весьма разнообразны. Участники пляски свободно использовали их по своему усмотрению. И если пляс шел в свободной форме, без привязок к определенному набору коленьев, каждый из участников может занять то место, которое ему хочется, при плясе.

В основе плясов, все ж, имеется ряд характерных движений - приемов. Один из наиболее явных и распространенных – шаг плясовой, который может состоять из множества разнообразных элементов, в т. ч. из приседаний, подъёма на цыпочки, подскоки и прыжки и др. Распространённым вариантом шага были дробушки, т. е. быстрые движения ногами на одном месте. Плясовой шаг может сопровождаться игрой, жизнью – тела, в том числе и покачиваниями бедрами, что особенно было характерно для женской пляски.



Пляс или пляска, могли быть, как женскими, так и мужскими, если они были не смешенными.

о время гульбы (гуляния) в плясе могли принимать участие все те, кто фактически находился в этот момент на улице или в избе. Да так, что говорили в народе, что плясали "в три ноги", "ажно пыль столбом стоит" или что "полавочье трясется, половица приговаривает". Кроме массовых плясок были еще так называемые групповые пляски, в которых принимала участие только часть присутствовавших на празднике людей, остальные играли роль зрителей, подзадоривая плясавших. Массовые и групповые пляски могли быть только мужскими, только женскими или смешанными.

Женские пляски отличались от мужских. Они были более лирическими, в них преобладали движения руками, плечами, головой, покачивания бедрами, красивый мелкий шаг, дробление ногами.

В старинной русской песне о таких плясках говорилось:
"Пред Петрушечкой
Пойду рёбрушком,
Пред добрыми людьми
Пойду белыми грудьми,
Перед мальчиками
Пойду пальчиками.."
(Цит. По К. Голейзовскому. С. 326).

Мужские пляски отличались быстротой и некоторой агрессивностью, для них были характерны быстрые коленца: присядки, резкие взмахи руками, притоптывания, верчения. Хороший танцор, с точки зрения крестьян, - это тот, для которого характерна "живность", "лихость", "вертость".

В стихотворении Н.Я. Прокоповича
"Повесть о том, как Садко богатый был в гостях у царя морского", написанном в 1836 году,
лихой плясун описывается так:

"Гость Садко царю играет,
Царь морской не утерпел,
В зубы бороду хватает
И в присядку полетел.
Час, другой прошел - он пляшет,
Головой, руками машет,
Ухватившись под бочок,
Царь кружится, как волчок,
Плещет радостно в ладошки,
То притопнет гуслям в лад,
То попятится назад,
На одной вертится ножке,
И, отряхивая пот,
От веселья инда ржет"
(Цит. по К.Голейзовскому. С. 326).

Хотя наряду с массовыми и групповыми плясками в деревнях были распространены пляски парные и сольные. Данные плясы могли исполняться женщиной и мужчиной или двумя женщинами, двумя мужчинами, для того, что бы показать себя, свою удаль или красоту движения жизни. Хотя, порой, имели и состязательный характер: каждый старался показать себя, да свои умения в пляске - "переплясать" своего соперника.

Плясам учились с малых лет, как и многому другому, вбирая с малых лет – национальную, русскую культуру и ценности, да и, зачастую, обучаясь этому делу на праздниках и гуляниях, вне специализированных школ. Подсмотрел, увидел и уже пробуешь плясать, тк движения просты и интересны, а через них и можно посмотреть, на сколько жив ты сам и твое тело, где оно сковано иль зажато, где живет оно, играет, а где и нет. Что б в следующий раз, можно было, поправить (излечить), да изладить и пуститься уж с новыми силами – в пляс.

Зачастую этому помогали и старики, которые наблюдали за происходящим, могли ободрить советом или показать частушкой, какой недостаток виднеется у пляшущих, аль помочь советом или делом, как избавиться от порока (несовершенства), как в теле, так и в духе (мышлении, сознании, психологии и тп). Порой оно ощущается как некая очищающая сила. Так, например, на Вологодчине рассказывают плясуны: «Пляшешь и волосы дыбом встают, а ты как летишь». Можно называть это по-разному, но речь идёт о вполне реальных ощущениях живых людей, людей с силой русского духа.

С возрастом навыки шлифовались, придумывались новые «коленца». Танцоры старались не только повторить, но что-нибудь своё придумать отсюда большое разнообразие самобытных русских переплясов, которые жили в разных деревнях иль местах, но редко были похожи на соседские. Хотя умение чувствовать и понимать движение, пляс, а в чем-то и саму изменчивую жизнь, помогали быстро обучаться новому и охранять, да и множить – народные традиции и культуру.

Соревнуясь в пляске, народ, щеголял ловкостью, удалью и грацией, праздничными нарядами, которые сами же и изготавливали. Парни и девушки присматривались друг к другу и чтобы понравиться, старались и в танцах показать себя. Через показ же, почувствовать друг друга, да и понять, на сколько человек пред тобой – подходит для жизни совместный на многие года.
Чувствуется же, в плясе, и характер человека, его норов и поведение, без масок и личин.

До Революции, а во многих местах и до Великой Отечественной войны проводились состязания плясунов — чаще всего на ярмарках. На известных плясунов порой «спорили» и делали ставки. Победитель получал хороший приз в виде подарка, угощений или денег. Добыча, как правило, делилась на всю «честну́ю» компанию. Состязания проходили в виде парной и одиночной пляски в форме перепляса. Переплясывая, один из плясунов показывал одно движение или их комбинацию, соперник должен был их в точности повторить. Затем показывал свои. К каждым выходом движения усложнялись. Иногда, в переплясе были другие правила: соревнующиеся, попеременно показывали свои движения, при этом нельзя было повторять предыдущие. Проигрывал тот, у кого первого заканчивался набор «выкрутасов».

Порой танцевали одновременно «до упа́ду» — кто первый упадёт от усталости. Пляс позволял человеку прочувствовать всю полноту и радость праздника, почувствовать себя свободным от забот и тревог будней!

Сейчас народный танец воспринимается как платочки-сарафанчики, девушки задирающие ноги, мужички в сапогах, отчебучивающие присядку... И вот еще немного и, возможно, появиться еще и медведь с балалайкой. Все б ничего, только это "сценический народный танец", в котором хореография давно убила всё народное, а самое главное - добралась и до смысла танца, и его назначения, как его понимали наши предки.

Народный танец или же ПЛЯС (об этом мы поговорим, чуть позже) очень просто и глубоко воспроизводит традиционный уклад, те практически урок серии "как видели мир русские люди".
Особо, чрез него, проглядывались особенности взаимоотношения мужчины и женщины.

Ведь многое проявляется чрез дело и тело, а через это уж проявляется Дух и Душа человека.
Причём очевидна иерархия этих частей: Душа телом правит и через него проявляется, а не наоборот.

Хотите верьте, а хотите и проверяйте.

Обратите внимание, как пляшут в деревнях. Гармонист заиграл, а все стоят, мнутся, жмутся, переглядываются, переминаются, но на пляс не выходят, нееет!
Почему?

Потому что душа как огонь, должна заняться, разойтись, загудеть охотой.
Без охоты - какой пляс? Не покатит. Вот стоят и набираются жару, охоты.
И вот сперва брови повелись (да-да, именно с них пляс начинается, как у царя морского от гуслей Садко), потом ножки подтопывать стали, руки "зачесались", а потом только ноги "сами" в круг выходят.

Очень важно, что первыми в круг плясать выходят парни (этих зажигать долго не нужно - возраст такой, что вспыхивают сразу), потом мужики (эти поосновательнее будут, потяжелее на подъём).

Начинается перепляс: друг друга подыначивают, поддевают, выпендриваются: я вот так сплясал, а ты? - а я почище твоего, слабо так? Постепенно втягиваются самые скромные и тяжёлые, раззодоренные и раздразнённые пляшущими. Вот душа зажглась, пошла движуха. Заодно таким переплясом приводят в порядок тело: суставы разогревают, снимают напряжение похлопыванием ладоней (а вы думаете эти ладошки просто так?), тело наполняют движением.

А девки тем временем примечают удальца, с которым охота весь вечер танцевать. Девка может выйти в круг и плясом показать, к кому расположена. Или подождать, посидеть выразительно, пока избранник сам не додумается и пригласит. Но первый шаг делает парень! Он зачинает приглашением их танец! С мужика всё начинается и всё тут. Девушка при этом может и отказать, если парень не по нраву. Но такую позовут-позовут да и оставят в покое - будет со своим нравом в одиночестве доживать жизнь досиживать вечер..."

Источник: https://vk.com/topic-34067041_28829720

На ту же тему: http://kot-begemott.livejournal.com/1678132.html
Tags: история, психология, русское, цитаты
Subscribe

  • Психологические аспекты Барби-мании

    Сначала два самых главных аспекта. 1. "Восторг освобождения". Те, кто застал период нашей истории 1989-1991 годов, хорошо помнят это настроение,…

  • (no subject)

    Неприятие советского этапа нашей истории есть неприятие принадлежности России к Системе Выживания. Мол, европейцами бы стали. Если бы не пришли…

  • Унылая и невыразительная духовность

    Наш музыкальный звукоряд из семи нот, в совокупности с основой европейской (и нашей) мелизматики "тоника - субдоминанта - доминанта - тоника"…

Buy for 500 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments