Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Categories:

О психологии подростка


Особенность подростка в том, что у него уже достаточно развиты мозги. Достаточно для элементарного обобщения, для усвоения общих жизненных принципов. То есть речь не идет о том, "что такое хорошо и что такое плохо" из стихотворения В. Маяковского, но о добре и зле в целом. Подросток уже умеет "ведати доброе и лукавое", по крайней мере умозрительно.

Познание идет поначалу по пути сравнения сходного. Каждая жизненная ситуация требует осмысления, сравнения со сходными ситуациями, после чего можно выводить общее. Таким образом, у человека с жизненным опытом этот последний участвует в осмыслении всех жизненных ситуаций наравне с идеалами.

Однако жизненного опыта у подростка нет. Опыт подростка касается лишь его повседневности - покамест нет реального материала для сравнения. Не накоплен.

Эту недостачу и восполняют общие принципы и идеалы. То есть занимают не только свое "психическое помещение", но и соседние. Начинают работать там, где должно происходить сравнение с реальным опытом.

Вот и получается, что любую мелочь подросток оценивает с точки зрения самых высоких идеалов - соответствует, не соответствует...

Возникает резонный вопрос: но почему подросток не занимает позицию смиренного школяра, и не просто учится жизни, но пытается сам её учить, подходя с завышенной меркой? Здесь всё ещё проще. Детеныш вырос и имеет (почти) взрослое тело - физиологически уже может заняться сексом (только пока не знает, зачем:) для него это будет не продолжение "взрослого" общения, а способ самоутверждения, желание быть на них похожим), имеет массу взрослых навыков - способность приготовить себе еду, использование транспорта, банковских карточек и прочее, ну, и те самые умеющие обобщать мозги. Пора начинать занимать подобающее место в стае. Пора начинать работать локтями. В традиционных культурах обряд инициации, включение в сообщество взрослых проходил именно в подростковом возрасте. У нас же каждый вынужден делать это сам.

Так что стимулов пытаться прогнуть под себя жизнь у выросшего детеныша вполне достаточно. Для этого всегда потребна некоторая излишняя вера в собственные силы, избыточная самоуверенность. Хотя бы в плане осуждения мира взрослых. Типа, "у меня всё будет иначе, ведь я особенный". Понимаю.
Tags: педагогика, психология
Subscribe
promo kot_begemott december 12, 04:34 120
Buy for 50 tokens
Если можете, помогите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments