Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Categories:

О психологии родителей


О психологии подростков написал, теперь перейдём к родителям))

Основная ошибка их - в том, что ребёнку желают стандартного блага (ну, или счастья, это всё равно). Так, как его понимают сами.

При этом многие родители не учитывают, что у ребёнок вырос, стал индивидуальностью, и у него могут оказаться нестандартные, а подчас даже экзотические потребности. Причём, выражаясь психологическим языком, весьма массивные.

А если потребность есть, то она будет удовлетворена, вне зависимости от того, приносит это благо, или нет.

Как действуют среднестатистические родители? Через запрет. То есть гонят природу в дверь. Им проще рассматривать действия ребёнка не как (элемент) решения внутренней его проблемы, но как некую блажь, ошибку, отклонение от (единственно) правильного поведения. Мол, если вернуть ребёнка на правильный путь, то всё снова будет хорошо. Это весьма недальновидная позиция.

Между тем, следовало бы проанализировать генезис потребности, и выяснить, каким образом ребёнок собирается её удовлетворять. Здесь то самое правило политики - "если не можешь запретить, то возглавь".

Для этого нужно вдумчивое отношение к ребёнку, а ещё - доверительные отношения с ним. Дело в том, что действуя через запрет, родители оказываются в роли "плохих запретителей", что есть педагогически и даже психологически очень слабая позиция. Контакт ребёнка с родителями стремительно утрачивается - на первый раз ребёнок послушается, но вывод сделает однозначный - его проблемы он должен решать сам. Попросту, он становится куда более скрытным. В следующий раз родители вообще не узнают о его действиях, то есть сами роют яму как своему чаду, так и себе.

И если в первом приближении к решению "экзотической" проблемы (которое жёстко пресекли родители), ребёнок мог найти более-менее безобидное решение - здесь сказывается присущая детям осторожность (ну, или может сказаться, не всем везёт), то после запрета его путь может оказаться весьма извилист. Способ, который найдёт ребёнок в следующий раз, может оказаться не таким безобидным, как было в первый. Скажем, если все друзья курят, то после (официального) запрещения курения сигарет ребёнок начнёт покуривать травку.

Постепенно родители рискуют потерять над ребёнком полный контроль. А всё потому, что подходили к нему со слишком узкими рамками, не соизволили выяснить, что его потребности нестандартны. Вместо того, чтобы изучить потребность, и способ решения, который нашёл ребёнок. Собственно, здесь речь идёт о древнем как мир непонимании детей. Одна моя знакомая, принадлежащая, без преувеличения, к элите русской интеллигенции, была в ужасе, когда её сын-подросток внезапно увлёкся компьютерными играми. Так и не смогла примириться и простить))

Ошибочность педагогической стратегии родителей усугубляется тем, что процесс изучения "экзотической потребности" зачастую не связан с запредельными трудностями. Ведь у нас теперь есть Интернет. Не ту музыку слушает - пророй Сеть, изучи отзывы. Сходи на форум психологов, дай им ссылку на плеер, пусть выскажут мнение. Не с тем человеком связался - изучи его страницу Вконтакте, копни отзывы других, да, наконец, посмотри на него живьём.

Запрет вместо изучения - вообще довольно привлекательный путь. Закон экономии энергии, понимаю.
Tags: глубоко личное, педагогика
Subscribe
promo kot_begemott august 8, 04:34 123
Buy for 50 tokens
Если можете, поддержите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments