Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Categories:

Интеллигентская любовь к азиатчине


"Долгие годы он играл с ними в опасную игру – ставкой была жизнь. Он принял их правила игры. Он засыпал, положив голову на их камни. Вечно он был в погоне и, как они, проводил свои ночи наедине с ветрами и звездами, словно в библейские времена. И вот он уезжает, – значит, игра не была для него превыше всего. Он небрежно бросает карты, предоставляя маврам играть одним. И они смущены – есть ли смысл в этой жизни, если она не забирает человека всего, без остатка? Но нет, им хочется верить в него.
– Твой Боннафу еще вернется.
– Не знаю.
Он вернется, думают мавры. Что ему теперь европейские игры? Ему быстро наскучит сражаться в бридж с офицерами, наскучат и повышение по службе, и женщины. Он затоскует по благородной жизни воина и возвратится туда, где от каждого шага сильнее бьется сердце, словно идешь навстречу любви..."

Антуан де Сент Экзюпери. "Планета людей"


Продолжая логику текстов "Может ли интеллигент быть харизматическим лидером?" и "О Традиции, культурном расколе XVII века и Русской Идее", который лучше слушать в диктофонной записи (идёт в конце). Те, кто их не знает, можете дальше не читать, всё равно не поймёте.

Русская интеллигенция, болезненно переживая свой разрыв с народом, с одной стороны, постоянно превозносила и даже боготворила его, была готова ему служить - а с другой, в своём пленении рационализмом относилась к нему (и прежде всего, его "невежеству") с презрением. "Мы были твердо уверены, что народ разнится от нас только степенью образованности и что, если бы не препятствия, которые ставит власть, мы бы давно уже перелили в него наше знание и стали бы единой плотью с ним. Что народная душа качественно другая - это нам и на ум не приходило. Мы и вообще забыли думать о строе души: по молчаливому соглашению, под "душою" понималось просто рационалистическое сознание, которым одним мы и жили. И мы так основательно забыли об этом, что и народную психику представляли себе в виде голого со-знания, только несведущего и мало развитого" - пишет М. Гершензон в "Вехах".

Современная христианская цивилизация, в процессе своего развития создав мощную прослойку между обществом и религией (под названием "светская культура") обеспечила ему необходимую свободу для развития - прежде всего внутреннюю. Об этом подробно рассказывается в перечисленных текстах. Именно внутренняя свобода отличает нас от представителей традиционного общества. Она и привела к современному индивидуализму. Пушкин, сравнив современный христианский менталитет (в лице главного героя, Алеко) с традиционным в поэме "Цыганы", устами старика выносит первому приговор: "Ты для себя лишь хочешь воли"... Люди традиционной культуры не могут и не умеют противопоставлять себя обществу. Отсюда - их взаимовыручка и мощная зависимость друг от друга.

Подобно русской интеллигенции, культура современного христианского мира (в его пиковых проявлениях) точно так же двойственно смотрит на Традицию, традиционное общество вообще - любуется и восхищается этой целостностью мира традиционных людей, завидует им, мечтает к нему вернуться, и даже готово ему служить. А с другой - относится к нему самому и его "невежеству" с трудно скрываемым высокомерием.

Толпа валит в пустых равнинах.
Ослы в перекидных корзинах
Детей играющих несут;
Мужья и братья, жены, девы,
И стар и млад вослед идут;
Крик, шум, цыганские припевы,
Медведя рев, его цепей
Нетерпеливое бряцанье,
Лохмотьев ярких пестрота,
Детей и старцев нагота,
Собак и лай и завыванье,
Волынки говор, скрып телег,
Всё скудно, дико, всё нестройно,
Но всё так живо-неспокойно,
Так чуждо мертвых наших нег,
Так чуждо этой жизни праздной,
Как песнь рабов однообразной!

А.С. Пушкин. "Цыганы"


Отсюда и любовь современных образованных людей к Востоку, в частности, русских образованных людей - к кавказской экзотике. Собственная традиция уже утрачена, скорее всего, безвозратно, и эта потеря воспринимается как мучительная, подобно интеллигентскому разрыву с народом. А здесь - вот она, Традиция, в своей естественности и первозданной простоте. В ней нет нашей иронии, самоиронии и постоянного глумления над всем высоким. Алеко у Пушкина признаётся: "Ах, я не верю ничему". Традиционная же культура забирает человека всего, без остатка. Это ключ к пониманию специфической энергетики представителей исламской цивилизации. "Природы бедные сыны" - называет их Пушкин. Русские авторы восхищались именно этой мощью, целостностью и простотой. И понимали: нет ничего тяжелее человеческой свободы. Бремя которой вынужден нести белый человек.

По той же причине и женщины из христианских стран совершают секс-туры в Турцию да Египет - европейцы уже неспособны на столь простое, энергичное и прямое ухаживание. Культура слишком далеко от него ушла. Нам всем этой простоты не хватает. В черновых набросках к той же поэме читаем (обращение Алеко к сыну, рождённому в таборе от цыганки):

Останься посреди степей;
Безмолвны здесь предрассужденья,
И нет их раннего гоненья
Над дикой люлькою твоей;
Расти на воле без уроков;
Не знай стеснительных палат
И не меняй простых пороков
На образованный разврат;
Под сенью мирного забвенья
Пускай цыгана бедный внук
Лишен и неги просвещенья,
И пышной суеты наук -
Зато, беспечен, здрав и волен,
Тщеславных угрызений чужд,
Он будет жизнию доволен,
Не зная вечно-новых нужд.
Нет, не преклонит он колен
Пред идолом какой-то чести,
Не будет вымышлять измен,
Трепеща тайно жаждой мести


Как представляется, в своей поэме Пушкин выводит картину архетипического столкновения христианской и азиатской цивилизаций. Ничем хорошим оно для последней не кончится:

В стране, где долго, долго брани
Ужасный гул не умолкал,
Где повелительные грани
Стамбулу русский указал,
Где старый наш орел двуглавый
Еще шумит минувшей славой,
Встречал я посреди степей
Над рубежами древних станов
Телеги мирные цыганов,
Смиренной вольности детей.
За их ленивыми толпами
В пустынях часто я бродил,
Простую пищу их делил
И засыпал пред их огнями.
В походах медленных любил
Их песен радостные гулы —
И долго милой Мариулы
Я имя нежное твердил.

Но счастья нет и между вами,
Природы бедные сыны!..
И под издранными шатрами
Живут мучительные сны,
И ваши сени кочевые
В пустынях не спаслись от бед,
И всюду страсти роковые,
И от судеб защиты нет.
Tags: Восток - Запад, М_и_Ж, Пушкин, к проблеме русской интеллигенции, культура, литература, философия, христианство
Subscribe
promo kot_begemott august 8, 04:34 123
Buy for 50 tokens
Если можете, поддержите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments