Дело было больше 10 лет назад. Была у меня любимая девушка, из Мичуринска. И поехал к ней в гости, в начале января, аккурат на Крещение. Ну, пробыли дома некоторое время, потом она говорит: "Пойдём, я тебе кое-что интересное покажу". И потащила на местное озеро (а может, реку, уже не помню).
...Зрелище превзошло моё воображение. Это было совсем не то, что я ожидал увидеть. Казалось, на реку высыпал весь город. Огромная толпа народу стояла вокруг прорубей на льду, на берегу, на мостике... Взрослые, старики, дети, мужчины, женщины... Молодые, сильные, мускулистые парни голышом, с громкими криками бросались в ледяную воду. На берегу их ждали девушки с полотенцами - впрочем, некоторые из них тоже ныряли. Мужики, бабки, старенькие дедушки - все старались окунуться. А ведь был жуткий мороз, градусов 15, не меньше. Но собравшиеся, казалось, не замечали этого.
Это была настоящая Русь. Сильная, могучая, бесстрашная. Она исходила энергией, верой в будущее, она пела и плясала. Она радовалась празднику, этому ощущению единства. Напомню: в газетах в ту до-сетевую эпоху постоянно писали, что, мол, русская нация вырождается, молодёжь поголовно слабая и больная, непоправимо испорчен весь генофонд... Ага, видели бы они всех этих "слабых и больных"! Огромная праздничная толпа - полагаю, даже не знающая, в чём смысл праздника Крещения - исходила энергией. А ей знать было нужно? К слову, почти все были навеселе.
И вот представьте себе - посреди всеобщего пьянства, веселья и обнажённых купальщиков идёт столичный интеллигент в длинном кашемировом чёрном пальто от Berghaus (в то время такие ещё носили), белоснежном кашне, дорогущем итальянском галстуке и штиблетах (фирмы не буду называть, чтобы не вы***ваться), и сквозь позолоченную оправу очков
На самом деле я почувствовал свой болезненный разрыв со всеми этими людьми. Да, чёрт подери, я много лет изучал богословие и мог рассказать о всех Двунадесятых праздниках. Но эти знания - посреди всеобщего веселья - они были даром не нужны. Я шёл, и не знал, куда деваться, куда себя приткнуть. А сзади семенила любимая девушка, и вряд ли догадывалась, о чём я думаю и чувствую. Да ей - молодой и глупой - это было и не нужно...
Между мной и всем этим весельем была непроходимая стена, и я ощущал её всё болезненнее. Спустя некоторое время философские мозги переварили ситуацию, и я всё понял)) Стена была не такая уж и непроходимая. Чёрт возьми, почему я ничего не купил выпить?
С этими благочестивыми мыслями остановился рядом с мужчиной лет примерно сорока, который также был слегка поддат, и с улыбкой наблюдал за весельем. Он что-то меня спросил, я ответил: "Да, здорово у вас тут!" Потом ещё что-то спросил, кажется, не хочу ли я окунуться. Шутя ответил, что трезвым боюсь простудиться, а с собой ничего не взял.
Видели бы вы, как он преобразился! Честное слово, просиял, как самое солнце. Передо мной был совсем другой человек. Метаморфоза произошла необыкновенная. Он засуетился, заговорил что-то типа "да что ж ты сразу-то не сказал", "да вот же у меня есть, а выпить не с кем", и полез в сумку, стоящую между ногами. Оттуда извлёк большую прозрачную бутыль и небольшие пластиковые стаканчики. Когда он, не скупясь, налил, и протянул мне, было невозможно отказаться. Уж праздновать, так на славу!
...Уже после первого глотка я не понял, что происходит. Это было... это было... нечто необыкновенное. Я, знаток заморских ликёров, отродясь не вкушал ничего подобного. Да они и рядом не стояли. Даже мой любимый "Charlston Folie"... Необыкновенный напиток, лёгкий, яркий, и в то же время крепкий и обжигающий, с тончайшим ароматом свежих яблок перетёк, казалось, мне напрямую в душу, наполнив её теплом, радостью и чувством свободы. Между тем, собеседник достал яблоко на закуску, и протянул мне. Поблагодарив и закусив, я спросил:
- Что это? - и воззрился в недоумении на бутылку.
- Самогон. Сами делаем. Понравилось? - удовлетворённо крякнул мужик, наливая по второй. Я не знал, что сказать, дабы выразить свои чувства - кажется, показал большой палец. Мы разговорились.
- Ты, вроде, не местный, - спросил он. - По лицу видно. Сам откуда?
- Из Москвы.
- Чем занимаешься?
- Да по науке...
- А к нам чего?
- В гости приехал - сказал я, скосившись на даму сердца.
- А...
Через десять минут мы были лучшими друзьями. Мужик приглашал приезжать ещё. Я звал его в Москву... Литровую бутыль мы с ним, кажется, уработали. Стена была сломлена. Даже пьяный, я внутренне ощущал, и радовался этому. Я был вместе со всеми, тем самым единым целым.
А с девушкой я расстался на следующий день. Если очень интересно - после расскажу... Это уже совсем другая история.
Journal information