Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Category:

Субъект в пространстве женского романа.

Статья Е.В. Улыбиной.

"<...>
Как отмечал П. Г. Богатырев, "... в фольклоре удерживаются только такие формы, которые для данного коллектива оказываются функционально пригодными"8. Произведение фольклора не может возникнуть вопреки господствующим в социуме установкам: "безусловное господство предварительной цензуры, обрекающий всякий конфликт произведения с цензурой на бесплодность, формирует особый тип участников поэтического творчества и вынуждает личность отказаться от всякого посягательства на преодоление цензуры"9. А значит, те ценности и установки, которые транслируются произведениями фольклора, одобряются и принимаются обществом. Согласовывая актуальную личностную проблематику с общественной моралью, сказки поддерживали сложившиеся социальные устои, выполняли функцию психологической цензуры, требующей, чтобы различные не всегда социально приемлемые желания могли быть выражены в социально приемлемых формах.

Женский роман, близкий к сказке по жесткой фиксированности элементов фабулы и общей сюжетной линии, устроен, однако, несколько иначе и выполняет несколько иную функцию, поддерживая иные психологические тенденции.

"УСТРОЙСТВО" РОМАНА - ПРОЦЕСС БЕЗ ДЕЙСТВИЯ

Своеобразие романных приключений состоит в их необязательности. На первых страницах героиня встречает героя и между ними мгновенно возникает "великая взаимная любовь". Встреча обычно сопровождается конфликтом, который всегда основан на недоразумении, ошибке, непонимании —т.е. препятствие на пути к счастью всегда иллюзорно и разрешается само собой, при минимальных усилиях самой героини. Ей ничего не надо делать для достижения счастья — ей не надо меняться как участнику инициации, не надо отправляться в волшебную страну. Социальные условия жизни героини всегда благополучны и могут только улучшаться. Даже собственное желание героини, в отличие от героини сказок, вполне приемлемо.

Если в сказках основной акцент ставится на внешних действиях, то в романах внешнее вообще вторично. При чтении романа создается впечатление, что ничего не происходит, хотя герои могут совершать какие-то поступки, но эти поступки буквально ничего не значат, не означают ни какой внутренней динамики.

Что же происходит в женском романе, если, по сути, в нем ничего не происходит? Если исход поведения героев известен с первых страниц, а многочисленные перипетии служат орнаментом, замедляющим действие, то конкретное содержание приключений вряд ли позволит понять смысл повествований. Мы остановимся на анализе постоянных сюжетных элементов розовых романов, в качестве которых выступают: невероятная сексуальная привлекательность героини, наличие еще одной женщины, мощь и "дикость" героя, счастливое соединение героев после которого сюжет заканчивается.

Героиня.

Героиня в женском романе может быть блондинкой или брюнеткой, иметь пышные формы или быть миниатюрной. Она может иметь профессию или не иметь, любить или не любить работу. Она может быть дочерью миллионера или скромной секретаршей. В любом случае у героини нет социальных и бытовых проблем. Быт и характер вообще не важны — важно лишь то, что она всегда хороша собой и наделена сногсшибательной сексуальностью. Это ее основная характеристика. Все строится вокруг сексуальности, которая выступает в качестве базовой ценности мира, реконструируемого в романах. Именно сексуальность — т.е. наличие желания и сексуальная привлекательность выступает в качестве основного средства достижения целей, решения проблем, формирования отношений с окружающими. Все другие качества героини, по сути, вторичны и не играют существенной роли. Но сексуальность эта скрытая, она до поры не видна ни окружающим, ни самой героине.

В ранних женских романах героиня, как правило, не имела сексуального опыта. В текстах начала XXI века это однообразие преодолено в соответствие с реалиями времени. Сегодня героиня может быть девственницей, вдовой, разведенной женщиной, жертвой сексуального насилия. Отношения с героем могут разворачиваться тоже по разной схеме, они даже могут начинаться с секса
("Магический крут" Натали Вокс), героя могут подарить героине на день рождения ("Фантазия"). Это ничего не меняет. Отношения с героем остаются конфликтными по внутренним для героини причинам. Физическая близость после свадьбы вовсе не является итогом, финалом успешно построенных действий, правильных отношений с героем. Счастливый конец включает в себя обоюдное признание любви, помолвку, часто свадьбу и, иногда, упоминание о родившихся или ожидаемых детях. Семейный союз или "прочные отношения" выступает как осознанная цель, на которую прямо направлены усилия героини, что отличает ее от сказочного прототипа, ведь даже Золушка отправлялась на бал не за принцем, а за праздником.

Герой.

Если героиня может иметь любую внешность, то герой всегда одинаков. Он огромен, "гора мышц" и обязательно слегка "дикарь". Герой является воплощением силы во всех ее проявлениях. Он обязательно успешен в социальном плане и умеет решать разного рода проблемы. Герой может иметь вспыльчивый характер, иметь "плохую" репутацию, чаще всего опасного для женщин ловеласа. Его образ противоречив: он воплощает в себе мечты о защитнике и покровителе и, одновременно, таит опасность. Герой поначалу несколько пугает героиню, ибо она полагает, что не может контролировать ситуацию — героя, себя, обстоятельства.

Образ героя соответствует диагнозу. Женщина с истерической организацией структуры личности имеет тенденцию "видеть мужчин как сильных и восхитительных, а женщин — как слабых и незначительных. Поскольку девочка считает силу врожденным мужским атрибутом, она смотрит на мужчин снизу вверх, но так же — большей частью бессознательно — ненавидит и завидует им. Она пытается усилить свое ощущение адекватности и самоуважения, привязываясь к мужчинам, в то же время исподволь наказывая их за предполагаемое превосходство"10. По ходу дела герой действительно теряет таинственность и опасность, сохраняя силу и социальную успешность и обнаруживая нежность и абсолютную преданность героине.

Другая женщина.

Другой женщиной может быть кто угодно — подруга, соперница, мать, сестра, начальница и пр. Эта другая женщина может быть дружественна или враждебна героине, может помогать или мешать ей. Политкорректность последнего времени предполагает пропаганду "гендерной солидарности", и другая женщина чаще изображается в дружественных и сочувственных тонах. Но она есть всегда и она отличается от главной героини некоторыми постоянными чертами: возрастом — она всегда хотя бы немного старше, опытом и, как это не странно, большей энергетикой и силой. Это эмансипированная, раскованная дама, обладающая яркой внешностью и смелыми манерами. "Она чересчур экстравагантна и предприимчива", как старшая сестра героини романа "Фантазия" Л. Фостер 11. Она противоположна героине по самой сути — "характером она отличалась сильным, смелым, жестким. У нее было все, чего не хватало самой Джине"12.

Сказочным прототипом другой женщины вряд ли может быть ленивая родная дочь мачехи, скорее это сама мачеха, неразумно претендующая на то, чтобы быть "всех красивей и милее", именно с ней как с женщиной, занимающей место рядом с мужчиной (любым) стремится конкурировать героиня.

Другая женщина имеет силу, которой нет у героини, но для женщин с истерической структурой характера сила — противоположна женственности, быть сильной — значит не быть женщиной. Героиня имеет свой способ справиться с ситуацией. И в романах эта слишком сильная и активная героиня всегда проигрывает "младшей сестренке", которую может оценить только настоящий мужчина.

Функция другой женщины выглядит самой загадочной — она не выступает как реальная помеха счастью героини, она не только не выступает в качестве реальной соперницы, но даже часто оказывает существенную помощь, организуя встречу героини и героя. Именно необязательность действий и постоянство появления в тексте позволяют говорить о том, что почему-то фигура этой другой женщины так важна для понимания происходящего в романе действия.

Действие.

Эти три постоянные героя разыгрывают повторяющееся из романа в роман действие, смысл которого включает в себя элементы классического соперничества в рамках любовного треугольника, что вполне укладывается в эдипову проблематику и является основным мотивом поведения при развитии личности по истерическому типу. Именно поэтому другая женщина, какое бы место она ни занимала в романе, так важна для организации психологической составляющей событий. Все, в конечном счете, делается для нее, именно ей героиня должна доказать свою женскую силу и состоятельность.

Соперничество определяет и внутреннюю динамику происходящего, связанную с перераспределением силы. Если в начале романа героиня слаба, а герой и другая женщина — сильны, то в финале она получает мужчину вместе с его силой и берет верх над более сильной "другой женщиной".

В сказке тема соперничества также занимает очень важное место, напрямую организуя сказочное действие. Падчерица торжествует над злой мачехой и ее ленивой родной дочерью. Но в сказке победа достигается за счет социальных успехов — хозяйственных навыков, доброты и "правильного" поведения. Героиня сказки меняется, становится другой, как становится другим ребенок, прошедший инициацию. Героиня сказки попадает в ситуацибеды, ущерба, восполнение которого заставляет ее действовать. В романах этот ущерб имеет специфический характер. Уже в самом начале повествования присутствует практический полный набор благ: героиня, обладающая исключительной привлекательностью и любящая героя, герой, любящий героиню, благополучная внешняя среда. Искомый объект отсутствует, но действие, тем не менее, разворачивается.

Обнаруживается, что благополучие внешнего плана компенсируется существенными, но неявными (не декларируемыми) проблемами внутренними. При всех своих достоинствах и огромной сексуальности героиня до встречи с героем одинока и либо вообще не имела опыта любовных отношений, либо они были неудачны. Причины такого парадокса по ходу повествования объясняются преимущественно внешними обстоятельствами, изменой первого мужа, замкнутым характером героини или трагическими событиями типа изнасилования (роман "Фантазия") и пр. Героиня, как это свойственно истерической женщине, не удовлетворена существующим положением вещей и в этом состоит еще одна загадка женского романа. Героиня явно испытывает некоторую недостачу, но эта недостача не неизвестна ни ей, ни читателям.<...>"

(http://ec-dejavu.ru/f/Female_novel.html)
Tags: М_и_Ж
Subscribe
promo kot_begemott august 8, 04:34 123
Buy for 50 tokens
Если можете, поддержите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments