Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Category:

Героическое и катарсис: Героизм в русском и американском кинематографе.

Суть в том, что герой американского кинематографа совершает свои подвиги отнюдь не во имя спасения своего американского отечества, но, скорее, во имя тех (прежде всего - материальных) преимуществ, выгод и благ, которые он получает в конце фильма. То есть идея служения Отечеству (либо каким-то другим высшим ценностям - свободы и демократии во всём мире, избавлению от злых врагов/пришельцев, и т.д.) - она, без сомнения, каким-то образом присутствует в американском фильме. Но - в отличие от заключительных кадров, когда президент пожимает герою руку, а на шею ему бросается ослепительная красавица - идея служения Отечеству выглядит настолько несерьёзно, что становится ясно, что обретённые блага для героя всё же важнее.

Самое понятие "Отечество" для американского героя (и, видимо, телезрителя) связано прежде всего с качеством жизни. Отечество оно потому, что там хорошо, но не наоборот, и это как-то сквозит в фильме, является его незримым фоном.

Кроме того (возможно, это самое главное) в случае американского кинематографа речь идёт не о героизме, а о наслаждении зрелищем героизма. Зрители должны получить наслаждение, отождествляя себя с героем, совершающим подвиг.

Это наслаждение ничего не меняет в человеке. Оно учит и дальше продолжать получать наслаждение от жизни. Героизм как зрелище - составная часть общезападного гедонистского наслаждения жизнью. Он также вписан в этот общий мейнстрим.

Американский голливудский героизм не воспитывает человека, не заставляет его делать над собою усилия, расти вверх. Даже в случае героизма этот кинематограф заставляет его падать вниз.

То есть изображение героизма в американском кинематографе уже несет в себе противоречие. Получается не только профанация самых высоких идей, ради которых совершают подвиг. Получается, что в результате зрелище подвига заставляет зрителя не расти над собой, а деградировать, двигаться вниз, погружаясь в пучину общего гедонизма. Непосредственного воздействие зрелища подвига заменяет (и подменяет) собою подвиг. Это не подвиг, но зрелище подвига.

Противоположность наслаждению есть страдание. И русский кинематограф, когда изображает подвиг, он заставляет зрителя страдать, сопереживать герою. Фильм «А зори здесь тихие» невозможно смотреть без слез и вообще без какого-то внутреннего сопереживания. Поэтому, возможно, во многих фильмах российского кинематографа «про подвиг» нет хеппи-энда. Потому что подвиг – это серьезно. Это не игрушка, типа, пошел там кому-нибудь морду набил.

А на Западе человек наслаждается зрелищем подвига. Подвиг существует на Западе для того, чтобы получать от него наслаждение.

Русское кино зовёт прострадать вместе с героем. Наш кинематограф создает душевный механизм, который погружает человека в ситуацию подвига. И ты в этой ситуации начинаешь страдать и совершаешь подвиг вместе с героем.

То есть тебя запускают внутрь вот этой ситуации. Ты не смотришь на нее со стороны и наслаждаешься там могучими бицепсами и силой удара, но ты находишься изнутри, ты понимаешь весь этот ужас, который чувствует главный герой, и тем не менее делает то, что он делает.

То есть, смотря русский фильм, я испытаю очищение, катарсис от зрелища подвига. Смотря западный фильм испытываешь не очищение, а наоборот, загрязнение души.
Tags: Восток - Запад, культура
Subscribe
promo kot_begemott august 8, 04:34 123
Buy for 50 tokens
Если можете, поддержите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment